Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении дополнения в статью 28 Федерального закона "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений"
В связи с передачей следственных изоляторов Министерству юстиции Российской Федерации территориальные управления министерства запретили проведение стационарных судебно-психиатрических экспертиз арестованных (обвиняемых и подсудимых) на территории СИЗО и закрыли соответствующие отделения судебно-психиатрических экспертиз, обслуживаемые органами здравоохранения.
Непродуманные действия создали серьезные трудности для органов следствия и судов, которые вынужденны освобождать арестованных из-под стражи для проведения экспертиз в общих психиатрических учреждениях, что создает серьезную угрозу безопасности окружающих.
Этапирование лиц, находящихся под стражей, для проведения им стационарных судебно-психиатрических экспертиз в межобластные учреждения, расположенные в крупных региональных центрах и работающие на платных договорных условиях, сопряжено с огромными финансовыми расходами.
В каждом конкретном случае органы следствия и суда вынуждены изыскивать средства, заключать договоры, ожидать очереди для проведения экспертиз.
Существенно ухудшилось и положение граждан, находящихся под следствием или судом, в связи с их доставкой в соответствующие учреждения, длительным ведением следствия или судебного рассмотрения дела.
Ухудшились и качество, и сроки следствия по делам, где назначались стационарные судебно-психиатрические экспертизы, многие дела долгое время не находят разрешения по существу.
Опыт и практика проведения стационарных судебно-психиатрических экспертиз лицам, находящимся под стражей, в межобластных учреждениях и Государственном научном центре им. В.П.Сербского показывает, что в связи с их перегруженностью, необходимостью конвоирования арестованных (зачастую плановым конвоем) сроки проведения следствия и суда удлиняются до полугода и более. Длительное время проведения судебно-психиатрических экспертиз повлечет освобождение из-под стражи опасных преступников. Содержание под стражей свыше 6 месяцев возможно лишь по особо тяжким преступлениям, удельный вес которых составляет 6 процентов.
За все время существования отделений стационарных судебно-психиатрических экспертиз каких-либо чрезвычайных происшествий не было.
Несостоятельны ссылки на то, что закрытие этих отделений высвобождает дополнительные площади для размещения заключенных под стражу (отделения занимали или занимают, не более 3-4 кабинетов) и что редакция статьи 28 Федерального закона "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" позволяет проводить в следственных изоляторах амбулаторные судебно-психиатрические экспертизы.
Редакция статьи требует корректировки. По смыслу она разрешает проводить любые экспертизы, но вместе с тем выделены амбулаторные судебно-психиатрические экспертизы.
В целях улучшения формулировки указанной статьи, а также упорядочения отношений в сфере проведения стационарных судебно-психиатрических экспертиз настоящим проектом федерального закона предлагается дополнить статью ссылкой на стационарные судебно-психиатрические экспертизы, что позволит сохранить отделения судебно-психиатрических экспертиз там, где их еще не закрыли, восстановить те, где их необоснованно закрыли.
Принятие данного закона не повлечет расходов из федерального бюджета, поскольку указанные отделения полностью содержатся за счет бюджетов регионов.
В связи с принятием данного федерального закона внесение изменений и дополнений в действующее законодательство не потребуется.
Финансово-экономическое обоснование
проекта федерального закона "О внесении дополнения в статью 28 Федерального закона "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений"
Принятие федерального закона "О внесении дополнения в статью 28 Федерального закона "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" не повлечет расходов из федерального бюджета, поскольку отделения судебно-психиатрических экспертиз содержатся за счет бюджетов регионов.
Перечень законов и иных нормативных актов подлежащих отмене, изменению и дополнению в случае принятия федерального закона "О внесении дополнения в статью 28 Федерального закона "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений"
В случае принятия федерального закона "О внесении дополнения в статью 28 Федерального закона "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" внесение изменений и дополнений в действующее законодательство не потребуется.
Председатель Государственного |
И.Н.Семенов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.