Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении изменений и дополнений в статью 158 Уголовного кодекса Российской Федерации и статью 126 Уголовно-процессуального кодекса РСФСР"
Основным предметом нормативного регулирования рассматриваемого законопроекта является дифференциация уголовной ответственности лиц, совершивших кражи, с учетом их личности и наступивших последствий.
Необходимость в принятии данного проекта обусловлена тем, что с 1 июля 1994 года отдельные виды краж, квалифицируемые по части 2 статьи 144 УК РСФСР, а с 1 января 1997 года - по части 2 статьи 158 УК Российской Федерации, законодателем отнесены к тяжким преступлениям.
Об отсутствии высокой общественной опасности основной части краж и соответственно о необоснованном отнесении их к тяжким преступлениям свидетельствуют статистические данные за 1996 - 1999 годы о количестве направленных в суд уголовных дел о кражах (в среднем ежегодно 370 тысяч в отношении 530 тысяч обвиняемых, которым инкриминировалось около 600 тысяч преступлений). То есть 60 процентов из них совершаются в одиночку и по каждым двум из пяти уголовным делам правонарушитель обвиняется в совершении одной кражи.
О том, что основная масса краж, квалифицируемых по части 2 статьи 158 УК Российской Федерации, не может быть признана тяжким преступлением свидетельствует и судебная статистика. Так, по данным Верховного Суда Российской Федерации в 1998 году по части 2 статьи 158 УК Российской Федерации меры наказания на срок от пяти до шести лет назначена менее чем одному проценту осужденных к реальному лишению свободы.
Не может служить основанием для отнесения преступления к категории тяжких и квалифицирующий признак "причинение значительного ущерба гражданину" в виду его оценочного характера правоприменителем.
Предлагается произвести разделение данного квалифицирующего признака с дифференциацией по объекту преступления путем указания в законе конкретных сумм причиненного ущерба для наступления соответствующих последствий. Значительный ущерб гражданину полагаем целесообразным установить в размере стоимости похищенного имущества, превышающей минимальный размер оплаты труда в сто раз, для предприятия (организации) - в размере стоимости имущества, превышающей минимальный размер оплаты труда в двести раз.
Механическое объединение в одной части статьи 158 УК Российской Федерации квалифицирующих признаков "проникновение в жилище и помещение" и "проникновение в иное хранилище" необоснованно включило в перечень тяжких преступлений большинство краж, поскольку любое имущество имеет место своего хранения.
Кроме того, отнесение всех видов краж, квалифицируемых по части 2 статьи 158 УК Российской Федерации, к категории тяжких преступлений (с 19% в 1993 году до 61,6% в 1999 году).
С учетом изложенного предлагается по указанным видам краж, квалифицируемых по части 2 статьи 158 УК Российской Федерации, снизить санкцию с шести до пяти лет лишения свободы. Это позволит, во-первых, перевести их в категорию преступлений средней тяжести, во-вторых, дела об этих преступлениях будут рассматриваться судьей единолично.
Одновременно предлагается выделить кражи с проникновением в жилище либо помещение в отдельную часть статьи 158 УК Российской Федерации и ужесточить санкцию за их совершение ввиду действительно высокой общественной опасности данного вида преступлений (в 1998 году их зарегистрировано более 292 тысяч или +7,8 процента, в 1999 году прирост к аналогичному периоду 1998 года составил +21,9 процента).
Кроме того, считаем необходимым дополнить примечание к статье 158 УК Российской Федерации формулировками с дифференциацией значительного ущерба гражданину и предприятию (организации), а также с более четким разграничением понятий хранилище, жилище и помещение.
Полагаем также возможным снизить высший предел санкций части 1 статьи 158 УК Российской Федерации с трех лет до двух лет лишения свободы, что позволит уголовные дела о неквалифицированных кражах передать в подсудность мировых судей, чем значительно упростит судебную процедуру их рассмотрения (в 1998 году зарегистрировано 104 тыс., в 1999 году - 138,119 тыс. этого вида краж).
Реализация предложенных мер будет содействовать дифференциации и гуманизации уголовной политики, позволит существенно сократить сроки расследования и способа кардинальным образом изменить обстановку в пенитенциарной системе России, а также обеспечить приведение уголовной статистики о тяжких преступлениях в соответствие с реалиями.
Принятие законопроекта не повлечет необходимости внесения изменений либо дополнений в другие законодательные акты и не потребует дополнительных финансовых затрат.
Председатель |
В.И.Крестьянинов |
Финансово-экономическое обоснование
проекта федерального закона "О внесении изменений и дополнений в статью
158 Уголовного кодекса Российской Федерации и статью 126
Уголовно-процессуального кодекса РСФСР"
Принятие федерального закона "О внесении изменений и дополнений в статью 158 Уголовного кодекса Российской Федерации и статью 126 Уголовно-процессуального кодекса РСФСР" не потребует каких-либо материальных и финансовых затрат.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившим
силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи
с принятием федерального закона "О внесении изменений и дополнений
в статью 158 Уголовного кодекса Российской Федерации и статью 126
Уголовно-процессуального кодекса РСФСР"
В связи с принятием федерального закона "О внесении изменений и дополнений в статью 158 Уголовного кодекса Российской Федерации и статью 126 Уголовно-процессуального кодекса РСФСР" признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия актов федерального законодательства не потребуется.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.