Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О риэлтерской деятельности в Российской
Федерации"
В настоящее время правовое регулирование риэлтерской деятельности осуществляется на уровне правовых актов Правительства Российской Федерации и нормативных актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Это объективно усложняет практику осуществления риэлтерской деятельности, создает необоснованные сложности не только для самих риэлтеров, но и для потребителей их услуг. Установление единства в правовом регулировании риэлтерской деятельности на всей территории Российской Федерации - основная цель предлагаемого проекта федерального закона.
Настоящий вариант проекта доработан с учетом замечаний, предложений и поправок, содержащихся в заключении Президента Российской Федерации на проект федерального закона "О риэлтерской деятельности в Российской Федерации" (от 11 июня 1998 года N Пр-819), письме Правительства Российской Федерации "О проекте федерального закона "О риэлтерской деятельности в Российской Федерации", за подписью Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Б.Немцова (от 22 июня 1998 года N 3077п-П5).
Главной концептуальной идеей при разработке проекта была выбрана идея регулирования отношений, возникающих в связи с предоставлением риэлтерских услуг, с позиции их потребителей. Именно в связи с этим в проекте нашли свое отражение особенности защиты прав потребителей применительно к риэлтерской деятельности. Большинство услуг, предоставляемых риэлтерами, имеет особое значение по причине их непосредственной связи с переходом прав на недвижимое имущество. Руководствуясь именно этими соображениями в проект в качестве отдельной главы были включены нормы об особенностях защиты прав потребителей риэлтерских услуг.
Акцентируя внимание на защите прав потребителей, проект тем не менее, принимает во внимание и запросы риэлтеров, большая часть которых относится к их взаимоотношениям с различными органами исполнительной власти, иными государственными организациями и учреждениями. В данном случае речь идет о необходимости снабжения риэлтеров точной информацией об объектах сделок и о заинтересованных в таких объектах лицах. В проекте специально выделены нормы об информационном обеспечении риэлтерской деятельности, осуществляемом по их запросам должностными лицами органов управления на местах. Наличие у риэлтера максимально полной информации о недвижимом имуществе, о наличии прав третьих лиц на такие объекты способствует не только развитию риэлтерского бизнеса, но также и защите интересов клиентов, поскольку последние безусловно вправе получить от риэлтера такую информацию. Не говоря уже о том, что именно информация об объектах является той основной причиной, по которой гражданам и юридическим лицам целесообразно обращаться именно к риэлтерам за получением их услуг, но не заниматься заключением и исполнением сделок с недвижимостью самостоятельно, за свой страх и риск.
В проекте закона предложено более широкое определение риэлтерской деятельности, включая в него не только оказание агентских, дилерских и посреднических услуг, но также и деятельность по доверительному управлению, по организации торговли недвижимым имуществом.
В законопроекте даны основные понятия и термины, применяемые на рынке недвижимости: "рынок недвижимости", "профессиональные участники рынка недвижимости", "профессиональный риэлтер" и др.
Недвижимость является основным объектом собственности для большинства российских граждан. Приватизация жилья включила в гражданский оборот значительную часть жилищного фонда России, создала условия для создания рынка жилья. Поэтому важной государственной задачей является создание такой правовой системы, которая бы надежно обеспечивала права всех участников рынка недвижимости, снижала по возможности риски и обеспечивала восстановление нарушенных прав. Актуальность проблемы снижения рисков участников рынка недвижимости, и, прежде всего, граждан возрастет по мере развития рынка недвижимости.
Закон "О риэлтерской деятельности в Российской Федерации" должен обеспечить унификацию подходов к ее законодательному регулированию на всей территории Российской Федерации, сбалансированное развитие первичного и вторичного рынков недвижимости, сделать оптимальным взаимодействие всех профессиональных участников рынка.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О риэлтерской деятельности в Российской
Федерации"
Реализация данного законопроекта не требует дополнительных расходов за счет средств федерального бюджета.
Перечень актов
федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу,
приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием
федерального закона "О риэлтерской деятельности в Российской Федерации"
Принятие федерального закона "О риэлтерской деятельности в Российской Федерации" в целях его реализации потребует внесения изменений и дополнений в следующие законодательные акты Российской Федерации:
- Федеральный закон "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации";
- Федеральный закон "Об ипотеке";
- Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации";
- Федеральный закон "О товариществах собственников жилья";
- Федеральный закон "О некоммерческих организациях";
- Постановление Правительства Российской Федерации от 23 ноября 1996 года "Об утверждении Положения о лицензировании риэлтерской деятельности".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.