Дополнение к пояснительной записке
(к обоснованию внесения дополнений в Федеральный закон "О соглашениях о разделе продукции")
Законодательная инициатива (ЗИ) имеет целью обеспечение соблюдения и защиты прав и свобод граждан России, предусмотренных Конституцией РФ, общепризнанными нормами международного нрава.
Право на информацию - одно из основополагающих прав личности. Это право закреплено в статье 19 Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.48 г.
Ст.15 Конституции РФ признала составной частью правовой системы РФ общепризнанные нормы и принципы международного права, следовательно, Конституция гарантирует соблюдение в РФ вышеупомянутой статьи 19.
Проекты и программы, реализуемые на основании закона "О соглашениях о разделе продукции" (Закон) напрямую затрагивают права и свободы всех граждан РФ, которые (права и свободы), согласно ст.18 Конституции, "...составляют смысл, содержание и применение законов".
Часть 2 статьи 24 Конституции РФ обязывает органы государственной власти и местного самоуправления обеспечить возможность каждому ознакомиться с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы.
Таким образом, предлагаемая законодательная инициатива есть действие по дополнению Закона важнейшей нормой, направленной на обеспечение конституционных прав и свобод граждан России.
31.12.93 г. принят Указ Президента РФ "О дополнительных гарантиях права граждан на информацию". В Указе сформулировано принципиальное положение, созвучное со статьей 19 Всеобщей декларации прав человека, о том, что "Право на информацию является одним из фундаментальных нрав человека". В Указе также сказано: "Деятельность государственных органов, организаций, предприятий, общественных организаций и должностных лиц осуществляется на принципах информационной открытости". В тексте Указа разъяснено, в чем заключаются эти принципы:
- в доступности для граждан информации, представляющей общественный интерес или затрагивающей личные интересы граждан о предполагаемых и принятых решениях;
- в осуществлении гражданами контроля за деятельностью государственных органов, предприятий, общественных объединений, должностных лиц и принимаемыми ими решениями.
Указ установил право за гражданами не только на информацию, но и на контроль над деятельностью органов власти и принимаемыми ими решениями.
Именно доступ к информации является наиболее эффективной и действенной формой контроля общества за деятельностью государственных органов.
Реализация соглашений о разделе продукции, как видно из практики действующих Соглашений, затрагивает вопросы общефедерального уровня, федеративных отношений. При этом необходимо учесть, что государство в соглашениях участвует фактически в качестве юридического лица, лишенного прав, вытекающих из суверенного иммунитета (проект Сахалин-2).
Поэтому Соглашения должны регулироваться с учетом национальных интересов, интересов регионов, всех экономических субъектов, политических сил на условиях принципиального согласия всех ветвей власти. Все это выполнимо только при условии нормативного декларирования открытости (прозрачности) сведений, составляющих содержание Соглашений, возможности независимой их экспертизы.
Реализация Соглашений предполагает осуществление сложного комплекса различных видов хозяйственной и иной деятельности, на которые, согласно ст.3 ФЗ "Об экологической экспертизе", распространяется принцип презумпции потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной и иной деятельности.
С учетом данного принципа, Соглашения (в части документации, обосновывающей их) отнесены к объектам, подлежащим обязательной экологической экспертизе (ст.11 ФЗ "Об экологической экспертизе").
Экологическая экспертиза в РФ осуществляется двух видов: общественная и государственная. Уже одно это обстоятельство говорит в пользу того, что Соглашения, как объекты экологической экспертизы не могут содержать заранее оговоренных условий конфиденциальности.
Кроме того, как объекты экологической экспертизы они, в соответствии с нормативным документом РФ "Положение об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую природную среду в Российской Федерации", утвержденным приказом Госкомэкологии РФ от 16.05.00 N 372, зарегистрированным в Минюсте РФ 4 июля 2000 г. N 2302, подлежат публичному общественному обсуждению.
Реализация Соглашений связана с колоссальным воздействием на окружающую природную среду. Федеральный Закон "Об охране окружающей природной среды" в ст.11 определил важнейшее субъективное право граждан РФ на охрану здоровья от неблагоприятного воздействия окружающей природной среды, закрепленное в ст.42 Конституции РФ.
Стержневым принципом природоохранного законодательства РФ является (ст.3 ФЗ "Об охране окружающей природной среды") приоритет охраны жизни и здоровья человека, обеспечение благоприятных условий для жизни, труда и отдыха населения. Ст.12 данного закона предоставляет гражданам право "требовать от соответствующих органов предоставления своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей природной среды и мерах по ее охране".
Юридическая конструкция полномочий граждан в области охраны окружающей среды такова, что они (полномочия), помимо субъективных экологических прав, включают и экологические обязанности.
Экологические обязанности граждан (равно, как и права) входят в состав единого правового института и имеют важное значение в предупреждении экологически вредных для общества видов деятельности. Таким образом, открытость содержательной части Соглашений необходима и для того, чтобы граждане могли эффективно реализовать свои конституционные обязанности "...сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам" (ст.58 Конституции РФ).
В части 2 ст.7 ФЗ "О соглашениях о разделе продукции" определено, что Соглашениями предусматриваются обязательства инвестора по "осуществлению мер, направленных на предотвращение вредного влияния указанных работ на окружающую природную среду, а также по ликвидации последствий такого влияния". "Осуществление мер..." относится к экологической информации, которая не может быть отнесена к информации конфиденциальной, наряду с любой информацией, затрагивающей права и свободы граждан России.
Закон о СРП, регулирующий отношения, ставшие реальностью в РФ "не от хорошей жизни" не может (не должен) содержать нормы, не затрагивающие права свободы и законные интересы граждан, поэтому дополнение его нормой, изложенной в законодательной инициативе - необходимый, пропущенный при его принятии, акцент.
Проекты и программы, реализуемые в рамках Соглашений, будут затрагивать экологические интересы сопредельных государств.
Согласно Конвенции об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте (Финляндия, 25.02.91 г.), претворяемой под эгидой ООН, которую Россия подписала 06.06.91 г. (всего Конвенцию в настоящее время подписали и ратифицировали более 30 стран), Россия обязана на стадии Соглашений, т.е. до принятия решений об осуществлении планируемых видов деятельности, уведомить (или предоставить исчерпывающую информацию по запросам) затрагиваемые Стороны о планируемых видах деятельности.
В перечне видов деятельности, которые согласно Конвенции могут оказать трансграничное экологическое воздействие, значатся (выборка по видам деятельности, которые имеют отношение к Соглашениям):
- нефте- и газопроводы большого диаметра;
- нефтеочистительные заводы;
- крупномасштабная добыча, извлечение и обогащение на месте металлических руд и угля;
- добыча углеводородов на континентальном шельфе;
- крупные склады для хранения нефтяных, нефтехимических и химических продуктов.
Депутат Сахалинской областной Думы |
С.А.Пономарев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.