Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации" и Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации"
Второго марта 2001 года Алтайский краевой Совет народных депутатов принял постановление N 45 "О законодательной инициативе по внесению изменений в Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации", в соответствии с которым в порядке законодательной инициативы внес на рассмотрение Государственной Думы проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации".
Законопроект предусматривал внесение поправок в статьи 23 и 28 указанного Федерального закона, смысл которых состоял в том, что прокурор (его заместитель) вправе обратиться с заявлением в суд о признании не действующим правового акта, противоречащего закону, лишь в том случае, если его протест на упомянутый правовой акт отклонен или удовлетворен частично.
Причины, вызывающие необходимость внесения изменений в статьи 23 и 28 этого Федерального закона, были изложены в пояснительной записке к законопроекту. В основном они сводились к следующему:
практика свидетельствует о целесообразности принесения протеста на противоречащий закону правовой акт до обращения прокурора (его заместителя) с соответствующим заявлением в суд, поскольку во многих случаях это обращение заканчивается прекращением производства по делу вследствие того, что соответствующий орган или должностное лицо до вынесения судебного решения по существу соглашается с доводами прокурора (его заместителя) и вносит необходимые поправки в правовой акт, противоречащий законодательству;
статьи 23 и 28 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" в определенной степени противоречат статье 27 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
Согласно указанным статьям 23 и 28 прокурор (его заместитель) приносит протест на противоречащий закону правовой акт либо обращается в суд в порядке, установленном процессуальным законодательством Российской Федерации.
Между тем в соответствии с пунктом 1 статьи 27 Федерального закона "Об общих принципах организации... органов государственной власти субъектов..." правовые акты, противоречащие закону, подлежат опротестованию в установленном порядке. То есть, по смыслу этой статьи, опротестование правовых актов должно предшествовать обращению прокурора (его заместителя) с соответствующим заявлением в суд.
Законодательную инициативу Алтайского краевого Совета народных депутатов поддержали 16 субъектов Российской Федерации.
Однако заключения Генеральной прокуратуры Российской Федерации и Правительства Российской Федерации на законопроект были отрицательными. Комитет Государственной Думы по безопасности, 25 мая 2001 года рассмотрев соответствующий вопрос, рекомендовал Государственной Думе законопроект отклонить.
Учтя эти обстоятельства, Алтайский краевой Совет народных депутатов вступил в ходатайство перед Государственной Думой о переносе рассмотрения ранее представленного проекта федерального закона с 14 июня 2001 года на осеннюю сессию с тем, чтобы внести изменения в свою законодательную инициативу. Это ходатайство было удовлетворено.
В этой связи Алтайский краевой Совет народных депутатов отзывает из Государственной Думы ранее направленный проект федерального закона и вносит на ее рассмотрение новый законопроект. Причины обращения Алтайского краевого Совета народных депутатов с новой законодательной инициативой остаются в основном прежними.
Законопроект предусматривает внесение изменений в два Федеральных закона: "О прокуратуре Российской Федерации" (статью 23 предлагается изложить в новой редакции) и "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (статью 27 так же предлагается изложить в новой редакции).
Согласно новой редакции статьи 23 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор или его заместитель в качестве общего правила сохраняет право принести протест на противоречащий закону правовой акт либо, минуя стадию принесения протеста, обратиться непосредственно в суд с заявлением о признании этого правового акта не действующим. Однако правовой акт, принятый законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации, подлежит опротестованию, и прокурор вправе обратиться с соответствующим заявлением в суд лишь в случае отклонения протеста либо удовлетворения его частично. При этом в случае принятия законодательным (представительным) органом государственной власти правового акта, противоречащего закону и повлекшего за собой массовые и грубые нарушения прав и свобод человека и гражданина, угрозу единству и территориальной целостности Российской Федерации, национальной безопасности Российской Федерации и ее обороноспособности, единству правового и экономического пространства Российской Федерации, прокурор или его заместитель приносит протест на этот правовой акт либо обращается непосредственно в суд с заявлением о признании этого правого акта не действующим.
Протест подлежит рассмотрению не позднее десяти дней со дня его поступления, а в случае принесения протеста на правовой акт, принятый законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации, - не позднее тридцати дней со дня принесения протеста.
Необходимость внесения этой поправки вызвана следующим обстоятельством.
В настоящее время согласно действующей редакции статьи 23 этого Федерального закона в случае принесения протеста на правовой акт, принятый законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации, он подлежит рассмотрению на ближайшем заседании этого органа. Между тем в большинстве случаев, в особенности, когда протест принесен за несколько дней до заседания законодательного (представительного) органа, рассмотреть и, при удовлетворении, внести соответствующие поправки в правовой акт, противоречащий закону, невозможно. Необходимо иметь в виду, что в соответствии со статьей 6 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" законопроекты о введении или об отмене налогов, освобождении от их уплаты, изменении финансовых обязательств субъекта Российской Федерации, другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет бюджета субъекта, рассматриваются лишь по представлению высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) либо при наличии его заключения. При этом срок для представления заключения не может быть менее 14 дней. Не менее сложна процедура внесения поправок и в иные правовые акты, так как она во многих случаях сопряжена с проведением научной экспертизы, изучением мнения специалистов и т.п.
Другая новация - протест до его рассмотрения может быть отозван не только принесшим его лицом, но и вышестоящим должностным лицом.
В соответствии с новой редакцией статьи 27 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" пункт 1 этой статьи исключается, поскольку он, как отмечено выше, в определенной степени противоречит статьям 23 и 28 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации". Помимо того, согласно этому пункту опротестованию подлежат лишь правовые акты указанных в нем органов и должностных лиц. Это означает, что прокурор не вправе опротестовать конституцию (устав) либо закон субъекта Российской Федерации, поскольку они являются нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а не органов либо должностных лиц субъектов. Одновременно эта статья дополняется новыми пунктами, совпадающими по смыслу с упомянутой статьей 23.
Вносятся изменения в пункт 4 статьи 27 (в пункт 6 этой статьи в новой редакции) указанного Федерального закона, в соответствии с которым юридические лица (в частности, коммерческие организации), как и физические лица, наделяются правом обжалования в судебном порядке правовых актов субъектов Российской Федерации, нарушающих их права и охраняемые законом интересы.
Алтайский краевой Совет народных депутатов просит включить представленный проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации" и Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" в программу законопроектной работы Государственной Думы на осеннюю сессию.
Председатель Алтайского краевого |
А.Г.Назарчук |
Справка о необходимости расходов, связанных с принятием федерального
закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О прокуратуре
Российской Федерации" и Федеральный закон "Об общих принципах организации
законодательных (представительных) и исполнительных органов
государственной власти субъектов Российской Федерации"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации" и Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" расходов, покрываемых за счет федерального бюджета, не потребует.
Справка о необходимости внесения в федеральное законодательство изменений
и дополнений в связи с принятием федерального закона "О внесении
изменений в Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации"
и Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных
(представительных) и исполнительных органов государственной власти
субъектов Российской Федерации"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации" и Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" внесения изменений и дополнений в иные федеральные законы не потребует.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.