Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации"
Федеральным законом "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) в статье 19 (пункт 2) предусмотрена возможность выражения недоверия высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) со стороны законодательного (представительного) органа государственной власти этого же субъекта Российской Федерации. Выраженное таким образом недоверие согласно пункту 5 указанной статьи Федерального закона влечет за собой немедленную отставку высшего должностного лица субъекта Российской Федерации. Указанные в пункте 2 (абзац 2) статьи 19 Федерального закона в числе оснований для выражения недоверия случаи издания высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации актов, противоречащих Конституции Российской Федерации, федеральным законам, конституции (уставу) или законам субъекта Российской Федерации, устанавливаются соответствующим судом.
В отношении же оснований для выражения недоверия, связанных с совершением высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации иных грубых нарушений Конституции Российской Федерации, федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, конституции (устава) или законов субъекта Российской Федерации, повлекших за собой массовое нарушение прав и свобод граждан (абзац 3 пункта 2 статьи 19 Федерального закона), механизм выявления подобного рода нарушений законодательством не установлен. Такое положение делает данную норму неработающей и, более того, открывает возможности для произвольного (субъективного) толкования и неправильного применения положений абзаца 3 пункта 2 статьи 19 Федерального закона законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации, что создает предпосылки для необоснованного вмешательства в компетенцию высших должностных лиц субъектов Российской Федерации, нарушения их прав и, в конечном счете, для нарушения закрепленного в Конституции Российской Федерации принципа разделения властей.
Законопроект предлагает в качестве механизма для выявления нарушений, указанных в абзаце 3 пункта 2 статьи 19, использовать судебные процедуры, осуществляемые соответствующими судами, то есть тот же механизм, что уже предусмотрен для установления нарушений, перечисленных в абзаце 2 пункта 2 статьи 19 Федерального закона. При этом законопроект уточняет, что соответствующими судами являются именно суды субъектов Российской Федерации. Такое уточнение необходимо для более четкого определения родовой подсудности данной категории дел.
Представляется, что только судебные, а не какие-либо политические органы могут квалифицированно установить, имел ли место факт совершения высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации нарушения Конституции Российской Федерации или иных правовых актов, является ли оно грубым, повлекло ли оно за собой массовое нарушение прав и свобод граждан, а также имеется ли причинная связь между действиями (бездействием) высшего должностного лица субъекта Российской Федерации и наступлением указанных последствий. Более того, установление фактов, имеющих юридическое значение, отнесено Гражданским процессуальным кодексом РСФСР к компетенции судов общей юрисдикции.
Также необходимо иметь в виду, что Федеральным законом не установлен перечень субъектов, которые могут обращаться в судебные органы с целью установления факта совершения высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации названных нарушений.
В целях упорядочивания возбуждения и рассмотрения дел подобного рода в обоих случаях, предусмотренных пунктами 2 и 3 статьи 19 Федерального закона, законопроектом предлагается, чтобы инициатором возбуждения судебных процедур как в том, так и в другом случае стал прокурор субъекта Российской Федерации в соответствии со своими установленными законодательством полномочиями по надзору за исполнением законов и надзору за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, в том числе полномочиями по защите прав заинтересованных лиц. Для таких действий прокурорам субъектов Российской Федерации, наряду с другими мерами прокурорского реагирования, предоставлены необходимые полномочия Федеральным законом "О прокуратуре Российской Федерации" (статьи 1, 21, 22, 26, 27 и др.) и Гражданским процессуальным кодексом РСФСР (статьи 4, 29, 41 и др.), в соответствии с которыми осуществляется правовое регулирование участия прокуроров в процессе судебной защиты прав заинтересованных лиц. При этом под заинтересованными лицами понимаются как физические, так и юридические лица, а также их объединения.
С целью более быстрого реагирования прокурором субъекта Российской Федерации на имеющие место нарушения законопроект предлагает установить трехмесячный срок для обращения в суд с заявлением об установлении факта противоречия изданных высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации актов Конституции Российской Федерации, федеральным законам, конституции (уставу) или законам субъекта Российской Федерации, а также факта совершения им иного грубого нарушения указанных в Федеральном законе правовых актов, повлекшего за собой массовое нарушение прав и свобод граждан. Названный срок предлагается установить по аналогии с Законом Российской Федерации "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан", в соответствии с которым для защиты в суде нарушенного права гражданину предоставляется трехмесячный срок.
Полагаем, что предлагаемый законопроектом порядок создаст дополнительные гарантии от нарушения прав как высших должностных лиц субъектов Российской Федерации, так и других участников конституционно-правовых отношений, даст возможность эффективно использовать положения Федерального закона, повышающие ответственность высших должностных лиц субъектов Российской Федерации, и, в конечном счете, будет способствовать соблюдению законности в деятельности органов государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование
проекта федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации"
Принятие федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" не потребует дополнительных финансовых расходов из государственного бюджета.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации"
Принятие федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" не потребует признания утратившим силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия какого-либо иного акта федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.