г. Казань |
|
09 октября 2023 г. |
Дело N А65-32983/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 октября 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 09 октября 2023 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Ольховикова А.Н.,
судей Сибгатуллина Э.Т., Мосунова С.В.,
при участии в судебном заседании, проведенном путем использования системы веб-конференции (онлайн заседания), представителей:
заявителя - Зыряновой Е.В. (доверенность от 01.01.2023),
в отсутствие:
ответчика - извещен надлежащим образом,
третьих лиц - извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании путем использования системы веб-конференции кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Екатеринбург Яблоко"
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 19.04.2023 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.07.2023
по делу N А65-32983/2022
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Екатеринбург Яблоко" об оспаривании решения муниципального казенного учреждения "Комитет жилищно-коммунального хозяйства Исполнительного комитета муниципального образования города Казани", с участием в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Предприятие жилищно-коммунального хозяйства", муниципального казенного учреждения "Администрация Вахитовского и Приволжского районов исполнительного комитета муниципального образования города Казани", Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республики Татарстан,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Екатеринбург Яблоко" (далее - ООО "Екатеринбург Яблоко", общество, заявитель) обратилось в суд с заявлением о признании незаконным решения Муниципального казенного учреждения "Комитет жилищно-коммунального хозяйства Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани" (далее - Учреждение, ответчик) об исключении места накопления твердых коммунальных отходов (ТКО) заявителя из реестра места (площадок) накопления ТКО, об обязании включить место накопления ТКО заявителя, расположенное по адресу: г.Казань, ул.Пушкина, д.2, в реестр мест (площадок) накопления ТКО на основании ранее поданных обществом заявлений.
Судом первой инстанции к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, привлечены ООО "УК "Предприятие жилищно-коммунального хозяйства", Администрация Вахитовского и Приволжского районов г.Казани, Управление Роспотребнадзора по Республике Татарстан.
Требование ООО "Екатеринбург Яблоко" к МКУ "Комитет жилищно-коммунального хозяйства Исполнительного комитета муниципального образования г.Казани" об обязании включить место накопления ТКО заявителя, расположенное по адресу: г.Казань, ул.Пушкина, д.2 в реестр мест (площадок) накопления ТКО на основании ранее поданных обществом заявлений, выделено в отдельное производство.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 19.04.2023 по делу N А65-32983/2022, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.07.2023, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе общество с ограниченной ответственностью "Екатеринбург Яблоко" просит отменить принятые по делу судебные акты, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Ответчик, третьи лица явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания надлежащим образом извещены.
В соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) жалоба рассматривается в отсутствие лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
В соответствии с частью 1 статьи 153.2 АПК РФ судебное заседание проведено путем использования системы веб-конференции (онлайн заседания).
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как установлено судами и следует из материалов дела, ООО "Мир Красоты" обратилось к ответчику с заявкой от 29.10.2019 о включении в реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов площадки по адресу: г.Казань, ул.Пушкина, д. 2.
Письмом от 06.12.2019 N 2169/17 ответчик сообщил ООО "Мир Красоты", что контейнерная площадка по адресу: г.Казань, ул.Пушкина, д. 2 включена в Реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.
В ответ на обращения ООО УК ПЖКХ" и ООО "Екатеринбург Яблоко" (правопреемник ООО "Мир Красоты") ответчик 26.10.2022 и 07.11.2022 сообщил, что контейнерная площадка по адресу: г. Казань, ул. Пушкина, д. 2 исключена из Реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов до представления согласования с Администрацией Вахитовского и Приволжского районов города Казани и Управлением Роспотребнадзора по Республике Татарстан.
Полагая, что исключение из реестра контейнерной площадки произведено органом местного самоуправления с нарушением закона, а также прав и законных интересов общества, заявитель обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды руководствовались следующим.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон N 89-ФЗ) к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся, в том числе, создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.
Пункт 4 статьи 13.4 Федерального закона N 89-ФЗ предусматривает, что органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и правила ведения их реестра включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.
Порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов определен постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 N 1039 "Об утверждении Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра" (далее - Правила).
Согласно пункту 4 Правил, в случае если в соответствии с законодательством Российской Федерации обязанность по созданию места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов лежит на других лицах, такие лица согласовывают создание места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов с органом местного самоуправления (далее соответственно - заявитель, уполномоченный орган) на основании письменной заявки, форма которой устанавливается уполномоченным органом.
В соответствии с пунктом 6 Правил в целях оценки заявки на предмет соблюдения требований законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов уполномоченный орган запрашивает позицию соответствующего территориального органа федерального органа исполнительной власти, уполномоченного осуществлять федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор. По запросу уполномоченного органа территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного осуществлять федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, подготавливает заключение и направляет его в уполномоченный орган в срок не позднее 5 календарных дней со дня поступления запроса.
Подпункт б) пункта 8 Правил предусматривает, что основанием для отказа уполномоченного органа в согласовании создания места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов является несоответствие места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов требованиям правил благоустройства соответствующего муниципального образования, требованиям законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.
В соответствии с пунктом 11 Правил Реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов (далее - реестр) представляет собой базу данных о местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов.
Согласно пункту 21 Правил, в случае если место (площадка) накопления твердых коммунальных отходов создано заявителем, он обязан обратиться в уполномоченный орган с заявкой о включении сведений о месте (площадке) накопления твердых коммунальных отходов в реестр не позднее 3 рабочих дней со дня начала его использования.
Подпункт в) пункта 25 Правил предусматривает, что решение об отказе во включении сведений о месте (площадке) накопления твердых коммунальных отходов в реестр принимается в случае отсутствие согласования уполномоченным органом создания места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов.
Таким образом в силу пунктов 4, 6, 11, 21 Правил заявитель обязан был до обращения к ответчику с заявкой о внесении месте (площадке) накопления твердых коммунальных отходов в реестр обратиться в орган местного самоуправления с заявкой о согласовании создания места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов.
Однако заявитель в орган местного самоуправления города Казани с заявкой о согласовании создания места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов в октябре 2019 года не обращался и, соответственно орган местного самоуправления в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный осуществлять федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор запрос на предмет соблюдения требований законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов не направлялся. Несоответствие места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов требованиям законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения являлось бы основанием в силу подпункта б) пункта 8 Правил для отказа в согласовании создания места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов.
Ввиду отсутствия согласования органом местного самоуправления создания места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов, ответчик обязан был 06.12.2019 в силу подпункта в) пункта 25 Правил принять решение об отказе во включении сведений о месте (площадке) накопления твердых коммунальных отходов в реестр, что им сделано не было.
В соответствии с частью 1 статьи 48 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ) муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт.
Судами также учтено, что ответчик в соответствии с частью 1 статьи 48 Федерального закона N 131-ФЗ устранил допущенное им ранее грубое нарушение, путем принятия решения фактически об отмене ранее принятого с нарушением пунктов 4, 6, 8, 25 Правил решения от 06.12.2019 о включении контейнерной площадки по адресу: г.Казань, ул.Пушкина, д. 2, в реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.
При изложенных обстоятельствах, принимая во внимание отсутствие совокупности оснований, предусмотренных частью 1 статьи 198 АПК РФ, для признания оспариваемого предостережения недействительным, суды пришли к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявления.
Рассматривая доводы заявителя, суды указали следующее.
Заявитель полагает, что муниципальный орган не вправе был требовать согласования места накопления ТКО, поскольку земельный участок находится не в муниципальной собственности, а в собственности у арендодателя заявителя, а само размещение места накопления ТКО имело место до принятия и вступления в силу Постановления Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 N 1039 "Об утверждении Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра". Как считает заявитель, поскольку место накопления ТКО согласовано с муниципальным органом и используется с 2016 года, оно не является вновь созданным и не требует представления документов, предусмотренных Правилами.
Материалами дела установлено, что место накопления ТКО исключено из реестра после фактического отказа заявителя предоставить в МКУ "Комитет жилищно-коммунального хозяйства Исполнительного комитета муниципального образования города Казани" согласование места размещения с Администрацией Вахитовского и Приволжского районов г. Казани и Управлением Роспотребнадзора. О необходимости такого согласования и возможных последствиях его отсутствия указано в письме от 26.10.2022 исх3463/1.
Только после направления этого письма и непредставления необходимых документов заявителю было сообщено об исключении места накопления ТКО (фактически, это и есть обжалуемый заявителем ответ муниципального органа, формализованный письмом от 07.11.2022 исх3594/1).
Несмотря на обращение в суд с настоящими требованиями, заявитель провел согласования с администрацией районов, получил заключение Управления Роспотребнадзора, после чего направил эти документы ответчику и получил ответ (письмо от 16.03.2023 исх. 711/17) о согласовании ему места накопления ТКО.
При таких обстоятельствах суды указали, что основания для признания оспариваемого заявителем решения (фактически действий, выразившихся в исключении места накопления ТКО из реестра) отсутствуют.
Кроме того, в случае отмены оспариваемого ненормативного акта, он может быть признан недействительным только в том случае, если в период своего действия он нарушал законные права и интересы заявителя (пункт 18 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.12.2005 N 99).
В обоснование предполагаемого нарушения своих прав, заявитель указал, что региональный оператор по обращению с ТКО может выставить оплату стоимости своих услуг не по фактическому объему, а исходя из норматива.
Данный довод отклонен судами, поскольку исходя из результатов рассмотрения дела А65-16035/2021 (исковые требования ООО "Екатеринбург Яблоко" к ООО "УК ПЖКХ" об урегулировании разногласий по договору) позиция регионального оператора в любом случае заключается в использовании норматива, а не объема контейнеров, в связи с отсутствием раздельного накопления ТКО.
Выводы судов основаны на правильном применении и толковании норм материального права, соответствуют имеющимся в деле доказательствам и установленным на основании их оценки фактическим обстоятельствам.
Доводы заявителя кассационной жалобы по существу выражают несогласие с оценкой имеющихся в деле доказательств, направлены на их переоценку и на установление иных обстоятельств по делу, что недопустимо в суде кассационной инстанции в силу положений главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений процессуального закона, влекущих безусловную отмену обжалуемых судебных актов, не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 19.04.2023 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.07.2023 по делу N А65-32983/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, установленном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
А.Н. Ольховиков |
Судьи |
Э.Т. Сибгатуллин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 9 октября 2023 г. N Ф06-8485/23 по делу N А65-32983/2022