г. Казань |
|
17 октября 2023 г. |
Дело N А65-32262/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 октября 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 октября 2023 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Ольховикова А.Н.,
судей Сибгатуллина Э.Т., Мосунова С.В.,
при участии представителей:
ответчика - Валиахметова Р.Х. (доверенность от 28.12.2022 N АШ-02/15775),
в отсутствие:
заявителя - извещен надлежащим образом,
третьих лиц - извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Государственного унитарного предприятия "Центр информационных технологий Республики Татарстан"
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 27.02.2023 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.06.2023
по делу N А65-32262/2022
по заявлению Государственного унитарного предприятия "Центр информационных технологий Республики Татарстан" (ОГРН 1091690014712, ИНН 1655174024, г. Казань) о признании незаконным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан (ОГРН 1021602866405, ИНН 1653003714, г. Казань) от 12.09.2022 N 016/07/3-1450/2022, третьи лица: общество с ограниченной ответственностью "Айти Групп" (ОГРН 1181690033832, ИНН 1660311780, г. Казань, индивидуальный предприниматель Ахмадуллин Адель Марселевич (ИНН 165719541827, г. Казань),
УСТАНОВИЛ:
Государственное унитарное предприятие Республики Татарстан "Центр информационных технологий Республики Татарстан" (далее - заявитель, ГУП РТ "Центр информационных технологий Республики Татарстан") обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о признании незаконным и об отмене решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан (далее - Татарстанское УФАС России, антимонопольный орган) по рассмотрению жалоб от 12.09.2022 N 016/07/3-1450/2022 на действия комиссий заказчиков, деятельность которых регламентирована Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Федеральный закон N 223-ФЗ), о признании незаконным и об отмене предписания антимонопольного органа от 12.09.2022 N 016/07/3-1450/2022 по рассмотрению жалоб на действия комиссий заказчиков, деятельность которых регламентирована Федеральным законом N 223-ФЗ.
В порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью "Айти Групп", индивидуальный предприниматель Ахмадуллин Адель Марселевич.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 27.02.2023 по делу N А65-32262/2022, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.06.2023, ГУП РТ "Центр информационных технологий Республики Татарстан" в удовлетворении заявления отказано.
В кассационной жалобе Государственное унитарное предприятие "Центр информационных технологий Республики Татарстан" просит отменить принятые по делу судебные акты, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Заявитель, третьи лица явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания надлежащим образом извещены.
В соответствии с частью 3 статьи 284 АПК РФ жалоба рассматривается в отсутствие лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как установлено судами и следует из материалов дела, ИП Ахмадуллина А.М., ООО "Айти Групп" обжаловали в антимонопольный орган действия заказчика - ГУП РТ "Центр информационных технологий РТ" при проведении закупки N 32211646720 на предмет: оказание услуг по разработке IV модуля управления коммуникациями облачно-технологической платформы и инструментальной платформы Республики Татарстан.
По результатам рассмотрения жалобы антимонопольным органом вынесено решение от 12.09.2022 N 016/07/3-1450/2022, в соответствии с которым вышеупомянутые жалобы признаны обоснованными. Заказчик (ГУП РТ "Центр информационных технологий РТ") признан нарушившим требования пункта 2 части 1, части 6 статьи 3 Федерального закона N 223-ФЗ.
Татарстанским УФАС России выдано предписание от 12.09.2022 по делу N 016/07/3-1450/2022 об устранении выявленных нарушений.
ГУП РТ "Центр информационных технологий Республики Татарстан" оспорило данные решение и предписание в судебном порядке.
Суды пришли к выводу, что оспариваемые решение и предписание Татарстанского УФАС России соответствует положениям действующего законодательства и не нарушают права и законные интересы заявителя, в этой связи отказали в удовлетворении заявленных требований,
В части 1 статьи 3 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) указано, что настоящий Федеральный закон распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, и в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели.
Статьей 22 Закона о защите конкуренции установлено, что антимонопольный орган обеспечивает государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, хозяйствующими субъектами, физическими лицами, в том числе в сфере использования земли, недр, водных ресурсов и других природных ресурсов, выявляет нарушения антимонопольного законодательства, принимает меры по прекращению нарушения антимонопольного законодательства и привлекает к ответственности за такие нарушения; предупреждает монополистическую деятельность, недобросовестную конкуренцию, другие нарушения антимонопольного законодательства федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, хозяйствующими субъектами, физическими лицами; осуществляет государственный контроль за экономической концентрацией, в том числе в сфере использования земли, недр, водных ресурсов и других природных ресурсов, а также при проведении торгов в случаях, предусмотренных федеральными законами.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 2 Федерального закона N 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 данной статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - Положение о закупке).
Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Согласно части 6 статьи 3 Федерального закона N 223-ФЗ не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
Согласно пункту 1 части 10 статьи 4 Федерального закона N 223-ФЗ в документации о закупке должны быть указаны сведения определенные положением о закупке, в том числе установленные заказчиком требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
Требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 названного Закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения устанавливаются заказчиками самостоятельно и включаются в положения о закупке (часть 2 статьи 2 Федерального закона N 223-ФЗ).
Пунктами 1, 2 части 1 статьи 3 Федерального закона N 223-ФЗ установлено, что при закупке товаров, работ, услуг заказчики должны руководствоваться принципами информационной открытости закупки; равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
В соответствии с пунктом 5 части 10 статьи 4 Федерального закона N 223-ФЗ, в документации о конкурентной закупке должны быть указаны сведения о начальной (максимальной) цене договора (цена лота), либо формула цены, устанавливающая правила расчета сумм, подлежащих уплате заказчиком поставщику (исполнителю, подрядчику) в ходе исполнения договора, и максимальное значение цены договора, либо цена единицы товара, работы, услуги и максимальное значение цены договора.
Судами установлено, что при размещении извещения по закупке N 32211646720 на официальном сайте http://www.zakupki.gov.ru - 25.08.2022 указано, что начальная (максимальная) цена договора - 22 109 416 руб. 40 коп. Предмет закупки - Оказание услуг по разработке модуля управления коммуникациями облачно-технологической платформы и инструментальной платформы Республики Татарстан. Заказчиком при заключении договора с участником, применяющим упрощенную систему налогообложения (УСН), цена договора будет снижена на размер налога на добавленную стоимость (НДС). То есть, в случае, если участником закупки будет предложена цена договор в размере 100 000 руб., фактически договор будет заключен на сумму 80 000 руб., то есть заказчиком, в одностороннем порядке будет изменено ценовое предложение участника закупки.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Федерального закона N 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
На основании вышеизложенного, во исполнение требований части 2 статьи 3 Федерального закона N 223-ФЗ, при проведении аукциона (и аналогичных процедур закупки) победитель определяется путем сравнения поступивших ценовых предложений и выигравшим признается лицо, предложившее наиболее низкую цену договора (при проведении конкурса (и аналогичных процедур закупки) ценовой критерий также учитывается для определения победителя закупки).
При этом заказчик не имеет правовых оснований производить какие-либо вычеты из ценовых предложений, применять иные особенности оценки и сопоставления заявок в отношении разных категорий налогоплательщиков.
Таким образом, с лицом, выигравшим торги, заключается договор по цене, предложенной таким участником на условиях, указанных в заявке победителя, документации о закупке. При этом, требования, предъявляемые к участникам закупочной процедуры, применяются в равной степени ко всем участникам закупки и не могут содержать положения, обязывающие победителя закупки заключить договор по результатам закупки по цене меньшей, чем предложена в ходе проведения закупки.
Суды проанализировали положения главы 21 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), статьи 346.11 НК РФ и признали, что в рассматриваемом случае участники, не являющиеся плательщиками НДС, оказываются в неравном положении с участниками закупки, применяющими общую систему налогообложения.
Таким образом положения документации могут ставить участников, применяющих УСН, в заведомо менее благоприятное положение в сравнении с участниками закупки, использующими общую систему налогообложения. Преимущество в заключении договора с заказчиком получают те участники закупки, которые являются плательщиками НДС.
Судебная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в Определении от 21.04.2021 по делу N А56-75118/2019 указала на то, что заказчик может быть финансово заинтересован в заключении договора с исполнителем, применяющим общую систему налогообложения, поскольку в таком случае согласно пункту 2 статьи 171 НК РФ заказчик получает возможность применения налоговых вычетов при осуществлении собственной облагаемой НДС деятельности, то есть имеет возможность уменьшить величину своего налогового бремени.
Однако, упомянутый имущественный интерес заказчика не связан непосредственным образом с удовлетворением его потребностей в качественном и своевременном выполнении работ (услуг) (часть 1 статьи 1 Федерального закона N 223-ФЗ) и в силу законодательно закрепленного принципа равноправия (отсутствие дискриминации) участников закупки - не может быть реализован за счет постановки участников закупки, применяющих УСН, в заведомо уязвленное положение в сравнении с иными участниками гражданского оборота.
При таких обстоятельствах суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о соответствии оспариваемых актов управления закону, отсутствии нарушений прав и законных интересов заказчика в сфере предпринимательской деятельности и правомерно отказали в удовлетворении заявленных требований.
Иное толкование подателем кассационной жалобы положений действующего законодательства, а также иная оценка обстоятельств рассматриваемого спора не свидетельствуют о неправильном применении судами нижестоящих инстанций норм права.
Суд округа не усматривает предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 27.02.2023 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.06.2023 по делу N А65-32262/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, установленном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
А.Н. Ольховиков |
Судьи |
Э.Т. Сибгатуллин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Судебная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в Определении от 21.04.2021 по делу N А56-75118/2019 указала на то, что заказчик может быть финансово заинтересован в заключении договора с исполнителем, применяющим общую систему налогообложения, поскольку в таком случае согласно пункту 2 статьи 171 НК РФ заказчик получает возможность применения налоговых вычетов при осуществлении собственной облагаемой НДС деятельности, то есть имеет возможность уменьшить величину своего налогового бремени.
Однако, упомянутый имущественный интерес заказчика не связан непосредственным образом с удовлетворением его потребностей в качественном и своевременном выполнении работ (услуг) (часть 1 статьи 1 Федерального закона N 223-ФЗ) и в силу законодательно закрепленного принципа равноправия (отсутствие дискриминации) участников закупки - не может быть реализован за счет постановки участников закупки, применяющих УСН, в заведомо уязвленное положение в сравнении с иными участниками гражданского оборота."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 17 октября 2023 г. N Ф06-8486/23 по делу N А65-32262/2022