г. Казань |
|
14 ноября 2023 г. |
Дело N А12-32968/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 ноября 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 ноября 2023 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Закировой И.Ш.,
судей Мосунова С.В., Мухаметшина Р.Р.,
при участии представителей:
Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Волгоградской области - Якименко С.С., доверенность от 09.01.2023,
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Дите Александра Александровича
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 18.04.2023 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.07.2023
по делу N А12-32968/2022
по заявлению индивидуального предпринимателя Дите Александра Александровича (ОГРНИП 317344300001682, ИНН 340895543622) к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Волгоградской области (403003, Волгоградская обл., р.п. Городище, ул. Маршала Чуйкова, д. 2, ОГРН 1043400765011, ИНН 3403019472), Управлению Федеральной налоговой службы по Волгоградской области (400005, г. Волгоград, пр-т им. Ленина, д. 90, ОГРН 1043400221127, ИНН 3442075551) заинтересованное лицо - Управление Федеральной налоговой службы по Республике Калмыкия (358000, г. Элиста, ул. им. Губаревича, д. 4, ОГРН 1040866732070, ИНН 0814162988), о признании недействительным решения налогового органа,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Дите Александр Александрович (далее - налогоплательщик, ИП Дите А.А., заявитель, предприниматель) обратился в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением о признании недействительными решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Волгоградской области (далее - МРИ ФНС N 5 по Волгоградской области, Инспекция, налоговый орган) от 19.09.2022 N 1684 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и решения Управления Федеральной налоговой службы по Волгоградской области (далее УФНС России по Волгоградской области) от 07.11.2022 N 1111.
К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечены Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 5 по Волгоградской области, Управление Федеральной налоговой службы по Волгоградской области (далее - УФНС России по Волгоградской области, Управление), Управление Федеральной налоговой службы по Республике Калмыкия.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 18.04.2023 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.07.2023 решение Арбитражного суда Волгоградской области оставлено без изменения.
ИП Дите А.А., не согласившись с принятыми по делу судебными актами, обратилось в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить и принять новый судебный акт.
В обоснование своей позиции заявитель указал, что в проверяемом периоде соответствовал требованиям, установленным как законодательством Российской Федерации, так и законодательством Волгоградской области, регламентирующим возможность применения при расчете в 2021 году на территории Волгоградской области специальной ставки налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, в размере 4 %.
Представитель Инспекции в судебном заседании просил отказать в удовлетворении кассационной жалобы по доводам, изложенным в отзыве.
Иные лица в судебное заседание своих представителей не направили, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом.
В соответствии со статьями 156, 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) судебная коллегия рассмотрела кассационную жалобу без участия указанных лиц.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права в пределах, установленных статьей 286 АПК РФ, изучив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы в связи со следующим.
ИП Дите А.А. 19.04.2022 представлена налоговая декларация по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощённой системы налогообложения, за 2021 год, в соответствии с которой сумма полученных доходов за налоговый период составляет 47 253 486 рублей, сумма налога, подлежащая уплате в бюджет составляет 1 890 139 рублей.
При этом, предпринимателем применена пониженная налоговая ставка 4%, установленная Законом Волгоградской области от 10.02.2009 N 1845-ОД "О ставке налога, уплачиваемого в связи с применением упрощённой системы налогообложения".
По результатам проведенной камеральной налоговой проверки представленной налоговой декларации, составлен акт налоговой проверки от 02.08.2022 N 1970 и вынесено решение от 19.09.2022 N 1684, в соответствии с которым предприниматель привлечен к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в виде штрафа в размере 2 394,50 рублей. Кроме того, указанным решением предпринимателю доначислен налог по упрощенной системе налогообложения (далее - УСН) в сумме 652 699 рублей, соответствующие суммы пени в размере 61 954,99 рублей.
Основанием для доначисления оспариваемых сумм налога, пени и штрафа послужил вывод налогового органа о неправомерном применении налогоплательщиком пониженной ставки по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН за 2021 год в размере 4%, установленной Законом Волгоградской области от 10.02.2009 N 1845-ОД "О ставке налога, уплачиваемого в связи с применением упрощённой системы налогообложения", принятым Волгоградской областной Думой 29.01.2009 (далее - Закон Волгоградской области N 1845-ОД), в редакции Закона Волгоградской области от 26.12.2020 N 135-ОД.
Решением УФНС России по Волгоградской области от 07.11.2022 N 1111 решение Инспекции от 19.09.2022 N 1684 отменено в части привлечения к ответственности по статье 122 НК РФ на сумму штрафных санкций в размере 1 799,63 рублей, штрафные санкции снижены в четыре раза с учётом смягчающих вину обстоятельств, в остальной части решение налогового органа оставлено без изменения, апелляционная жалоба без удовлетворения.
Решением УФНС России по Волгоградской области от 29.06.2023 N 18- 2023/37ск выявлено неправомерное начисление пени в период моратория с 01.04.2022 по 01.10.2022, в связи с чем, в целях актуализации данных проведена техническая корректировка ОКНО в рамках письма ФНС России от 07.02.2023 N КЧ-5-8/159ДСП@ "О проведении технических корректировок пени", согласно которой налогоплательщику Дите Александру Александровичу уменьшены пени в общей сумме на 36 342 рублей 56 копеек.
Заявитель, полагая, что решение Инспекции от 19.09.2022 N 1684, а также Управления от 07.11.2022 N 1111, являются незаконными, обратился в суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды пришли к выводу о неправомерном применении налогоплательщиком ставки по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН за 2021 год в размере 4%, установленной Законом Волгоградской области N 1845-ОД. В отношении решения УФНС России по Волгоградской области от 07.11.2022 N1111 суды исходили из того, что решение Управления не может быть самостоятельным предметом оспаривания в суде, поскольку оно не является новым решением и не дополняет решение Инспекции.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 и частью 3 статьи 201 АПК РФ, а также разъяснениями, изложенными в пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", ненормативный правовой акт может быть признан недействительным, а решения и действия незаконными при одновременном их несоответствии закону и нарушении прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 1 статьи 346.15 НК РФ определено, что налогоплательщики при определении объекта налогообложения по УСН учитывают следующие доходы: доходы от реализации, определяемые в соответствии со статьёй 249 НК РФ и внереализационные доходы, определяемые в соответствии со статьёй 250 НК РФ.
Согласно части 1 статьи 346.20 НК РФ в случае, если объектом налогообложения являются доходы, налоговая ставка устанавливается в размере 6 %. Законами субъектов Российской Федерации могут быть установлены налоговые ставки в пределах от 1 до 6 % в зависимости от категорий налогоплательщиков.
В соответствии с частью 7 статьи 1 Закона Волгоградской области N 1845- ОД (в ред. Закона Волгоградской области от 26.12.2020 N 135-ОД) ставки налога, уплачиваемого в связи с применением УСН, устанавливаются на 2021 год в следующих размерах: 4 % - в случае, если объектом налогообложения являются доходы; 10 % - в случае, если объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов.
Указанные в настоящей части ставки налога применяются для налогоплательщиков, соответствующих одновременно следующим требованиям:
1) среднесписочная численность работников за 2021 год составляет: для организаций, зарегистрированных до 31 декабря 2020 года включительно, - не менее двух человек и не менее 80 % от среднесписочной численности работников, отражённой организацией в сведениях о среднесписочной численности за 2020 год, предоставляемых в налоговый орган, а для организаций, зарегистрированных с 01.01.2021, - не менее двух человек; для индивидуальных предпринимателей, зарегистрированных до 31.12.2020 включительно, - не менее одного человека и не менее 80 % от среднесписочной численности работников, отражённой индивидуальным предпринимателем в сведениях о среднесписочной численности за 2020 год, предоставляемых в налоговый орган, а для индивидуальных предпринимателей, зарегистрированных с 1 января 2021 года, - не менее одного человека;
2) средний размер начисленных в 2021 году ежемесячных выплат и вознаграждений в пользу физических лиц составляет не ниже размера минимальной заработной платы в Волгоградской области для внебюджетного сектора экономики на 2021 год, установленного Региональным соглашением о минимальной заработной плате в Волгоградской области.
Расчёт среднего размера начисленных в 2021 году ежемесячных выплат и вознаграждений в пользу физических лиц (Ср) производится по следующей формуле: Ср в / К / П, где: = в - сумма выплат и иных вознаграждений, признаваемых объектом обложения страховыми взносами в соответствии со статьёй 420 НК РФ, с которых в 2021 году исчислены страховые взносы; К - количество физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральным законодательством о конкретных видах обязательного социального страхования, с выплат и вознаграждений которым в 2021 году исчислены страховые взносы; П - 12 месяцев, а для налогоплательщиков, зарегистрированных после 1.01.2021, - количество полных месяцев осуществления деятельности, начиная с даты государственной регистрации налогоплательщиков.
Таким образом, в показателе К указывается количество физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральным законодательством о конкретных видах обязательного социального страхования, с выплат и вознаграждений которым в 2021 году исчислены страховые взносы и не предусматривается расчет количества физических лиц иным способом. Следовательно, в расчете участвуют все физические лица, по которым исчислены страховые взносы, независимо от количества отработанного времени.
В соответствии с Региональным соглашением о минимальной заработной плате в Волгоградской области (заключено 26.06.2019 N РС-71/19) минимальная заработная плата в Волгоградской области устанавливается для внебюджетного сектора экономики - в размере 1,3 величины прожиточного минимума трудоспособного населения Волгоградской области за второй квартал предыдущего года.
Законом Волгоградской области от 25.07.2005 N 1091-ОД "О прожиточном минимуме в Волгоградской области" (ред. от 09.10.2019), а также постановлением Администрации Волгоградской области от 14.08.2020 N 480-п "Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения Волгоградской области за второй квартал 2020 года", величина прожиточного минимума на второй квартал 2020 года установлена в размере 10 892 рублей.
Таким образом, минимальная заработная плата в Волгоградской области в 2021 году составляла 14 160 рублей (10 892 * 1,3).
В соответствии с данными расчётов по страховым взносам среднесписочная численность работников ИП Дите А.А. в 2020 году составляла 27 человек, в 2021 году 27 человек, что составляет 100 % от среднесписочной численности работников в 2020 году. Следовательно, налогоплательщик соответствовал требованиям пункта 1 части 7 статьи 1 Закона Волгоградской области N 1845-ОД.
С учетом имеющихся данных и в соответствии с установленной формулой расчета налоговым органом средний размер ежемесячных выплат и вознаграждений в пользу физических лиц ИП Дите А.А. определен в размере 10 191 рублей (4 035 816/33/12), что на 3968, 60 рублей меньше минимальной заработной платы в Волгоградской области на 2021 год (14 159,60 рублей).
Суды отметили, что расчёт должен быть произведён исходя из фактического количества работавших у предпринимателя физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию, - 33 человека.
Исходя из данных показателей, средний размер начисленных в 2021 году ежемесячных выплат и вознаграждений в пользу физических лиц предпринимателя произведён налоговым органом верно и составил 10 191 рублей.
Совокупность установленных в ходе налоговой проверки и подтвержденных в ходе судебного разбирательства обстоятельств свидетельствует о том, что предпринимателем не соблюдены требования подпункта 2 пункта 7 статьи 1 Закона N 1845-ОД и за 2021 год налогоплательщиком неправомерно применена пониженная ставка налога, уплачиваемого в связи с применением УСН в размере 4%.
Кроме того, заявителем также обжалуется решение УФНС России по Волгоградской области от 07.11.2022 N 1111.
Как следует из материалов дела, по результатам рассмотрения жалобы, УФНС России по Волгоградской области вынесено решение от 07.11.2022 N 1111, которым оспариваемое решением отменено в части размера штрафных санкций, учтены смягчающие вину обстоятельства, в связи с чем, размер штрафных санкций, примененных к ИП Дите А.А. на основании статьи 122 НК РФ, снижен в четыре раза. В остальной части решение Межрайонной ИФНС России N 5 по Волгоградской области от 19.09.2022 N 1684 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения оставлено без изменения.
С учетом пункта 75 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации" суды пришли к выводу о том, что решение Управления не представляет собой новое решение и не дополняет решение Инспекции, процедура принятия решения Управлением не нарушена, решение принято в пределах предоставленных Управлению полномочий, а соответственно, решение Управления в рассматриваемом случае не может являться самостоятельным предметом оспаривания.
На основании изложенного, суды пришли к выводу о том, что решение Инспекции от 19.09.2022 N 1684, а также Управления от 07.11.2022 N 1111 соответствуют налоговому законодательству, не ущемляют прав и законных интересов заявителя.
Суд кассационной инстанции полагает, что обжалуемые судебные акты отвечают требованиям законности, обоснованности и мотивированности, поскольку основаны на правильном применении норм процессуального права, содержат обоснование сделанных судом выводов применительно к конкретным обстоятельствам дела.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия не находит оснований для отмены судебных актов.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 18.04.2023 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.07.2023 по делу N А12-32968/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, установленном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
И.Ш. Закирова |
Судьи |
С.В. Мосунов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Налоговый орган полагает, что налогоплательщик неправомерно применил пониженную ставку налога по УСН.
Суд, исследовав материалы дела, признал позицию налогового органа правомерной.
По закону субъекта РФ для применения льготы средний размер начисленных ежемесячных выплат в пользу физических лиц должен быть не ниже минимальной заработной платы в субъекте. При этом в расчете участвуют все физические лица, с выплат которым исчислены страховые взносы, независимо от количества отработанного времени.
Поскольку средний размер начисленных в проверяемом периоде ежемесячных выплат и вознаграждений в пользу физических лиц оказался меньше минимальной заработной платы в субъекте РФ, суд пришел к выводу, что условия для применения пониженной ставки налогоплательщиком не выполнены.
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 14 ноября 2023 г. N Ф06-9499/23 по делу N А12-32968/2022