г. Казань |
|
05 декабря 2023 г. |
Дело N А72-1326/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 ноября 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 05 декабря 2023 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Мухаметшина Р.Р.,
судей Закировой И.Ш., Сибгатуллина Э.Т.,
в отсутствие лиц, участвующих деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрел в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Энерготехсервис"
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 30.05.2023 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.08.2023
по делу N А72-1326/2023
по иску отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области (ИНН 7325000479, ОГРН 1027301162580), гор. Ульяновск к обществу с ограниченной ответственностью "Энерготехсервис" (ОГРН 1057328073021, ИНН 7328504724), гор. Ульяновск третье лицо: Лапушкина Наталья Шамильевна о взыскании излишне перечисленного пособия, и по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Энерготехсервис" к отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области об отмене решения Заместителя управляющего Государственным учреждением - Ульяновским региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации от 19.07.2022 N 73002280001126,
УСТАНОВИЛ:
отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области (далее - Фонд, учреждение) обратился в Арбитражный суд Ульяновской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Энерготехсервис" (далее - ООО"Энерготехсервис", общество) о взыскании суммы излишне перечисленного пособия в размере 296 590 руб. 99 коп. Делу присвоен N А72-1326/2023.
В порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Лапушкина Наталья Шамильевна.
ООО "Энерготехсервис" обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением об отмене решения Заместителя управляющего Государственным учреждением - Ульяновским региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации N 73002280001126 от 19.07.2022. Делу присвоен номер N А72-498/2023.
Определением Арбитражного суда Ульяновской области от 09.03.2023 заявления объединены в одно производство для совместного рассмотрения, делу присвоен N А72-1326/2023.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 30.05.2023 заявление Фонда удовлетворено. С общества в пользу учреждения взыскана сумма излишне перечисленного пособия в размере 296 590 руб. 99 коп. В удовлетворении заявления ООО "Энерготехсервис" об отмене решения Заместителя управляющего Государственным учреждением - Ульяновским региональным отделением Фонда N 73002280001126 от 19.07.2022 отказано. С общества в доход федерального бюджета взыскана государственная пошлина в размере 8 932 руб.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.06.2023 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, общество обратились в арбитражный суд с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Ульяновской области, ссылается на неправильное применение судами норм материального права и нарушение норм процессуального права, а также неполное выяснение судами обстоятельств, имеющих существенное значение для дела.
В отзыве на кассационную жалобу Фонд просит оспариваемые судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Проверив законность принятых по делу судебных актов, правильность применения норм материального и процессуального права в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия кассационной инстанции не находит правовых оснований для удовлетворения поданной по делу кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела и установлено судами, ГУ-УРО ФСС РФ на основании решения от 21.02.2022 N 73002280001121 о проведении выездной проверки в соответствии с Законом от 16.07.1999 N 165-ФЗ, Федеральным законом от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", Правилами начисления, учета и расходования средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.03.2000 N 184, проведена выездная проверка правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в Фонд социального страхования Российской Федерации по установленному законодательством Российской Федерации тарифу с учетом установленной отделением Фонда скидки (надбавки), а также правомерности произведенных расходов на выплату страхового обеспечения страхователя за период с 01.01.2019 по 31.12.2021.
В ходе проведенной выездной проверки Отделением фонда было установлено следующее. ООО "Энерготехсервис" (страхователь) представило сведения для назначения пособия по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет застрахованному лицу Лапушкиной (Фроловой) Наталье Шамильевне.
Должность секретаря в ООО "Энерготехсервис" утверждена приказом от 19.09.2019 N 11 "Об утверждении штатного расписания" и введена с 19.09.2019.
Приказом от 19.09.2019 N 8 Фролова Наталья Шамильевна была принята на работу в ООО "Энерготехсервис" на должность секретаря с 19.09.2019, трудовой договор N 10 от 19.09.2019.
Согласно записи в трудовой книжке Фролова Наталья Шамильевна уволена с предыдущего места работы 19.04.2019.
Согласно приказу (распоряжения) о предоставлении отпуска работнику от 07.10.2019 N 34 Фроловой Н.Ш. предоставлен отпуск по беременности и родам на основании листка нетрудоспособности N 335380408554 от 09.10.2019 с периодом освобождения от работы с 09.10.2019 по 25.02.2020.
Заявление о предоставлении отпуска по беременности и родам от 09.10.2019 подписано Фроловой Н.Ш.
Согласно свидетельству о заключении брака I-ВА N 760501 фамилия Фроловой Н.Ш. изменена на Лапушкину Н.Ш. в связи с заключением брака 26.10.2019.
Приказом (распоряжением) о предоставлении отпуска работника от 26.02.2020 N 1 Лапушкиной Н.Ш. предоставлен отпуск по уходу за ребенком до 1,5 лет с 26.02.2020 по 02.06.2021.
Согласно записи в трудовой книжке Лапушкина Н.Ш. уволена из ООО "Энерготехсервис" с 03.06.2021 на основании пункта 3 части 1 статьи 77 ТК РФ (приказ N 3 от 20.05.2021).
Представленные к проверке заявление о выплате (перерасчете) пособия (оплате отпуска) по беременности и родам 14.10.2019, заявление о выплате (перерасчете) пособия (оплате отпуска) ежемесячного пособия по уходу за ребенком 26.02.2020 не подписаны застрахованным лицом.
За период с 01.01.2019 по 18.09.2019 и с 26.02.2020 по 03.06.2021 начисления и выплаты иным лицам по должности секретаря ответчиком не производились.
В своих пояснениях ООО "Энерготехсервис" (страхователь) указал, что поскольку запрещено отказывать в заключении трудового договора женщинам по мотивам, связанным с беременностью, в организации "была создана должность "Секретарь" в помощь главному инженеру и после ухода в отпуск по беременности и родам, в ежемесячный отпуск по уходу за ребенком до 1,5 лет, после увольнения Лапушиной Н.Ш. должность секретаря ликвидирована и должностные обязанности секретаря частично легли на остальных сотрудников.
При этом согласно штатному расписанию, утвержденному приказом от 26.02.2020 N 13 на период с 26.02.2020 по 31.12.2020 (с даты ухода Лапушкиной Н.Ш. в отпуск по уходу за ребенком) тарифная ставка (оклад) по должности секретарь составляет 0,00 руб.
Согласно штатному расписанию, утвержденному приказом страхователя от 20.05.2021 N 19 на период с 20.05.2021 по 31.12.2021 (с даты приказа об увольнении Лапушкиной Н.Ш.) должность секретаря исключена.
Указанные обстоятельства по мнению учреждения свидетельствуют о том, что страхователь преднамеренно создал искусственную ситуацию и злоупотребил правом в целях предоставления своему сотруднику пособия по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком выплачиваемого за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации, что выражается в следующем:
1. в преднамеренном введении с 19.09.2019 в штатное расписание должности секретаря (данная должность занята в 2019 году 14 рабочих дней);
2. в преднамеренном трудоустройстве на работу для получения пособий Фроловой Н.Ш. (Лапушкиной Н.Ш.) за 14 рабочих (21 календарных) дня до наступления страхового случая - отпуска по беременности и родам, далее отпуска по уходу за ребенком до 1,5 лет и в увольнении Лапушкиной Н.Ш. из организации 03.06.2021 - на следующий день после окончания отпуска по уходу за ребенком до 1,5 лет 02.06.2021;
3. прием на работу Фроловой Натальи Шамилевны (Лапушкиной Натальи Шамилевны) на должность секретаря связан исключительно с личностью работника - родственная связь с Жамалдиновым Артемом Шамильевичем (является сестрой), занимающем должность главного бухгалтера в организации;
4. в отсутствие необходимости принятия на работу секретаря, так как на время нахождения Лапушкиной Н.Ш. в отпуске по беременности и родам, в отпуске по уходу за ребенком новый работник на данную должность не был принят, а у организации согласно штатным расписаниям от 26.02.2020 и 20.02.2021 отсутствовали намерения принимать кого-либо на данную должность (установление нулевой ставки, исключение из штатного расписания).
По результатам рассмотрения материалов проверки, ГУ-УРО ФСС РФ вынесло решение от 19.07.2022 N 73002280001126, в соответствии с которым ООО "Энерготехсервис" предложено в добровольном порядке возместить расходы, излишне понесенные территориальным органом Отделения фонда, в сумме 296 590,99 руб., поскольку Фондом установлено, что страхователь преднамеренно создал искусственную ситуацию и злоупотребил правом в целях возмещения своих расходов своему сотруднику по выплате пособия по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком возмещаемых за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации.
Учреждение считает, что назначение и выплата страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и иных выплат застрахованному лицу Лапушкиной Н.Ш. производилась с нарушением статьи 3 Федерального закона от 19.05.1995 N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей", пункта 28 "Порядка и условий назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей", утвержденного Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 23.12.2009 N 1012н, пункта 2, пункта 3 "Положения об особенностях назначения и выплаты в 2012 - 2020 годах застрахованным лицам страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и иных выплат в субъектах Российской Федерации, участвующих в реализации пилотного проекта", утвержденного постановлением Правительства РФ от 21.04.2011 N 294, что привело к необоснованному расходованию средств бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации.
Сумма излишне понесенных расходов за счет средств бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации составила 296 590 руб. 99 коп.
Ответчику было направлено требование от 26.08.2022 N 730022800014901 о возмещении расходов в сумме 296 590 руб. 99 коп. в срок до 16.09.2022, которое им не исполнено, в связи с чем, Отделение фонда обратилось с рассматриваемым исковым заявлением в арбитражный суд.
ООО "Энерготехсервис", в свою очередь, оспаривая решение ГУ-УРО ФСС РФ от 19.07.2022 N 73002280001126, вынесенное по результатам выездной проверки, в своем заявлении указывает, что основным направлением деятельности общества является обслуживание общедомовых приборов учета, с пуском тепла нагрузка на инженера компании увеличивается, что явилось причиной введения должности секретаря 19.09.2019, поскольку Постановлением Администрации города Ульяновска N 1717 от 26.08.2019 начало отопительного сезона было назначено на 25.09.2019 (докладная записка инженера ООО "Энерготехсервис" на имя директора ООО "Энерготехсервис" от 02.09.2019).
Кроме того, согласно справке от 30.06.2022, выданной Агентством по развитию человеческого потенциала и трудовых ресурсов Ульяновской области ОГКУ Кадровый центр Ульяновской области в гор. Новоульяновске, Лапушкина Н.Ш. была зарегистрирована в целях поиска подходящей работы с 29.05.2019, что подтверждает намерение Лапушкиной Н.Ш. трудоустроиться и исключает намерение трудоустройства с целью получения пособий; фактическое исполнение обязанностей Лапушкиной Н.Ш. подтверждается документами, имеющими подпись Лапушкиной Н.Ш. Поскольку ООО "Энерготехсервис" является коммерческой организацией, ТК РФ не содержит запрета на совместную работу близких родственников в коммерческой организации, в том числе при условии прямого подчинения одного из них другому, в связи с чем довод Отделения фонда о приеме на работу Лапушкину Н.В., имеющую родственную связь с Жамалдиновым А.Ш., занимающего должность главного бухгалтера, является необоснованным.
Также, отсутствие необходимости принятия на работу секретаря на время отпуска по беременности и родам Лапушкиной Н.Ш. 31.01.2020 является датой начала пандемии COVID-1.9. Согласно Указу Губернатора Ульяновской области N 19 от 12.03.2020 на территории Ульяновской области введен режим повышенной готовности, что исключает необходимость нахождения в штатном расписании должности секретаря.
В связи с чем, общество просит отменить решение ГУ-УРО ФСС РФ от 19.07.2022 N 73002280001126.
Суды первой и апелляционной инстанций, оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи, руководствовались положениями Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования", Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Закон N 255-ФЗ) Постановления Правительства Российской Федерации от 21.04.2011 N 294 статьями 15, 1064, 1068 Гражданского кодекса Российской Федерации, исходя из того, что излишняя выплата суммы пособий по обязательному социальному страхованию, произошедшая по причине предоставления страхователем Фонду неполных или недостоверных данных, является убытками, пришли к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных исковых требований Фонда. При этом суд в удовлетворении заявленных обществом требований отказали.
Суд кассационной инстанции соглашается с выводами судов первой и апелляционной инстанции исходя из следующего.
Основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованному лицу является наступление документально подтвержденного страхового случая (статья 22 Федерального закона N 165-ФЗ).
Назначение пособия по беременности и родам в соответствии с частью 1 статьи 13 Закона N 255-ФЗ осуществляется страхователем по месту работы застрахованного лица (в редакции закона до 26.05.2021).
С 01.07.2016 Ульяновская область во исполнение п. 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 21.04.2011 N 294 "Об особенностях финансового обеспечения, назначения и выплаты в 2012-2020 годах территориальными органами Фонда социального страхования Российской Федерации застрахованным лицам страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, осуществления иных выплат и возмещения расходов страхователя на предупредительные меры по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников, а также об особенностях уплаты страховых взносов по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" участвует в реализации пилотного проекта.
В соответствии с п. 1 Положения "Об особенностях назначения и выплат в 2012-2020 годах застрахованным лицам страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и связи с материнством и иных выплат в субъектах Российской Федерации, участвующих в реализации пилотного проекта", утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.04.2011 N 294 назначение и выплата страхового обеспечения застрахованным лицам осуществляется территориальными органами Фонда социального страхования Российской Федерации, находящимися на территории субъектов Российской Федерации, участвующих в реализации пилотного проекта.
Согласно пункту 16 Положения N 294 за непредставление (за несвоевременное представление) документов, недостоверность либо сокрытие сведений, влияющих на право получения застрахованным лицом соответствующего вида пособия или исчисление его размера, страхователь несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Расходы, излишне понесенные страховщиком в связи с сокрытием или недостоверностью представленных страхователем указанных сведений, подлежат возмещению страхователем в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Суды первой и апелляционной инстанции, исследовав и оценив представленные в материалы дела документы, согласились с выводами ГУ-УРО ФСС РФ об умышленном создании обществом искусственной ситуации, направленной на необоснованное получение Лапушкиной Н.Ш. пособия по беременности и родам и единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских организациях в ранние сроки беременности за счет средств бюджета ФСС РФ, основанный на представленных документах обществом, поскольку отношения между ООО "Энерготехсервис" и Лапушкиной Н.Ш. являются фиктивными, общество умышленно создана искусственная ситуация, направленная на необоснованное получение пособий за счет средств бюджета ФСС РФ.
Указанные расходы по смыслу части 2 статьи 15.1 Закона N 255-ФЗ являются убытками, понесенными территориальным органом Фонда социального страхования Российской Федерации (определение Верховного Суда Российской Федерации от 08.06.2015 N 304-КГ15- 5176).
В соответствии со статьей 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Убытки представляют собой негативные имущественные последствия, возникающие у лица вследствие нарушения его неимущественного или имущественного права.
Частью 1 статьи 3 Закона N 255-ФЗ установлено, что финансирование выплаты пособия по временной нетрудоспособности осуществляется за счет средств бюджета Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации.
В силу части 2 статьи 144 БК РФ бюджет Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации (до 01.01.2023 - бюджет Фонда социального страхования Российской Федерации) относится к бюджетам государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, денежные средства, находящиеся в оперативном управлении Фонда, являются федеральной собственностью (также закреплено в пункте 2 Положения N 101).
Статьей 10 Гражданского кодекса Российской Федерации установлен запрет на действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах.
В определении Конституционного суда от 25.07.2001 N 138-О также указывается, что деятельность сторон в правоотношениях должна основывается на принципе презумпции добросовестности. Общество вправе принимать на работу любое лицо и устанавливать ему вознаграждение в любом размере, однако, поскольку спор возник о правомерности требования о выплате средств страхового обеспечения, разрешение его не может ставиться в зависимость только от наличия у работодателя полномочий в сфере гражданско-правовых и трудовых отношений. Страховщик, при решении вопроса о наличии оснований для выплаты пособий, вправе оценивать обстоятельства страхового случая, характеризующие объем реализации социального страхового риска (определение Конституционного суда Российской Федерации от 28.02.2017 N 329-О).
Как установлено арбитражным судом, факт трудоустройства Фроловой Натальи Шамильевны в ООО "Энерготехсервис" подтвержден трудовым договором N 10 от 19.09.2019.
Приказом директора ООО "Энерготехсервис" от 19.09.2019 N 8 Фролова Наталья Шамильевна (26.10.2019 фамилия изменена на Лапушкина Н.В., свидетельство о заключении брака I-ВА N 760501) была принята на работу в ООО "Энерготехсервис" на должность секретаря с 19.09.2019 по трудовому договору N 10 от 19.09.2019, с заработной платой по окладу 11 280 руб., режим рабочего времени - пятидневная с двумя выходными, продолжительность ежедневной работы 8 часов; время начала, окончания, перерывов в работе не установлено.
При этом должность секретаря в ООО "Энерготехсервис" утверждена приказом организации от 19.09.2019 N 11 "Об утверждении штатного расписания" и введена только 19.09.2019.
Из записи в трудовой книжке следует, что Фролова Наталья Шамильевна с предыдущего места работы уволена 19.04.2019.
По заявлению Фроловой Н.Ш. о предоставлении отпуска по беременности и родам от 09.10.2019, приказом (распоряжением) от 07.10.2019 N 34 о предоставлении отпуска работнику Фроловой Н.Ш. предоставлен отпуск по беременности и родам на основании листка нетрудоспособности N 335380408554 от 09.10.2019 с периодом освобождения от работы с 09.10.2019 по 25.02.2020.
Приказом (распоряжением) о предоставлении отпуска работника от 26.02.2020 N 1 Лапушкиной Н.Ш. предоставлен отпуск по уходу за ребенком до 1,5 лет с 26.02.2020 по 02.06.2021.
Приказом директора ООО "Энерготехсервис" от 20.05.2021 N 3 трудовой договор с Лапушкиной Н.В. расторгнут с 03.06.2021 на основании пункта 3 части 1 статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации (по инициативе работника).
Таким образом, должность секретаря у страхователя введена только 19.09.2019, Лапушкина (Фролова Н.Ш.) была принята на работу 19.09.2019, то есть за 14 рабочих дней (21 календарных дня) до наступления страхового случая - отпуска по беременности и родам, далее отпуска по уходу за ребенком до 1,5 лет и уволена из организации 03.06.2021 - на следующий день после окончания отпуска по уходу за ребенком до 1,5 лет 02.06.2021.
Из штатного расписания, утвержденного приказом от 26.02.2020 N 13, следует, что на период с 26.02.2020 по 31.12.2020 (с даты ухода Лапушкиной Н.Ш. в отпуск по уходу за ребенком) тарифная ставка (оклад) по должности секретарь составляет 0,00 руб.
Непосредственно после ухода Лапушкиной Н.Ш. в отпуск по беременности и родам на должность секретаря другой работник принят не был. За период с 01.01.2019 по 18.09.2019, с 14.10.2019 по 25.02.2020 и с 26.02.2020 по 03.06.2021 начисления и выплаты заработной платы иным лицам по должности секретаря не производились.
Согласно штатному расписанию, утвержденному приказом организации от 20.05.2021 N 19 на период с 20.05.2021 по 31.12.2021 (с даты приказа об увольнении Лапушкиной Н.Ш.) должность секретаря исключена.
Судами отмечено, что указанные обстоятельства ООО "Энерготехсервис" не оспариваются и свидетельствуют о том, что создание должности секретаря, трудоустройство работника на позднем сроке беременности на такой незначительный временной интервал (21 календарный день) не было обусловлено производственной необходимостью, на которой настаивает страхователь.
Достоверных и достаточных доказательств, совокупность которых свидетельствовала бы о наличии реальной производственной необходимости в создании должности секретаря, Обществом в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Обществом не представлено.
Таким образом, исследовав представленные сторонами доказательства в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды согласились с выводами Фонда о том, что обстоятельства, связанные с преднамеренным приемом на работу Лапушкиной Н.Ш. за 14 рабочих дней (21 календарных дня) до наступления страхового случая, создание должности секретаря и прием ООО "Энерготехсервис" на работу Лапушкиной Н.Ш. в отсутствие доказанной производственной необходимости, свидетельствуют о создании страхователем искусственной ситуации, направленной на получение неосновательного обогащения за счет средств Фонда.
При этом судами отмечено, что должность секретаря после ухода Лапушкиной Н.Ш. оставалась вакантной, что также свидетельствует об отсутствии у ООО "Энерготехсервис" реальной необходимости в создании и замещении этой должности кем бы то ни было.
На основании изложенного, суды первой и апелляционной инстанции, установив, что выплата пособия застрахованному лицу в завышенном размере на 296 590 руб. 99 коп. по смыслу части 2 статьи 15.1 Закона N 255-ФЗ фактически представляет собой сумму убытков, понесенных Фондом, проверив размер убытков, который подтвержден расчетом пособия, платежными поручениями по выплате пособия застрахованному лицу, пришли к выводу об удовлетворении заявленных Фондом требований
Оснований не согласиться с выводами судов кассационная коллегия не усматривает и признает, что все существенные обстоятельства дела судами установлены, правовые нормы, регулирующие спорные правоотношения, применены правильно и спор разрешен в соответствии с установленными обстоятельствами и представленными доказательствами при правильном применении норм процессуального права.
Доводы кассационной жалобы свидетельствуют о несогласии с оценкой доказательств, в том числе судебной экспертизы, и установленными на их основании по делу фактическими обстоятельствами, по существу они сводятся к переоценке выводов судов первой и апелляционной инстанций, что не допускается в суде кассационной инстанции в силу положений статьи 286 и части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Все обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, судом апелляционной инстанции установлены, доказательства исследованы и оценены в соответствии с требованиями главы 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного кассационная инстанция не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции и постановления апелляционного суда и удовлетворения кассационной жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ульяновской области от 30.05.2023 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.08.2023 по делу N А72-1326/2023 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, предусмотренные статьями 291.1, 291.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Р.Р. Мухаметшин |
Судьи |
И.Ш. Закирова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Достоверных и достаточных доказательств, совокупность которых свидетельствовала бы о наличии реальной производственной необходимости в создании должности секретаря, Обществом в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Обществом не представлено.
Таким образом, исследовав представленные сторонами доказательства в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды согласились с выводами Фонда о том, что обстоятельства, связанные с преднамеренным приемом на работу Лапушкиной Н.Ш. за 14 рабочих дней (21 календарных дня) до наступления страхового случая, создание должности секретаря и прием ООО "Энерготехсервис" на работу Лапушкиной Н.Ш. в отсутствие доказанной производственной необходимости, свидетельствуют о создании страхователем искусственной ситуации, направленной на получение неосновательного обогащения за счет средств Фонда.
При этом судами отмечено, что должность секретаря после ухода Лапушкиной Н.Ш. оставалась вакантной, что также свидетельствует об отсутствии у ООО "Энерготехсервис" реальной необходимости в создании и замещении этой должности кем бы то ни было.
На основании изложенного, суды первой и апелляционной инстанции, установив, что выплата пособия застрахованному лицу в завышенном размере на 296 590 руб. 99 коп. по смыслу части 2 статьи 15.1 Закона N 255-ФЗ фактически представляет собой сумму убытков, понесенных Фондом, проверив размер убытков, который подтвержден расчетом пособия, платежными поручениями по выплате пособия застрахованному лицу, пришли к выводу об удовлетворении заявленных Фондом требований"
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 5 декабря 2023 г. N Ф06-11350/23 по делу N А72-1326/2023