В связи с вступлением в силу с 01.01.2002 главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации и уплатой кредитными организациями налога на прибыль по методу начисления в Центральный банк Российской Федерации поступают запросы от территориальных учреждений Банка России и кредитных организаций об обслуживании "проблемных кредитов" по заемщикам, хозяйственно-финансовая деятельность которых в силу обстоятельств (банкротство, ликвидация и т.д.) не позволяет в перспективе рассчитаться с банком по кредитам и процентам. При этом кредитной организацией предприняты все необходимые меры по взысканию основного долга и начисленных процентов, вплоть до подачи иска в судебные органы.
В налоговом законодательстве соответствующие положения в части уплаты налога на прибыль при прекращении начисления процентов по кредитному договору отсутствуют.
В связи с изложенным, Департамент банковского регулирования и надзора просит разъяснить:
1. В каких случаях и на каких основаниях возможно прекращение начисления процентов по кредитному договору, не являющееся нарушением с точки зрения главы 25 НК РФ и не влекущее взимание с банка штрафных санкций за неуплату налога при прекращении начисления процентов?
2. Может ли являться основанием для прекращения начисления процентов заключения мирового соглашения в соответствии с определением Арбитражного суда по иску между банком и заемщиком с установлением графика погашения задолженности по судам и процентам?
Прекращаются ли в этом случае долги по кредитному договору (основному долгу и процентам) и возникает ли новая дебиторская задолженность с соответствующим отражением в учете.
См. также письмо Департамента налоговой политики Минфина РФ от 28 ноября 2002 г. N 04-02-09/208
Департамент налоговой политики рассмотрел письмо Банка России от 14.11.2002 N 15-7-2/2262 по вопросу обслуживания коммерческими банками "проблемных кредитов" и сообщает следующее.
Положения главы 25 "Налог на прибыль организаций" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекса) с 1 января 2002 года позволяют банкам оптимизировать налоговый климат за счет значительного снижения ставки налога с 43 процентов до 24 процентов, предоставления возможности создавать различные резервы, переносить убытки на будущее, принимать к вычету все экономически оправданные и документально подтвержденные затраты.
Указанной главой для целей налогообложения учитываются особенности определения доходов и расходов банков.
Так, в соответствии со статьей 292 Кодекса банки вправе создавать резервы на возможные потери по ссудам по ссудной и приравненной к ней задолженности и включать суммы отчислений в указанные резервы в состав внереализационных расходов в соответствии с нормами статьи 292 Кодекса.
Условия и порядок отчислений в создаваемые резервы должны быть отражены в учетной политике банка.
С 1 января 2002 года нормами главы 25 Кодекса для банков, определяющих доходы и расходы по методу начисления, впервые появилась возможность создавать резерв по сомнительным долгам и учитывать названные отчисления для целей налогообложения в составе внереализационных расходов.
Статьей 266 Кодекса установлено, что банки могут формировать резервы по сомнительным долгам в отношении задолженности, образовавшейся в связи с невыплатой процентов по долговым обязательствам, а также в отношении иной задолженности, за исключением ссудной и приравненной к ней задолженности.
В соответствии с пунктом 2 статьи 265 банки вправе к внереализационным расходам приравнять убытки, полученные в отчетном (налоговом) периоде, в частности, в виде сумм безнадежных долгов, а в случае, если банками принято решение о создании резерва по сомнительным долгам, сумм безнадежных долгов, не покрытых за счет средств резерва.
Пунктом 2 статьи 266 Кодекса определено, что для целей налогообложения безнадежными долгами (долгами, нереальными ко взысканию) признаются те долги перед налогоплательщиком, по которым истек установленный срок исковой давности, а также те долги, по которым в соответствии с гражданским законодательством обязательство прекращено вследствие невозможности его исполнения на основании акта государственного органа или ликвидации организации, т.е. речь идет, по нашему мнению, о решении арбитражного суда о признании организации-должника банкротом или о ее ликвидации.
Таким образом, положения главы 25 Кодекса создают реальные условия для стабилизации финансовой деятельности банков и позволяют значительно нивелировать негативные последствия кредитных рисков при размещении средств от своего имени и за свой счет.
Учитывая изложенное, главой 25 Кодекса не предусматриваются нормы, позволяющие банкам кредитные риски от осуществления предпринимательской деятельности (в частности, от размещения денежных средств от своего имени и за свой счет) компенсировать за счет средств бюджетов, имея в виду прекращение начисления процентов и исключения начисленных сумм из состава внереализационных доходов при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль.
Это относится и к налогообложению доходов банка в случаях заключения мирового соглашения между банком как одним из конкурсных кредиторов и организацией-банкротом (должником).
При заключении мирового соглашения согласно Арбитражному процессуальному кодексу Российской Федерации могут содержаться условия об отсрочке или о рассрочке исполнения обязательств ответчиком, об уступке права требования, о полном или частичном прощении либо признании долга и другие условия, не противоречащие законодательству.
Таким образом, независимо от условий заключения мирового соглашения для банка как одного из конкурсных кредиторов не происходит изменение налоговых последствий.
Учитывая изложенное, если мировым соглашением принято решение о рассрочке (отсрочке) платежей и установлен график погашения задолженности по ссудам и процентам, это не должно являться основанием для изменения даты признания указанных доходов для целей налогообложения прибыли.
М.А.Моторин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.