г. Казань |
|
02 февраля 2024 г. |
Дело N А65-7526/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 января 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 02 февраля 2024 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Хисамова А.Х.,
судей Махмутовой Г.Н., Бубновой Е.Н.,
при участии представителей:
истца - Арефьевой Е.Н., доверенность от09.01.2024,
ответчика - Шабаевой Е.А., доверенность от 07.12.2023, Халиловой Д.Д., доверенность от 07.08.2023 N 82,
в отсутствие третьих лиц, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Государственной жилищной инспекции Республики Татарстан
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 31.07.2023 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.11.2023
по делу N А65-7526/2023
по заявлению Государственной жилищной инспекции Республики Татарстан (ОГРН 1021602858243, ИНН 1653015798) к обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Предприятие жилищно-коммунального хозяйства" (ОГРН 1161690118754, ИНН 1660274803) о признании незаконными действий по начислению населению платы за обращение с ТКО, третьи лица: Госкомитет Республики Татарстан по тарифам, муниципальное учреждение Исполнительный комитет Нармонского сельского поселения Лаишевского муниципального района Республики Татарстан, Прокуратура Республики Татарстан,
УСТАНОВИЛ:
Государственная жилищная инспекция Республики Татарстан, город Казань (далее - ГЖИ РТ, истец) обратилась в Арбитражный суд Республики Татарстан с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Предприятие жилищно-коммунального хозяйства" (далее - ООО "УК "ПЖКХ", ответчик) о признании незаконными действий ООО "УК "ПЖКХ" по начислению (в том числе доначислению) населению платы за обращение с твердыми коммунальными отходами (ТКО) в д. Татарский Кабан Нармонского сельского поселения Лаишевского района Республики Татарстан с 01.04.2019 по настоящее время и прекращении начислений платы за сбор населению и вывоз ТКО до организации в установленном порядке сбора и вывоза ТКО на территории д. Татарский Кабан; признании незаконными действия ООО "УК "ПЖКХ" по начислению (в том числе доначислению) населению платы за обращение с ТКО с нарушением прав потребителей, и признании противоправными в отношении неопределенного круга потребителей при предоставлении услуги по обращению с ТКО.
Определениями Арбитражного суда Республики Татарстан в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) к участию в деле третьими лицами без самостоятельных требований на предмет спора привлечены муниципальное учреждение Исполнительный комитет Нармонского сельского поселения Лаишевского муниципального района Республики Татарстан, Государственный комитет Республики Татарстан по тарифам, Прокуратура Республики Татарстан.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 31.07.2023, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.11.2023, в иске отказано.
Не согласившись с принятыми судебными актами, ГЖИ РТ обратилось в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, исковые требования удовлетворить, ссылаясь на неверную оценку судами правомерности выставления региональным оператором по обращению с ТКО платы за обращение с ТКО жителям д. Татарский Кабан Лаишевского района.
Ответчик в отзыве на кассационную жалобу считает судебные акты законным и просит оставить их без изменения. При этом обращает внимание на то, что согласно разделу 3 Территориальной схемы в области обращения с отходами Республики Татарстан, утвержденной КМ РФ 13.03.2018 N 149, места накопления нанесены на карту РТ, включенную в состав электронной модели территориальной схемы, которая размешена в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", при этом размещение источников образования отходов, в том числе ТКО, на территории РТ показано на графических материалах карты N 1 (раздел 2 территориальной схемы), согласно которой усматривается нанесение законодателем на карту информации лишь о муниципальном районе в целом без конкретизации деревень и поселков.
При этом при установлении единого предельного тарифа региональных операторов по обращению с ТКО учитываются объемы ТКО в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами в РТ и в частности, учтен объем ТКО в тарифе ООО "УК "ПЖКХ" в целом по Лаишевскому району без разделения на населенные пункты на основании данных о расстоянии от центра муниципального района, а не конкретного места сбора ТКО по объектам размещения отходов.
Проверив законность обжалуемых судебных актов в соответствии со статьей 286 АПК РФ, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав явившихся представителей в судебном заседании, судебная коллегия считает жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций и подтверждается материалами дела, региональным оператором по обращению с ТКО на территории Республики Татарстан является ООО "УК "ПЖКХ" на основании соглашения от 09.11.2018 N 72, заключенного между Министерством строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан "Об осуществлении деятельности регионального оператора с твердыми коммунальными отходами по Западной зоне деятельности регионального оператора на территории Республики Татарстан".
В адрес ГЖИ РТ поступило коллективное обращение жителей д. Татарский Кабан Нармонского сельского поселения Лаишевского района Республики Татарстан относительно необоснованности начисления ООО УК "ПЖКХ" платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО, поскольку контейнерная площадка в деревне отсутствует, иными способами сбор и вывоз ТКО не организован.
Из предоставленных ООО "УК "ПЖКХ" и Исполкомом Лаишевского МР пояснений следует, что в указанной деревне сбор и вывоз ТКО осуществляется с контейнерных площадок населенных пунктов д. Астраханка, с. Карадули, с. Караишево, с. Нармонка, с. Тетеево, которые входят в состав Нармонского сельского поселения.
Жители д. Татарский Кабан Нармонского с/п Лаишевского района не лишены возможности пользоваться контейнерными площадками указанных населенных пунктов.
При этом ООО "УК "ПЖКХ" жителям данного населенного пункта в счет-квитанции за коммунальную услугу "обращение с ТКО" произведено доначисление платы за предыдущий период и предъявлена плата за данную коммунальную услугу с учетом доначисления.
Аналогичная ситуация имеет место в д. Зимняя горка Егорьевского сельского поселения Лаишевского района, д. Вороновка Песчано-Ковалинского сельского поселения Лаишевского района.
По мнению истца, предъявление ООО "УК "ПЖКХ" платы за обращение с ТКО в д. Татарский Кабан при отсутствии в населенном пункте контейнерной площадки и сбора и вывоза ТКО иными способами, свидетельствует о нарушении ООО "УК "ПЖКХ" требований правил предоставления коммунальных услуг и нарушении прав граждан.
Пунктом 148(26) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), установлено, что потребитель коммунальной услуги по обращению с ТКО не вправе складировать ТКО вне контейнеров, бункеров, иных емкостей и специальных площадок для крупногабаритных отходов, предназначенных для их накопления в соответствии с договором на оказание услуг по обращению с ТКО, заполнять контейнеры для ТКО, предназначенные для накопления отходов других лиц и не указанные в договоре на оказание услуг по обращению с ТКО, или контейнеры, не предназначенные для таких видов отходов.
Таким образом, место накопления, из которого региональным оператором осуществляется вывоз ТКО, является существенным условием договора об оказании услуг в сфере обращения с ТКО.
ООО "УК "ПЖКХ" и Исполком Лаишевского МР подтвердили, что контейнерные площадки в д. Татарский Кабан отсутствуют.
В реестре размещения мест (площадок) накопления ТКО на территории Нармонского сельского поселения Лаишевского муниципального района, в состав которого входит д. Татарский Кабан, утвержденном постановлением Исполнительного комитета Нармонского сельского поселения Лаишевского муниципального района от 02.07.2019 N 9, не содержится сведений о месте (площадке) накопления ТКО, источником образования которых является д. Татарский Кабан.
ГЖИ РТ в отношении ООО "УК "ПЖКХ" инициирована документарная проверка.
По результатам проверки факт начисления платы за обращение с ТКО в д. Татарский Кабан при отсутствии контейнерной площадки и иного способа сбора и вывоза ТКО, подтвержден.
Фактов нарушений, влекущих непосредственную угрозу причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью не установлено, в связи с чем ГЖИ РТ не выдавало предписание на устранение нарушений.
В адрес ООО "УК "ПЖКХ" объявлено предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований жилищного законодательства и привидению начисления платы за коммунальную услугу "обращение с ТКО" в соответствие с установленными требованиями.
Вместе с тем в соответствии с установленными требованиями предостережение не является обязательным к исполнению.
По мнению истца, ООО "УК "ПЖКХ" нарушены требования части 4 статьи 154, части 9 статьи 155 и частей 6, 7 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (далее - Правила N 1156), что послужило основанием для обращения истца в суд с настоящим иском.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды первой и апелляционной инстанций исходили из следующего.
В данном случае, будучи уполномоченным органом в области государственного жилищного надзора, истец обратился в арбитражный суд, минуя предусмотренную действующим законодательством Российской Федерации процедуру, соблюдение которой является обязательной при осуществлении жилищного надзора в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, что недопустимо с точки зрения положений статьи 20 ЖК РФ, а также положений Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
Требования истца основаны на выявленном в рамках государственного жилищного надзора и зафиксированном в установленном законом порядке (в предупреждении) по обращению жителей д. Татарский Кабан Нармонского сельского поселения и факте неправомерного начисления платы за коммунальную услугу в отношении конкретных жителей по их обращениям и предполагают подтверждение неправомерности действий ответчика в отношении данных лиц, что исключает право ГЖИ РТ на обращение с иском в защиту неопределенного круга лиц, учитывая, что деятельность регионального оператора на предмет соблюдения требований правовых актов на всей обслуживаемой им территории не являлась предметом проверки.
ООО "УК "ПЖКХ" с 01.01.2019 приступило к оказанию услуг по обращению с ТКО всем собственникам ТКО.
Согласно положениям статьи 24.7. Федерального закона N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с ТКО с собственниками ТКО, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
При этом для регионального оператора договор на оказание услуг по обращению с ТКО является публичным.
В свою очередь, все собственники ТКО, в том числе собственники частных домовладений, обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся места их накопления.
Данная норма дополняется положениями части 5 статьи 30 ЖК РФ, в соответствии с которой собственник жилого дома или его части обязан обеспечивать обращение с ТКО путем заключения договора с региональным оператором по обращению с ТКО.
Порядок осуществления накопления, сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения ТКО, а также заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО, установлены Правилами N 1156.
Правилами N 1156 определено, что заявка потребителя либо предложение регионального оператора о заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО являются основанием для заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО (пункт 8(4)).
Потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора обязан направить региональному оператору заявку потребителя и соответствующие документы, определенные Правилами.
В случае если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и соответствующие документы, предусмотренные данными Правилами, договор с потребителем считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
ООО "УК "ПЖКХ" (региональный оператор) предложение о заключении договора было размещено на официальном сайте 28.12.2018.
Соответственно, договор считается заключенным на условиях типового договора на 16-й рабочий день после размещения публикации, то есть 29.01.2019.
Пунктом 148(1) Правил N 354 установлено, что предоставление коммунальной услуги по обращению с ТКО потребителю осуществляется на основании возмездного договора, содержащего положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с ТКО, из числа договоров, указанных в пунктах 148(4)-148(6) настоящих Правил.
Собственники ТКО обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся места их накопления.
Собственник жилого дома или части жилого дома согласно части 5 статьи 30 ЖК РФ обязан обеспечивать обращение с ТКО путем заключения договора с региональным оператором по обращению с ТКО.
Под обращением с ТКО для целей Кодекса и иных актов жилищного законодательства понимаются транспортирование, обезвреживание, захоронение ТКО.
В силу части 20 статьи 12 Федерального закона от 29.06.2015 N 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО наступает со дня утверждения единого тарифа на услугу по обращению с ТКО на территории соответствующего субъекта Российской Федерации и заключения соглашения между органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с ТКО, но не позднее 1 января 2019 года.
При этом отсутствие заключенного письменного договора с региональным оператором не освобождает потребителя (собственника жилого помещения/домовладения) от оплаты оказанных услуг, которые подлежат оплате с даты начала оказания услуг региональным оператором.
В указанной связи договоры по обращению с ТКО фактически заключены со всеми собственниками жилых помещений и жителями, проживающими или зарегистрированными на территории зоны действия регионального оператора, в том числе с жителями д. Татарский Кабан, в силу действующего законодательства.
Согласно доводам истца отсутствие в поселке площадки для накопления ТКО подтверждается постановлением Исполнительного комитета Лаишевского муниципального района РТ от 02.08.2019 N 2048 "Об утверждении реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, расположенных на территории Лаишевского муниципального района РТ".
Пунктом 13 Правил N 1156 и пунктом 148(12) Правил N 354 установлено, что региональный оператор несет ответственность за обращение с ТКО с момента погрузки таких отходов в мусоровоз.
ООО "УК "ПЖКХ" осуществляет оказание услуги по погрузке, транспортированию, утилизации и захоронению ТКО со всех мест (площадок) накопления отходов по Западной зоне деятельности регионального оператора на территории Республики Татарстан, обеспечивает их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статьей 13.4. Закона N 89-ФЗ установлено, что накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, а также правилам благоустройства муниципальных образований.
Данные о местах (площадках) накопления ТКО должны быть внесены в реестр мест (площадок) накопления ТКО органом, уполномоченным на осуществление этих действий.
Порядок создания мест (площадок) накопления ТКО, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления ТКО, требования к содержанию указанного реестра регулируются Правилами обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденными постановлением Правительства РФ от 31.08.2018 N 1039 (далее - Правила N 1039).
Вопросы обустройства мест (площадок) накопления ТКО в Республике Татарстан урегулирован постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 21.12.2018 N 1202 "Об утверждении Порядка накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Республики Татарстан".
В соответствии с положениями статьи 8 Закона N 89-ФЗ органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с ТКО, предусмотренные пунктом 1 данной статьи, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории.
Обозначенные в статье 8 Закона N 89-ФЗ полномочия органов местного самоуправления относятся к вопросам местного значения муниципальных образований на основании статей 14, 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Создание и содержание контейнерных площадок (мест накопления ТКО) площадок в соответствии с действующим законодательством не входит в обязанности регионального оператора и, соответственно, в части проведения начислений за услугу "обращение с ТКО" региональный оператор действует правомерно.
Согласно пункту 5 части 2 статьи 153 ЖК РФ обязанность по внесению платы за помещение и коммунальные услуги возникает у собственника помещения с момента возникновения права собственности на такое помещение.
Частью 4 статьи 154 ЖК РФ установлено, что плата за коммунальные услуги включает в себя в том числе плату за обращение с ТКО.
В соответствии с частью 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления ТКО), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Доводы ГЖИ РТ о том, что региональным оператором не оказывалась услуга по вывозу ТКО отклонены судами, поскольку отсутствие мест (площадок) накопления ТКО в д. Татарский Кабан в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.3684-21 само по себе не является безусловным основанием считать услугу по вывозу ТКО не оказанной и основанием для освобождения потребителей от оплаты этой коммунальной услуги.
Как отмечалось ранее, ответственность по созданию мест (площадок) накопления ТКО, определению схемы размещения и ведению реестра мест (площадок) накопления ТКО, возложена на органы местного самоуправления.
При отсутствии в реестре контейнерных площадок (мест накопления ТКО) информации об источниках образования ТКО, потребители вправе пользоваться любой контейнерной площадкой, находящейся в собственности муниципального образования.
В силу действующего законодательства предусмотрена обязанность потребителей осуществлять складирование ТКО только в специальных местах (площадках) накопления, потребителям запрещается складировать ТКО вне контейнеров или в контейнеры, не предназначенные для таких видов отходов.
ООО "УК "ПЖКХ" с 01.01.2019 является единственным региональным оператором в сфере обращения с ТКО по Западной зоне деятельности регионального оператора на территории Республики Татарстан, и только ООО "УК "ПЖКХ" в силу закона имеет право оказывать услуги по обращению с ТКО.
ООО "УК "ПЖКХ" вывоз ТКО осуществляется со всех мест (площадок) накопления ТКО, указанных в реестре мест (площадок) накопления ТКО, таким образом, услуги по сбору и вывозу ТКО потребителям были оказаны и оказываются именно ответчиком.
Органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления ТКО и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления ТКО в соответствии с правилами, утвержденными Правительством РФ (статья 13.4), отсутствие мест (площадок) накопления на предусмотренном СанПиН расстоянии от дома истца, само по себе, не свидетельствует о том, что потребители не пользуются указанной услугой.
В силу действующего законодательства предусмотрена обязанность потребителей (собственников) ТКО осуществлять складирование ТКО только в специальных местах (площадках) накопления ТКО.
Граждане обязаны выполнять требования санитарного законодательства, не осуществлять действий, влекущих за собой нарушение прав других граждан на охрану здоровья и благоприятную среду обитания.
Самостоятельное сжигание и/или закапывание на своем участке образовавшихся ТКО запрещены действующим законодательством, т.к. нарушают санитарно-экологические нормы (СанПиН).
Также запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
Таким образом, в силу закона потребители лишены возможности распоряжаться ТКО по своему усмотрению, при этом они должны утилизировать их не иначе, как посредством услуг, оказываемых региональным оператором.
Соответственно, требование истца о снятии начислений за оказание коммунальной услуги по обращению с ТКО противоречат действующему законодательству.
Согласно пунктам 1 и 4 статьи 24.8 Закона N 89-ФЗ оказание услуги по обращению с ТКО региональным оператором относится к регулируемым видам деятельности в области обращения с ТКО, для которой устанавливаются предельные единые тарифы.
Государственное регулирование тарифов в сфере обращения с отходами производства и потребления осуществляется в соответствии с указанным Федеральным законом, Основами ценообразования в области обращения с твердыми коммунальными отходами (Основы ценообразования) и Правилами регулирования тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами (Правила регулирования тарифов), которые утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 30.05.2016 N 484 "О ценообразовании в области обращения с твердыми коммунальными отходами", а также Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными приказом ФАС России от 21.11.2016 N 1638/16.
Пунктом 18 Основ ценообразования предусмотрено, что расчетный объем и (или) масса ТКО определяются в соответствии с методическими указаниями на основании данных о фактическом объеме и (или) массе ТКО за последний отчетный год и данных о динамике образования ТКО за последние 3 года при наличии соответствующих подтверждающих документов, а в случае отсутствия подтверждающих документов - исходя из данных территориальной схемы или, при ее отсутствии, исходя из нормативов ТКО.
Как установлено судами, объемы ТКО на 2019-2023 годы приняты в соответствии с Территориальной схемой в области обращения с отходами Республики Татарстан, утвержденной постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 13.03.2018 N 149 (в редакции постановлений от 14.05.2019 N 391, от 21.05.2020 N 414, от 19.10.2021 N 985, от 09.07.2022 N 661) (территориальная схема N 149).
Сведения, отраженные в территориальной схеме обращения с отходами, учитываются при установлении предельных единых тарифов на услуги региональных операторов по обращению с ТКО (пункт 2 статьи 24.8 Закона N 89-ФЗ).
Осуществляя сбор, транспортирование, переработку, захоронение, утилизацию и размещение ТКО в соответствии с территориальной схемой, региональный оператор обеспечивает надлежащее оказание услуги по обращению с такими отходами и получает за это соразмерную плату, возмещающую ему расходы, сопряженные с оказанием услуги, и приносящую нормативную прибыль.
Согласно разделу 3 территориальной схемы N 149 места накопления ТКО нанесены на карту Республики Татарстан, включенную в состав электронной модели Территориальной схемы, которая размещена в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", при этом усматривается нанесение на карту информации лишь о муниципальном районе в целом без конкретизации деревень и поселков.
В силу части 4 статьи 154 ЖК РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с ТКО.
При этом отсутствие заключенного письменного договора с региональным оператором не освобождает потребителя (собственника жилого помещения/домовладения) от оплаты оказанных услуг, которые подлежат оплате с даты начала оказания услуг региональным оператором.
Деревня Татарский Кабан Нармонского сельского поселения Лаишевского района Республики Татарстан входит в зону деятельности ООО "УК "ПЖКХ", как регионального оператора по обращению с ТКО.
Неисполнение обязанности органа местного самоуправления в лице Администрации Нармонского сельского поселения Лаишевского района Республики Татарстан по созданию места накопления (контейнерной площадки) в д. Татарский Кабан не может говорить о неисполнении обязанностей Регионального оператора по транспортированию ТКО.
Поскольку контейнерная площадка в д. Татарский Кабан отсутствует, ближайшее место установки контейнера для сбора ТКО находится в населенных пунктах д. Астраханка, с. Карадули, с. Караишево, с. Нармонка, с. Тетеево, которые входят в состав Нармонского сельского поселения.
Доказательств подтверждающих, что потребители д. Татарский Кабан утилизируют ТКО самостоятельно в установленном законом порядке, способами, не нарушающими санитарного законодательства, суду не представлено.
Сведений о заключении потребителями д. Татарский Кабан договора утилизации ТКО с иной специализированной организацией суду также не представлено.
Судами установлено, что ответчик, как региональный оператор, оказывает услуги по вывозу ТКО с ближайших к д. Татарский Кабан населенных пунктов, где имеются места установки контейнеров для сбора ТКО согласно графику.
Как следует из пояснений Госкомитета РТ по тарифам, согласно разделу 3 территориальной схемы N 149 места накопления ТКО нанесены на карту Республики Татарстан, при этом соответствующее место накопления ТКО в д. Татарский Кабан территориальной схемой N 149 не определено.
Также из представленного в материалы дела ответа руководителя Исполнительного комитета Нармонского СП (исх. N 166 от 17.08.2022) на обращение жителей д. Татарский Кабан об организации процесса сбора и утилизации бытовых отходов на территории д. Татарский Кабан, усматривается, что согласно постановлению Исполнительного комитета Нармонского сельского поселения Лаишевского муниципального района РТ от 22.04.2021 N 5 "Об утверждении реестра и схемы мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов" ближайшая площадка расположена в с. Астраханка, ул. Большая.
Обустройство и строительство контейнерной площадки будет осуществлено при изыскании финансирования.
Согласно положениям статьи 438 Гражданского кодекса Российской Федерации фактическое пользование потребителями услугами, оказываемыми обязанной стороной, расценивается как акцепт потребителем оферты, предложенной стороной, оказывающей услуги (выполняющей работы).
Заключение договора в письменной форме путем подписания одного документа или обмена документами напрямую зависит от воли самого потребителя, отсутствие договора в письменной форме при совершении потребителями конклюдентных действий по принятию услуг не освобождает потребителей от обязательств по оплате таких услуг.
Доказательства того, что ответчиком, как региональным оператором, не оказывались (не оказываются) услуги по вывозу ТКО с ближайшей к д. Татарский Кабан площадке накопления ТКО, расположенной в с. Астраханка, ул. Большая, суду не представлено (статьи 65, 68 АПК РФ).
Напротив, из представленных в материалы дела обращений жителей д. Татарский Кабан усматривается, что жители для выноса ТКО пользуются иными местами установки контейнеров для сбора ТКО, которые находятся в близлежащих населенных пунктах Нармонского сельского поселения, в частности в д. Астраханка, ул. Большая.
Кроме того, согласно доводам истца, не опровергнутым ответчиком, им в судебном порядке в суде общей юрисдикции с конкретных должников взыскиваются задолженности за оказанные услуги по обращению с ТКО, что свидетельствует о том, что в судебных процессах по конкретным делам судами устанавливается факт оказания услуг по обращению с ТКО региональным оператором.
В материалах дела отсутствуют доказательства обстоятельств неправомерного начисления платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО региональным оператором в обход закона в отношении всех потребителей по результатам проверки госорганом деятельности этого регионального оператора за спорный период.
При таких обстоятельствах, учитывая избранный истцом способ защиты, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения исковых требований ГЖИ РТ в отношении неопределенного круга лиц, в связи с чем отказал в удовлетворении заявленных требований.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции.
Приведенные в кассационной жалобе доводы правильность выводов судов первой и апелляционной инстанций, основанных на нормах права и материалах дела, не опровергают.
При таких обстоятельствах судебная коллегия не усматривает правовых оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 31.07.2023 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.11.2023 по делу N А65-7526/2023 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьями 291.1, 291.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
А.Х. Хисамов |
Судьи |
Г.Н. Махмутова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Государственное регулирование тарифов в сфере обращения с отходами производства и потребления осуществляется в соответствии с указанным Федеральным законом, Основами ценообразования в области обращения с твердыми коммунальными отходами (Основы ценообразования) и Правилами регулирования тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами (Правила регулирования тарифов), которые утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 30.05.2016 N 484 "О ценообразовании в области обращения с твердыми коммунальными отходами", а также Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными приказом ФАС России от 21.11.2016 N 1638/16.
...
В силу части 4 статьи 154 ЖК РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с ТКО.
...
Согласно положениям статьи 438 Гражданского кодекса Российской Федерации фактическое пользование потребителями услугами, оказываемыми обязанной стороной, расценивается как акцепт потребителем оферты, предложенной стороной, оказывающей услуги (выполняющей работы)."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 2 февраля 2024 г. N Ф06-12833/23 по делу N А65-7526/2023