г. Казань |
|
12 февраля 2024 г. |
Дело N А55-23487/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 января 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 февраля 2024 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Хисамова А.Х.,
судей Махмутовой Г.Н., Бубновой Е.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Гариповой Л.А.
при участии в судебном заседании посредством системы веб-конференции представителя истца - Малышевой Ю.А., доверенность от 23.08.2023 N 48,
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу садоводческого некоммерческого товарищества "Водинское-Экран"
на решение Арбитражного суда Самарской области от 23.05.2023 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.10.2023
по делу N А55-23487/2022
по иску общества с ограниченной ответственностью "ТрансРесурс" (ИНН 6314045606, ОГРН 1186313063342), г. Самара к садоводческому некоммерческому товариществу "Водинское-Экран" (ИНН 6319132404, ОГРН 1066300013559), г. Самара, третье лицо: общество с ограниченной ответственностью "ЭкоСтройРесурс", о взыскании долга по договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "ТрансРесурс" (далее - ООО "ТрансРесурс", истец) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с иском к садоводческому некоммерческому товариществу "Водинское-Экран" (далее - СНТ "Водинское-Экран", ответчик) о взыскании 1 034 828 руб. 69 коп. основного долга по договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО) за период с 01.01.2019 по 30.11.2021, 475 426 руб. 84 коп. пени за период с 11.02.2019 по 31.03.2022.
Судом к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "ЭкоСтройРесурс" (далее - ООО "ЭкоСтройРесурс").
Решением Арбитражного суда Самарской области от 23.05.2023 исковые требования удовлетворены.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.10.2023 решение Арбитражного суда Самарской области от 23.05.2023 отменено. Принят новый судебный акт. С СНТ "Водинское-Экран" в пользу ООО "ТрансРесурс" взыскано 661 780 руб. 31 коп. основного долга за период с 01.01.2019 по 30.11.2021, 248 866 руб. 64 коп. неустойки за период с 11.02.2019 по 31.03.2022, а также 16 946 руб. 11 коп. расходов по оплате государственной пошлины. В остальной части исковых требований отказано.
Не согласившись с принятыми судебными актами, СНТ "Водинское-Экран" обратилось в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции, ссылаясь на отсутствие в материалах дела доказательств фактического оказания услуг; неправильное исчисление пени без применения моратория.
Проверив законность обжалуемых судебных актов в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав представителя истца в судебном заседании, судебная коллегия считает принятые судебные акты подлежащими отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции по следующим основаниям.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций и подтверждается материалами дела, ООО "ЭкоСтройРесурс" с 01.01.2019 является региональным оператором, осуществляющим деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению ТКО на территории Самарской области.
Согласно частям 1, 2, 4 статьи 24.7 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" от 24.06.1998 N 89-ФЗ (далее - Закон N 89-ФЗ) региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с ТКО с собственниками ТКО, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Договор о предоставлении услуг по обращению с ТКО является договором возмездного оказания услуг.
Согласно пункту 1 статьи 779 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги, а заказчик оплатить эти услуги.
По договору на оказание услуг по обращению с ТКО региональный оператор обязуется принимать ТКО в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник ТКО обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
Договор на оказание услуг по обращению с ТКО является публичным для регионального оператора.
Собственники ТКО обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся места их накопления.
Согласно пункту 5 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ договор на оказание услуг по обращению с ТКО заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации.
Форма типового договора на оказание услуг по обращению с ТКО утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 N 641 (вместе с "Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами") (далее - Правила N 1156).
Предложение о заключении договора по обращению с ТКО и типовой договор были опубликованы региональным оператором на своем официальном сайте: https://ecostr.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 23.12.2018, а также в средствах массовой информации - в газете "Волжская коммуна", выпуск N 343 (30578) от 25.12.2018.
Приказом Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 18.12.2018 N 846, а также Приказами Департамента ценового и тарифного регулирования Самарской области от 28.03.2019 N 95, от 19.12.2019 N 781, от 18.12.2020 N 830 утвержден предельный тариф на услугу регионального оператора по обращению с ТКО на 2019 - 2021 годы для населения в размере 498,47 руб./куб. м (без учета НДС) или 598,16 руб./куб. м (с учетом НДС).
Судами установлено, что между СНТ "Водинское-Экран" и ООО "ЭкоСтройРесурс" на условиях типового договора заключен договор на оказание услуг по обращению с ТКО от 25.05.2021 N ТКО-25866, по условиям которого региональный оператор обязуется принимать ТКО, в том числе крупногабаритные отходы в объеме и месте, которые определены в договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством РФ, а потребитель обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
В соответствии с пунктом 16 договора во взаимосвязи с приложением N 1 стороны производят учет объема (массы) ТКО в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы ТКО, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505 "Об утверждении правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов", следующим способом: расчетным путем исходя из нормативов накопления ТКО.
В соответствии с пунктом 7 договора потребитель ежемесячно, в полном объеме, оплачивает услуги по обращению с ТКО до 10-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была оказана услуга по обращению с ТКО.
Как указал истец, во исполнение условий договора ООО "ЭкоСтройРесурс" оказало СНТ "Водинское-Экран" услуги по обращению с ТКО в период с 01.01.2019 по 30.11.2021 на общую сумму 1 034 828 руб. 69 коп., которую ответчик не оплатил.
Согласно статье 382 ГК РФ право (требование), принадлежащее кредитору на основании обязательства, может быть передано им другому лицу на сделке (уступка требования) или перейти к другому лицу на основании закона. Для перехода к другому лицу прав кредитора не требуется согласие должника.
31.12.2021 ООО "ЭкоСтройРесурс" (цедент) и ООО "ТрансРесурс" (цессионарий) заключили договор уступки права требования (цессии) N Ц-1/2021, по которому цедент уступил цессионарию все денежные требования по договору от 25.05.2021 N ТКО-25866, включая право на неустойку за просрочку оплаты услуг, возникшие за период с 01.01.2019 по 30.11.2021.
После соблюдения претензионного порядка истец обратился в арбитражный суд с рассматриваемым иском.
Как указал истец, услуги по обращению с ТКО были оказаны региональным оператором надлежащим образом, в адрес потребителя были выставлены универсальные платежные документы (УПД) за период с 01.01.2019 по 30.11.2021: N КУ09-017184 от 30.09.2021, КУ09-017185 от 30.09.2021, КУ09-017186 от 30.09.2021, КУ09-017187 от 30.09.2021, КУ09-017189 от 30.09.2021, КУ09-017190 от 30.09.2021, КУ09-017191 от 30.09.2021, КУ10-003345 от 31.10.2021, КУ11-007660 от 30.11.2021.
Потребитель за период с 01.01.2019 по 30.11.2021 свои обязательства по оплате оказанных региональным оператором услуг не исполнил, в связи с чем у потребителя образовалась задолженность в размере 1 034 828 руб. 69 коп., на которую истцом была начислена неустойка за период по состоянию на 31.03.2022 в размере 475 426 руб. 84 коп.
Возражая против удовлетворения исковых требований, СНТ "Водинское-Экран" указывало, что факт оказанных услуг не доказан, вывоз ТКО не производился, а также ссылался на не заключенность договора по обращению с ТКО.
Удовлетворяя исковые требования. суд первой инстанции руководствовался положениями статей 309, 310, 329, 330, 388, 779, 781 ГК РФ, установленными по делу обстоятельствами и пришел к выводу о доказанности факта оказания ответчику услуг по обращению с ТКО региональным оператором и об отсутствии со стороны ответчика оплаты за оказанные услуги.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 29.07.2017 N 217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 217-ФЗ) собственники садовых земельных участков или огородных земельных участков, а также граждане, желающие приобрести такие участки в соответствии с земельным законодательством, могут создавать соответственно садоводческие некоммерческие товарищества и огороднические некоммерческие товарищества.
При этом Закон N 217-ФЗ не предусматривает иного способа взимания платы за услугу по обращению с ТКО, в том числе самостоятельной оплаты указанной услуги членами товарищества.
Согласно пункту 148 (7) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), предоставление коммунальной услуги по обращению с ТКО обеспечивается товариществом (в том числе садоводческим или огородническим некоммерческим товариществом) посредством заключения с региональным оператором по обращению с ТКО договора на оказание услуг по обращению с ТКО в целях обеспечения предоставления коммунальной услуги по обращению с ТКО потребителям.
Согласно пункту 1 статьи 13.3 Закона N 89-ФЗ в целях организации и осуществления деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению отходов уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации утверждается территориальная схема в области обращения с отходами, в том числе с ТКО.
Региональный оператор осуществляет деятельность по обращению с ТКО с использованием сведений об источниках образования, подлежащих транспортированию ТКО и местах их накопления в соответствии территориальной схемой обращения с отходами Самарской области, утвержденной приказом Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 23.09.2016 N 228.
По мнению судов, факт оказания региональным оператором (третьим лицом) услуг ответчику по обращению с ТКО подтверждается представленными в материалы дела документами (УПД за спорный период, копией Территориальной схемы с указанием расположения ближайших к ответчику контейнерных площадок, с которых вывозились ТКО).
Иные доказательства (сведения ГЛОНАСС, путевые листы транспортных средств по вывозу ТКО) согласно пояснениям истца не сохранились по причине длительного срока с периода оказания услуг.
В свою очередь, ответчиком не составлялись акты о нарушении региональным оператором своих обязательств по вывозу ТКО.
Судами отмечено также, что отсутствие места (площадки) накопления ТКО на территории СНТ "Водинское-Экран" в спорный период не свидетельствует о неоказании региональным оператором услуг по обращению с ТКО по типовому договору за спорный период, так как, учитывая наличие в территориальной схеме и реестре мест накопления общедоступных контейнеров для сбора ТКО и возможность для собственников ТКО складировать ТКО в контейнеры, расположенные на иных контейнерных площадках, члены СНТ "Водинское-Экран", не были лишены возможности получения услуги по обращению с ТКО.
Судом апелляционной инстанции отмечено, что лишь 24.03.2022 Управление Роспотребнадзора по Самарской области выдало заключение N 63-04/105 о соответствии площадки для сбора ТКО по адресу: Самарская обл., Красноярский район, п.г.т. Новосемейкино, массив Водинский, СНТ "Водинское-Экран", требованиям законодательства РФ в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, после чего 14.04.2022 администрация городского поселения Новосемейкино муниципального района Красноярский Самарской области вынесло постановление N 42 о внесении указанной контейнерной площадки для сбора ТКО с установлением 2-х контейнеров в схему размещения мест (площадок) накопления ТКО на территории городского поселения Новосемейкино. После чего 17.05.2022 между ООО "ЭкоСтройРесурс" и СНТ "Водинское-Экран" был заключен договор N ТКО-51527 на оказание услуг по обращению с ТКО.
При этом суд апелляционной инстанции принял доводы ответчика о фактическом количестве членов СНТ.
Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 28.07.2016 N 524/пр "Об утверждении методических рекомендаций по вопросам, связанным с определением нормативов накопления ТКО" утверждены категории объектов, а также расчетные единицы по категориям объектов, в отношении которых могут устанавливаться нормативы накопления ТКО. Расчетной единицей для садовых и огороднических кооперативов является 1 участник (член) товарищества.
Аналогичная расчетная единица установлена Приказом Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 19.12.2016 N 804 "Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Самарской области".
Ответчик представил в материалы дела реестры членов СНТ "Водинское-Экран" и протоколы общих собраний за спорный период, из которых следует, что фактическое количество членов данного СНТ ранее составляло: 179 человек - в период с 01.01.2019 по 31.12.2019; 173 человека - за период с 01.01.2020 по 31.12.2020; 166 человек - за период с 01.01.2021 по 30.11.2021.
Суд апелляционной инстанции признал правильным справочный расчет ООО "ТрансРесурс" за период с 01.01.2019 по 30.11.2021 исходя из указанного количества членов СНТ - 179, 173, 166 человека, что составило 661 780,31 руб.
Выводы суда апелляционной инстанции относительно количества членов СНТ у ответчика суд округа считает обоснованными.
Рассматривая спор в части неустойки, судом апелляционной инстанции отмечено, что в соответствии с разъяснениями, приведенными в абзаце 1 пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 26.03.2022 N 474 "О некоторых особенностях регулирования жилищных отношений в 2022 году", начисление и уплата пени в случае неполного и (или) несвоевременного внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, взносов на капитальный ремонт, установленных жилищным законодательством Российской Федерации, а также начисление и взыскание неустойки (штрафа, пени) за несвоевременное и (или) не полностью исполненное юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательство по оплате услуг, предоставляемых на основании договоров в соответствии с законодательством Российской Федерации о газоснабжении, об электроэнергетике, о теплоснабжении, о водоснабжении и водоотведении, об обращении с ТКО, осуществляются в порядке, предусмотренном указанным законодательством Российской Федерации, исходя из минимального значения ключевой ставки Банка России из следующих значений: ключевая ставка Банка России, действующая по состоянию на 27.02.2022, и ключевая ставка Банка России, действующая на день фактической оплаты.
На день принятия решения судом первой инстанции ключевая ставка Банка России составляла 7,5% годовых, из которой и следовало производить расчет неустойки, которая по расчету суда апелляционной инстанции составила 248 866,64 руб.
Заявленное ответчиком в суде апелляционной инстанции ходатайство о пропуске истцом срока исковой давности по исковым требованиям за период 2019 года, отклонено судом апелляционной инстанции на основании положений статьи 268 АПК РФ, поскольку в ходе рассмотрения настоящего спора в суде первой инстанции данное ходатайство ответчиком не заявлялось. Уважительных причин, по которым такое ходатайство не могло быть подано в суде первой инстанции, ответчиком не приведено.
Однако судами не учтено следующее.
Статьей 24.6 Закона N 89-ФЗ установлено, что сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение ТКО на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами (пункт 1). Зона деятельности регионального оператора представляет собой территорию или часть территории субъекта Российской Федерации, на которой региональный оператор осуществляет деятельность на основании соглашения, заключаемого с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с настоящей статьей, и определяется в территориальной схеме обращения с отходами (пункты 7, 8).
Содержание территориальной схемы обращения с отходами определено Правилами разработки, общественного обсуждения, утверждения, корректировки территориальных схем в области обращения с отходами производства и потребления, в том числе с ТКО, а также требованиями к составу и содержанию таких схем, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.2018 N 1130 (далее - Правила N 1130).
В соответствии с пунктом 5 Правил N 1130 территориальная схема включает, кроме прочего, следующие разделы: нахождение источников образования отходов; места накопления отходов; места нахождения объектов обработки, утилизации, обезвреживания отходов и объектов размещения отходов, включенных в государственный реестр объектов размещения отходов; схема потоков отходов от источников их образования до объектов обработки, утилизации, обезвреживания отходов и объектов размещения отходов, включенных в государственный реестр объектов размещения отходов.
При этом раздел "Места накопления отходов" содержит данные о нахождении мест накопления отходов (с нанесением их на карту субъекта Российской Федерации) в соответствии со схемами размещения мест (площадок) накопления ТКО и реестрами мест (площадок) накопления ТКО, а также данные о необходимом количестве контейнеров и бункеров в соответствующей зоне деятельности регионального оператора, данные о количестве контейнеров и бункеров, планируемых к приобретению региональным оператором по годам (пункт 9 Правил N 1130).
Согласно подпункту "а" пункта 12 Правил N 1130 раздел "Схема потоков отходов от источников их образования до объектов обработки, утилизации, обезвреживания отходов и объектов размещения отходов, включенных в государственный реестр объектов размещения отходов" содержит графическое отображение движения отходов от источников образования отходов и мест накопления отходов до объектов обработки, утилизации, обезвреживания отходов, объектов размещения отходов, включенных в государственный реестр объектов размещения отходов и расположенных в границах территории субъекта Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 10 статьи 24.6 Закона N 89-ФЗ региональные операторы обязаны соблюдать схему потоков ТКО, предусмотренную территориальной схемой обращения с отходами субъекта Российской Федерации, на территории которого такие операторы осуществляют свою деятельность.
Таким образом, услуга по обращению с ТКО не может считаться оказанной только ввиду образования таких отходов, как неизменного фактора, сопутствующего жизнедеятельности человека, если при этом не соблюдаются требования к организации исполнения данной услуги, предусмотренные действующим законодательством.
Законом N 89-ФЗ определено, что целью государственного регулирования в области обращения с отходами производства и потребления является предотвращение вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечение таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья.
Достижение указанной цели, в частности, предполагает, что движение ТКО должно контролироваться на каждом этапе, начиная от источника их образования, заканчивая утилизацией, размещением или переработкой. Одновременно любому гражданину или организации, в деятельности которых образуются такие отходы, должна быть предоставлена возможность избавления от них способом, предусмотренным законом, который, исходя из целей и принципов регулирования в области обращения с отходами производства и потребления, рассматривается как наиболее экологичный и бережный по отношению к человеку и окружающей среде.
Из взаимосвязанных положений пункта 2 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ и пунктов 9, 13 Правил N 1156, следует, что региональный оператор осуществляет прием ТКО от потребителей в месте (площадке) накопления ТКО, определенном договором на оказание услуг по обращению с ТКО, в соответствии со схемой обращения с отходами. Региональный оператор несет ответственность за обращение с ТКО с момента погрузки таких отходов в мусоровоз.
Предполагая, что в отсутствие места накопления ТКО, внесенного в территориальную схему, ответчик имеет возможность складировать отходы в иных местах, внесенных в территориальную схему, без исследования доказательств, подтверждающих сам факт оказания услуги, суды допустили ситуацию, когда услуга регионального оператора по обращению с ТКО формально считается предоставленной.
Подобный подход не может быть поддержан, поскольку непрозрачность движения отходов препятствует обеспечению их безопасности, минимизации причиненного ими вреда.
Указанная правовая позиция содержится в определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 14.11.2022 N 304-ЭС22-12944 по делу N А75-7519/2021.
Кроме того, согласно пункту 14 Обзора судебной практики по делам, связанным с обращением с твердыми коммунальными отходами, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 13.12.2023, в случае если место накопления ТКО и (или) источник образования отходов не включены в территориальную схему обращения с отходами, региональный оператор должен доказать факт реального оказания услуг собственнику ТКО.
Присвоение истцу статуса регионального оператора и утверждение тарифа на услуги по обращению с ТКО (с установленным сроком введения его в действие), сами по себе не означают автоматическое оказание региональным оператором услуг и, как следствие, не являются основанием для взыскания с потребителя в пользу регионального оператора денежных средств в условиях недоказанности факта оказания соответствующих услуг ответчику.
В силу части 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
В данном случае в обоснование факта оказания ответчику услуг по обращению с ТКО истцом представлены только УПД. При этом доказательства направления актов оказания услуг в адрес ответчика в материалах дела отсутствуют.
Более того, УПД сформированы 30.09.2021, 31.10.2021, 30.11.2021 с указанием в них об оказании услуг в период, начиная с 01.01.2019 и позднее. Письменный договор конкретно с ответчиком составлен также лишь 21.05.2021.
Отсутствие актов ответчика о не оказании региональным оператором услуг по вывозу ТКО само по себе не свидетельствует об оказании ответчику спорных услуг.
В указанной ситуации выводы судов об удовлетворении заявленных по делу исковых требований при недоказанности самого факта оказания услуг, являются преждевременными.
Суд округа принимает во внимание также, что в материалах дела отсутствуют маршрутные журналы движения спецтехники, сведения ГЛОНАСС, а также иные доказательства, позволяющие установить факт оказания ответчику услуг по обращению с ТКО в исковой период.
То обстоятельство, что указанные документы не сохранились у регионального оператора, является риском предпринимательской деятельности последнего.
При таких обстоятельствах принятые по делу судебные акты нельзя признать законными и обоснованными, в связи с чем они подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду надлежит учесть вышеизложенное, предложить сторонам представить дополнительные доказательства в обоснование своих требований и возражений и с учетом установленного разрешить спор в полном соответствии с нормами материального и процессуального права.
В случае установления фактов оказания услуг ответчику в спорном периоде и несвоевременной их оплаты последним, необходимо рассмотреть доводы ответчика о том, что на него распространяется действие моратория, установленного постановлением Правительства Российской Федерации от 02.04.2020 N 424 "Об особенностях предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", в период с 06.04.2020 до 01.01.2021.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 23.05.2023 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.10.2023 по делу N А55-23487/2022 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Самарской области.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьями 291.1, 291.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
А.Х. Хисамов |
Судьи |
Г.Н. Махмутова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Из взаимосвязанных положений пункта 2 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ и пунктов 9, 13 Правил N 1156, следует, что региональный оператор осуществляет прием ТКО от потребителей в месте (площадке) накопления ТКО, определенном договором на оказание услуг по обращению с ТКО, в соответствии со схемой обращения с отходами. Региональный оператор несет ответственность за обращение с ТКО с момента погрузки таких отходов в мусоровоз.
...
Подобный подход не может быть поддержан, поскольку непрозрачность движения отходов препятствует обеспечению их безопасности, минимизации причиненного ими вреда.
Указанная правовая позиция содержится в определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 14.11.2022 N 304-ЭС22-12944 по делу N А75-7519/2021.
...
В случае установления фактов оказания услуг ответчику в спорном периоде и несвоевременной их оплаты последним, необходимо рассмотреть доводы ответчика о том, что на него распространяется действие моратория, установленного постановлением Правительства Российской Федерации от 02.04.2020 N 424 "Об особенностях предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", в период с 06.04.2020 до 01.01.2021."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 12 февраля 2024 г. N Ф06-13063/23 по делу N А55-23487/2022
Хронология рассмотрения дела:
13.11.2024 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-14302/2024
13.08.2024 Решение Арбитражного суда Самарской области N А55-23487/2022
12.02.2024 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-13063/2023
16.10.2023 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-10569/2023
23.05.2023 Решение Арбитражного суда Самарской области N А55-23487/2022