г. Казань |
|
15 марта 2024 г. |
Дело N А65-8512/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 марта 2024 года.
Полный текст определения изготовлен 15 марта 2024 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Хабибуллина Л.Ф.,
судей Закировой И.Ш., Мухаметшина Р.Р.,
при участии представителей:
заявителя - Попова П.А., доверенность от 09.10.2023, Гаврилова А.М., доверенность от 22.12.2022, Лизуновой Е.Ю., доверенность от 24.04.2023,
ответчика - Гарифуллиной Е.С., доверенность от 15.02.2023, Шафигуллиной А.А., доверенность от 14.07.2023, Солтанова Б.Х., доверенность от 12.03.2024,
третьего лица - Гарифуллиной Е.С., доверенность от 14.04.2023,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Татмелиоводстрой"
на постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.11.2023
по делу N А65-8512/2023
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Татмелиоводстрой" к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Республике Татарстан о признании недействительным решения, третье лицо: Управление Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан о признании недействительным решения,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Татмелиоводстрой" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Республике Татарстан (далее - инспекция) от 30.11.2022 N 32/08 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части взаимоотношений с обществом с ограниченной ответственностью "Волгастройсервис", обществом с ограниченной ответственностью "Стройагросоюз", обществом с ограниченной ответственностью "СК Новый город", обществом с ограниченной ответственностью "Стройгарант+" (далее - общества "Волгастройсервис", "Стройагросоюз", "СК Новый город" и "Стройгарант+").
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечено Управление Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан (далее - управление).
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 11.08.2023 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.11.2023 решение суда первой инстанции отменено, принят по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении заявления отказано.
В кассационной жалобе общество, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, просит отменить принятый по делу судебный акт, оставить в силе решение суда первой инстанции.
В судебном заседании представителем общества "Стройгарант+" заявлено ходатайство о привлечении его в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.
Согласно части 1 статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, могут вступить в дело на стороне истца или ответчика до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела в первой инстанции арбитражного суда, если этот судебный акт может повлиять на их права или обязанности по отношению к одной из сторон.
Правила, установленные только для рассмотрения дела в суде первой инстанции, не применяются при рассмотрении дела в суде кассационной инстанции (пункт 26 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции").
На основании изложенного ходатайство общества "Стройгарант+" о привлечении его к участию в деле третьим лицом не подлежит удовлетворению.
Проверив законность обжалуемого акта в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд кассационной инстанции не находит оснований для его отмены.
Инспекцией проведена выездная налоговая проверка общества по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты налогов и сборов за период с 01.01.2017 по 31.12.2019. По результатам проверки составлен акт от 22.02.2022 N 3/8 и принято решение от 30.11.2022 N 32/08 о привлечении общества к налоговой ответственности, которым обществу доначислен налог на добавленную стоимость и налог на прибыль в общем размере 123 987 694 руб., начислены пени в размере 81 422 261 руб. 45 коп., налогоплательщик привлечен к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 3 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс), в виде штрафа в размере 1 170 037 руб.
Решением управления от 07.03.2023 N 2.7-18/006523@ апелляционная жалоба заявителя удовлетворена частично, решение инспекции от 30.11.2022 N 32/08. о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения отменено в части начисления пеней, рассчитанных за период с 01.04.2022 по 01.10.2022.
Не согласившись с вынесенным решением инспекции в обжалуемой части, общество обратилось в арбитражный суд.
Как усматривается из материалов дела, основанием для доначисления сумм налога на прибыль и на добавленную стоимость, начисления соответствующих сумм пени и штрафа послужил вывод налогового органа об умышленном применении налогоплательщиком схемы незаконной налоговой минимизации с целью завышения вычетов по налогу на добавленную стоимость и расходов по налогу на прибыль организаций со стоимости работ, выполненных в адрес заказчиков и, как следствие, уменьшения налогов, подлежащих уплате в бюджет в ходе ведения строительного бизнеса заявителем с его финансово подконтрольными и аффилированными лицами - обществами "Стройагросоюз", "СК Новый город" и "Стройгарант+".
Налоговый орган также установил, что применяя вышеуказанную схему незаконной налоговой минимизации, налогоплательщик осуществлял выведение из хозяйственного оборота бюджетных денежных средств, полученных им от государственного заказчика на строительство и выполнение строительно-монтажных и прочих работ, в том числе на установку и монтаж оборудования по реализации мероприятий по развитию в 2017-2019 годах общественных пространств в муниципальных районах Республики Татарстан.
Удовлетворяя заявленное требование, суд первой инстанции пришел к выводу о недоказанности налоговым органом правомерности принятого решения.
Отменяя решение суда первой инстанции и отказывая в удовлетворении заявления, суд апелляционной инстанции правомерно исходил из следующего.
Статьей 247 Налогового кодекса установлено, что объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком и определяемая для российских организаций как полученные ими доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов.
Под расходами налогоплательщика, которые признаются обоснованными и могут быть учтены при исчислении налога на прибыль согласно пункту 1 статьи 252 Налогового кодекса, понимаются экономически оправданные затраты при условии, что они документально подтверждены и произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
Порядок предоставления налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость установлен статьями 171-172 Налогового кодекса. Исходя из указанных норм, суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные налогоплательщику при приобретении на территории Российской Федерации товаров (работ, услуг), подлежат вычетам в случае приобретения этих товаров (работ, услуг) для осуществления операций, облагаемых налогом на добавленную стоимость, после их принятия на учет и при наличии счет-фактур, выставленных продавцами. При этом счет-фактуры должны быть составлены с соблюдением требований к их оформлению, приведенных в пунктах 5, 5.1 и 6 статьи 169 Налогового кодекса.
В силу пункта 1 статьи 252, пункта 2 статьи 171 и пункта 1 статьи 172 Кодекса условием признания понесенных организацией расходов при исчислении налога на прибыль и применения вычетов по налогу на добавленную стоимость является действительное совершение хозяйственных операций, в связи с которыми налогоплательщиком заявлены расходы и применены налоговые вычеты.
По смыслу пункта 1 статьи 54.1 Налогового кодекса налогоплательщик отвечает за искажения сведений о фактах хозяйственной деятельности (совокупности таких фактов), в которых он участвовал.
При отсутствии обстоятельств, предусмотренных пунктом 1 статьи 54.1 Налогового кодекса, по имевшим место сделкам (операциям) налогоплательщик вправе уменьшить налоговую базу и (или) сумму подлежащего уплате налога в соответствии с правилами соответствующей главы части второй Налогового кодекса, в случае, если обязательство по сделке (операции) исполнено лицом, являющимся стороной договора, заключенного с налогоплательщиком, и (или) лицом, которому обязательство по исполнению сделки (операции) передано по договору или закону (подпункт 2 пункта 2 статьи 54.1 Налогового кодекса).
В признании обоснованности получения налоговой выгоды может быть отказано, если судом установлено, что главной целью, преследуемой налогоплательщиком, являлось получение дохода исключительно или преимущественно за счет налоговой выгоды в отсутствие намерения осуществлять реальную экономическую деятельность (пункты 4 и 9 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 N 53 "Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды").
В силу пунктов 1-2 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. При этом арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Суд апелляционной инстанции, исследовав представленные в материалы дела доказательства и оценив их в совокупности на основании статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установленные инспекцией обстоятельства, пришел к выводу о фиктивности созданного заявителем документооборота и отсутствии реальности хозяйственных операций между заявителем и его контрагентами.
Как усматривается из материалов дела, между заявителем и Государственным казенным учреждением "Главное инвестиционно-строительное управление Республики Татарстан" (далее - ГКУ "ГИСУ", заказчик) заключены государственные контракты на осуществление различных работ по благоустройству территорий Республики Татарстан. Финансирование - республиканский бюджет.
Из анализа государственных контрактов, заключенных налогоплательщиком с ГКУ "ГИСУ", а также по данным сайта ЕИС (гос. закупки zakupki.gov) судом установлено, что исполнитель (заявитель) обязан привлекать в качестве соисполнителей квалифицированных, опытных и компетентных субподрядчиков, то есть специализированные строительные организации. Из них доля субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций, должна составлять (объём) не более 40% от цены заключаемых государственных контрактов (пп.1-7).
Между тем, налоговым органом в ходе выездной налоговой проверки установлено, что для исполнения принятых на себя обязательств налогоплательщиком привлечены вышеуказанные субподрядные организации, на которые общество в полном объеме переложило свои обязательства по заключенным с ГКУ "ГИСУ" государственным контрактам.
При этом судом установлено, что технический характер спорных контрагентов, использование их реквизитов исключительно в целях незаконной оптимизации налоговых обязательств, подтверждается совокупностью доказательств, собранных в ходе налоговой проверки. У всех названных обществ отсутствуют необходимые условия для достижения результатов соответствующей экономической деятельности ввиду отсутствия соответствующего штата, имущества, основных средств, специализированной строительной техники, с помощью которой выполнялись работы на строительных объектах, платежей по расчётным счетам за аренду соответствующей техники и оборудования. Имелся только административно-управленческий персонал. Ни одна субподрядная организация, участвующая в схеме налоговой минимизации, не отвечала требованиям, установленным заказчиком в рамках государственных контрактов.
Налоговым органом также установлено выведение заявителем с использованием указанных контрагентов бюджетных средств из хозяйственного оборота и дальнейшее их обналичивание различными организации с такими видами деятельности как "Торговля оптовая неспециализированная пищевыми продуктами, напитками и табачными изделиями", "Торговля оптовая мясом и мясными продуктами", "Торговля розничная фруктами и овощами в специализированных магазинах", индивидуальными предпринимателями и физическими лицами. В результате проведенных мероприятий налогового контроля установлены теневые площадки, расположенные на территории не только Республики Татарстан, но и в иных регионах России (Республики Мари-Эл, Башкортостан, Ингушетия, Ульяновская область, Пермский край и иные) и которые используются для обналичивая денежных средств.
Кроме того, суд апелляционной инстанции согласился с выводами налогового органа о финансовой подконтрольности и аффилированности контрагентов заявителю ввиду наличия близких родственных отношений учредителей и руководителей контрагентов ("семейный бизнес").
Более того, как отмечено судом, в ходе выездной налоговой проверки налоговым органом установлены действительные исполнители строительных работ, поставщики материалов, в том числе малых архитектурных форм, а также организации, оказавшие транспортные услуги проверяемому налогоплательщику (материалы встречных проверок, анализ расчетных счетов в кредитных учреждениях, аналитические данные, имеющиеся в налоговых органах).
В целях проведения налоговой реконструкции и установления действительных налоговых обязательств заявителя налоговым органом состав расходов и вычетов налогоплательщика был установлен исходя из стоимости работ (услуг, товаров), оплаченных непосредственным исполнителям, то есть налоговая реконструкция проведена налоговым органом с учетом параметров реального исполнения,
По эпизоду взаимодействий налогоплательщика с обществом "Волгастройсервис" суд апелляционной инстанции с учетом положений подпункта 3 пункта 3 статьи 170, пункта 9 статьи 172 Налогового кодекса признал правомерным вывод налогового органа о том, что восстановление налога на добавленную стоимость в сумме 546 462 руб. 52 коп. должно быть отражено обществом в I квартале 2019 года при принятии на учет результатов выполненных строительно-монтажных работ.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда апелляционной инстанции и считает, что при рассмотрении дела и вынесении обжалуемого судебного акта суд установил все существенные для дела обстоятельства и дал им надлежащую правовую оценку. Все доводы подателя жалобы были рассмотрены судом и им дана надлежащая правовая оценка. Несогласие подателя жалобы с оценкой имеющихся в деле доказательств не свидетельствует о неправильном применении судом норм материального и процессуального права к конкретным установленным фактическим обстоятельствам дела и (или) нарушении требований процессуального законодательства.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
в удовлетворении ходатайства общества с ограниченной ответственностью "Стройгарант+" о привлечении его в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора по делу N А65-8512/2023 отказать.
постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.11.2023 по делу N А65-8512/2023 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Татмелиоводстрой" из федерального бюджета излишне уплаченную государственную пошлину в размере 1500 рублей, перечисленную по платежному поручению от 24.11.2023 N 144.
Выдать справку на возврат излишне уплаченной государственной пошлины.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьями 291.1., 291.2. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Л.Ф. Хабибуллин |
Судьи |
И.Ш. Закирова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В признании обоснованности получения налоговой выгоды может быть отказано, если судом установлено, что главной целью, преследуемой налогоплательщиком, являлось получение дохода исключительно или преимущественно за счет налоговой выгоды в отсутствие намерения осуществлять реальную экономическую деятельность (пункты 4 и 9 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 N 53 "Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды").
...
По эпизоду взаимодействий налогоплательщика с обществом "Волгастройсервис" суд апелляционной инстанции с учетом положений подпункта 3 пункта 3 статьи 170, пункта 9 статьи 172 Налогового кодекса признал правомерным вывод налогового органа о том, что восстановление налога на добавленную стоимость в сумме 546 462 руб. 52 коп. должно быть отражено обществом в I квартале 2019 года при принятии на учет результатов выполненных строительно-монтажных работ."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 15 марта 2024 г. N Ф06-944/24 по делу N А65-8512/2023
Хронология рассмотрения дела:
18.12.2024 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-10223/2024
15.03.2024 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-944/2024
29.11.2023 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-15538/2023
11.08.2023 Решение Арбитражного суда Республики Татарстан N А65-8512/2023