г. Казань |
|
30 мая 2024 г. |
Дело N А72-7872/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 мая 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 мая 2024 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Гильмутдинова В.Р.,
судей Герасимовой Е.П., Егоровой М.В.,
при участии:
представителя муниципального учреждения администрация муниципального образования Красногуляевское городское поселение Сегилеевского района Ульяновской области - Сулейманова Э.Н. по доверенности от 27.11.2022,
конкурсного управляющего Кознакова Антона Юрьевича - лично,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу конкурсного управляющего Кознакова Антона Юрьевича
на определение Арбитражного суда Ульяновской области от 30.11.2023 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.03.2024
по делу N А72-7872/2018
по заявлению конкурсного управляющего Кознакова Антона Юрьевича о взыскании компенсации уменьшения конкурсной массы по делу о несостоятельности (банкротстве) муниципального унитарного предприятия "Теплоком",
УСТАНОВИЛ:
в рамках дела о несостоятельности (банкротстве) муниципального унитарного предприятия "Теплоком" (далее - МУП "Теплоком", должник) конкурсный управляющий должником обратился в суд с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о взыскании компенсации уменьшения конкурсной массы в размере 11 967 381,19 руб. с Администрации Муниципального образования "Красногуляевское городское поселение" Сенгилеевского района Ульяновской области (далее - Администрация).
Определением Арбитражного суда Ульяновской области от 30.11.2023, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.03.2024, заявление конкурсного управляющего "Теплоком" удовлетворено частично. Взысканы с Муниципального образования "Красногуляевское городское поселение" Сенгилеевского района Ульяновской области в лице Муниципального учреждения Администрация муниципального образования "Красногуляевское городское поселение" Сенгилеевского района Ульяновской области за счет средств казны Муниципального образования "Красногуляевское городское поселение" Сенгилеевского района Ульяновской области в пользу Муниципального унитарного предприятия "Теплоком" денежные средства в размере 1 196 738,11 руб. в качестве компенсации уменьшения конкурсной массы должника. В остальной части заявление конкурсного управляющего оставлено без удовлетворения
В кассационной жалобе конкурсный управляющий должником выражает несогласие с размером взысканной компенсации, указывает на необходимость взыскания с Администрации рыночной стоимости изъятого имущества в размере 11 967 381,19 руб.
В судебном заседании конкурсный управляющий поддержал позицию, изложенную в кассационной жалобе, представитель Администрации просил оставить обжалуемые судебные акты без изменения.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, и проверив в соответствии с пунктом 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, судебная коллегия считает, что кассационная жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Как установлено судами и следует из материалов дела, на балансе и в хозяйственном ведении МУП "Теплоком" находилось 49 объектов водоснабжения, водоотведения и теплоснабжения, переданных 31.05.2018 Администрации.
Поскольку передача названных объектов была осуществлена безвозмездно, конкурсный управляющий обратился в суд с настоящим заявлением о взыскании компенсации стоимости изъятого у должника имущества.
Судами установлено, что остаточная балансовая стоимость объектов централизованного водоснабжения по данным бухгалтерского учета составляла 925 247,22 руб.
В целях определения рыночной стоимости переданного должником имущества по ходатайству конкурсного управляющего была проведена судебная экспертиза, согласно заключению которой рыночная стоимость объектов водоснабжения, водоотведения и теплоснабжения, находившихся в хозяйственном ведении МУП "Теплоком" и переданных 31.05.2018 Администрации на дату их передачи составляла 11 967 381,19 руб.
Суд первой инстанции удовлетворил заявление частично, признав справедливой, учитывающей принципы разумности, соразмерности, и обеспечивающей баланс публичных и частных интересов компенсацию в размере 1 196 738,11 руб. (10% от рыночной стоимости переданных объектов).
Апелляционный суд выводы суда первой инстанции поддержал.
Арбитражный суд Поволжского округа считает, что выводы, содержащиеся в обжалуемых судебных актах, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленных судами, имеющимся в нем доказательствам, спор разрешен без нарушения либо неправильного применения норм материального права и норм процессуального права.
В соответствии с частью 1 статьи 9 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" отчуждение в частную собственность объектов централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, не допускается.
Как указано в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2019), утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 27.11.2019 (вопрос N 2 раздела "Разъяснения по вопросам, возникающим в судебной практике"), названный закон является специальным по отношению к Закону о банкротстве, поэтому поименованные в нем объекты не подлежат реализации в порядке, предусмотренном Законом о банкротстве, и возвращаются в собственность соответствующего публично-правового образования не обремененными правом хозяйственного ведения.
При этом возврат этих объектов свободными от прав третьих лиц не должен осуществляться без компенсации со стороны их собственника, обеспечивающей баланс публичных и частных интересов. Заинтересованные лица, в частности арбитражный управляющий, вправе обратиться в суд, рассматривающий дело о банкротстве должника, с требованием к собственнику имущества о компенсации уменьшения конкурсной массы в связи с прекращением права хозяйственного ведения с учетом того, что социальное предназначение данных объектов является таким обременением, которое снижает их рыночную стоимость (постановление от 16.05.2000 N 8-П, определения от 23.04.2013 N 640-О и от 28.05.2013 N 875-О).
Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 16.05.2000 N 8-П указал, что подобная компенсация с учетом объема решаемых с использованием изымаемого имущества публично-правовых задач и защищаемых интересов не может быть полной, а должна на основе принципа справедливости обеспечивать разумный баланс между частно-правовыми и публичными интересами.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 16.05.2000 N 8-П, до разработки в законодательном порядке механизма определения размера и порядка выплаты компенсации за переданное в муниципальную собственность имущество обязанность по определению размера компенсации возлагается на суды и другие правоприменительные органы в целях обеспечения гарантий, предусмотренных в статье 35 (часть 3) Конституции Российской Федерации.
При определении разумного размера компенсации за изъятие имущества, владение и распоряжение которым связано с возложенными на муниципальное образование обязанностями по решению вопросов местного значения, в том числе по организации тепло- и водоснабжения, водоотведения, следует исходить из необходимости обеспечения баланса частных интересов конкурсных кредиторов должника, разумно рассчитывающих на удовлетворение установленных требований, и публичных интересов муниципального образования и его жителей.
С учетом названного постановления и разъяснений, приведенных в Обзоре судебной практики N 3, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 27.11.2019, при определении разумного размера компенсации за изъятие имущества, владение и распоряжение которым связано с возложенными на муниципальное образование обязанностями по решению вопросов местного значения, в том числе по организации тепло- и водоснабжения, водоотведения, следует исходить из необходимости обеспечения баланса частных интересов конкурсных кредиторов должника, разумно рассчитывающих на удовлетворение установленных требований, и публичных интересов муниципального образования и его жителей.
При этом передача муниципальному образованию имущества обусловлена публичными интересами по сохранению его целевого назначения, необходимость обеспечения жителей муниципального образования требуемой инфраструктурой водоснабжения и водоотведения, должна учитываться степень износа объектов, необходимость значительных расходов на их поддержание в рабочем состоянии и дальнейшую эксплуатацию.
В рассматриваемом случае, при определении размера компенсации суды двух инстанций исходили из необходимости соблюдения баланса частных и публичных интересов, учли, что содержание такого имущества с учетом его износа требует значительных денежных затрат, приняли во внимание остаточную балансовую стоимость переданных муниципальному образованию объектов (925 247,22 руб.), признав соразмерной и сопоставимой с остаточной стоимостью компенсацию в размере 1 196 738,11 руб., составляющей 10% от определенной в ходе судебной экспертизы рыночной стоимости имущества.
Несогласие подателя жалобы с оценкой, данной судами фактическим обстоятельствам дела, не может служить основанием для отмены обжалуемых судебных актов.
С учетом изложенного правовых оснований для отмены обжалуемых судебных актов в соответствии с приведенными в кассационной жалобе доводами не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289, 290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда Ульяновской области от 30.11.2023 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.03.2024 по делу N А72-7872/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, установленном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
В.Р. Гильмутдинов |
Судьи |
Е.П. Герасимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд признал правомерным частичное удовлетворение требования конкурсного управляющего о взыскании компенсации за уменьшение конкурсной массы в связи с безвозмездной передачей муниципальному образованию объектов водоснабжения. Размер компенсации был установлен в 1 196 738,11 руб., что составляет 10% от рыночной стоимости переданных объектов, с учетом балансовой стоимости и необходимости соблюдения баланса публичных и частных интересов.
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 30 мая 2024 г. N Ф06-3159/24 по делу N А72-7872/2018
Хронология рассмотрения дела:
11.07.2024 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-6451/2024
30.05.2024 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-3159/2024
07.03.2024 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-20621/2023
15.03.2023 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-27965/2022
21.11.2022 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-16308/2022
16.02.2022 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-14345/2021
06.12.2021 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-14208/2021
16.03.2021 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-1011/2021
25.12.2020 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-16823/20
04.12.2019 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-18830/19
24.05.2019 Решение Арбитражного суда Ульяновской области N А72-7872/18
03.12.2018 Определение Арбитражного суда Ульяновской области N А72-7872/18