г. Казань |
|
05 июня 2024 г. |
Дело N А12-26335/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 4 июня 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 5 июня 2024 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Хлебникова А.Д.,
судей Мосунова С.В., Ольховикова А.Н.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Фатиховой А.Ю. (протоколирование ведется путем использования систем видеоконференц-связи, материальный носитель видеозаписи приобщается к протоколу)
при участии представителей в Арбитражном суде Волгоградской области:
Главного управления Федеральной службы судебных приставов по Волгоградской области - Галкиной Т.Е., доверенность от 09.01.2024, Мирзехановой И.Ф., доверенность от 11.01.2024,
в отсутствие:
иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании путем использования систем видео-конференцсвязи кассационную жалобу Главного управления Федеральной службы судебных приставов по Волгоградской области на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 01 декабря 2023 года и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 28 февраля 2024 года
по делу N А12-26335/2023
по заявлению Комитета по управлению имуществом Администрации городского округа, город Камышин (403882, Волгоградская обл., г. Камышин, ул. Октябрьская, д. 60, ОГРН 1023404968619, ИНН 3436103218) к Главному управлению Федеральной службы судебных приставов по Волгоградской области (400001, г. Волгоград, ул. Калинина, д. 4, ОГРН 1043400443041, ИНН 3445071308), Камышинскому районному отделению судебных приставов Главного управления Федеральной службы судебных приставов по Волгоградской области (403892, Волгоградская обл., г. Камышин, ул. Воинов-Интернационалистов, д. 15Б), судебному приставу-исполнителю Камышинского районного отделения судебных приставов Главного управления Федеральной службы судебных приставов по Волгоградской области Кривенко Сергею Владимировичу (403892, Волгоградская обл., г. Камышин, ул. Воинов-Интернационалистов, д. 15Б) заинтересованное лицо: профессиональное образовательное учреждение "Камышинская техническая школа регионального отделения общероссийской общественно-государственной организации "Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России" Волгоградской области" (403889, Волгоградская обл., г. Камышин, ул. Волгоградская, д. 45, ОГРН 1023404968223, ИНН 3436004111), об оспаривании постановления,
УСТАНОВИЛ:
Комитет по управлению имуществом Администрации городского округа-город Камышин (далее - Комитет) обратился в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением об отмене постановления судебного пристава-исполнителя Камышинского районного отдела судебных приставов Главного управления Федеральной службы судебных приставов по Волгоградской области Кривенко Сергея Владимировича (далее - судебный пристав-исполнитель) от 11.10.2023 N 34011/23/1053975 об отказе в возбуждении исполнительного производства.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 1 декабря 2023 года, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 28 февраля 2024 года, заявленные требования удовлетворены, признано недействительным постановление судебного пристава-исполнителя от 11.10.2023 N 34011/23/1053975 об отказе в возбуждении исполнительного производства.
Не согласившись с принятыми судебными актами, Главное управление Федеральной службы судебных приставов по Волгоградской области (далее - ГУФССП России по Волгоградской области, Управление) обратилось в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований Комитета.
Представители ГУФССП России по Волгоградской области в судебном заседании суда кассационной инстанции просят суд удовлетворить кассационную жалобу.
По мнению заявителя кассационной жалобы, поскольку в предъявленном к исполнению документе отсутствовал уникальный идентификатор начислений (УИН), судебный пристав-исполнитель обоснованно отказал в возбуждении исполнительного производства.
Иные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о дате, времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на сайте Арбитражного суда Поволжского округа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", явку своих представителей в суд округа не обеспечили, что в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения кассационной жалобы в их отсутствие.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статей 274, 285, 286, 287 АПК РФ правильность применения судами норм материального и процессуального права при принятии обжалуемых судебных актов, а также соответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, исходя из доводов заявителя кассационной жалобы, суд округа приходит к следующему.
Как следует из материалов дела и установлено судами, решением Арбитражного суда Волгоградской области от 17.07.2023 по делу N А12-12101/2023 с профессионального образовательного учреждения "Камышинская техническая школа регионального отделения общероссийской общественно-государственной организации "Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России" Волгоградской области" в пользу Комитета взысканы денежные средства в размере 83 027, 70 руб., из которых задолженность по арендной плате по договору аренды от 28.11.2012 N 9915 за период с 01.09.2022 по 28.02.2023 в размере 72 719,14 руб., пени за период с 02.10.2022 по 15.02.2023 в размере 10 308,56 руб.
На основании названного решения арбитражным судом 22.09.2023 выдан исполнительный лист серии ФС N 039339234.
Комитет 09.10.2023 обратился в Камышинский РОСП ГУФССП России по Волгоградской области с заявлением о возбуждении исполнительного производства.
Судебным приставом-исполнителем Камышинского РОСП ГУФССП по Волгоградской области Кривенко С.В. 11.10.2023 вынесено постановление об отказе в возбуждении исполнительного производства в связи с тем, что в исполнительном документе, содержащем требование о взыскании задолженности по платежам в бюджет, не указан уникальный идентификатор начисления (УИН) (пункт 4 части 1 статьи 31 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве".
Полагая, что указанное постановление является незаконным, Комитет оспорил его в судебном порядке.
Удовлетворяя заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанций исходили из незаконности оспариваемого постановления, поскольку отсутствие в исполнительном документе указанных выше сведений не может являться основанием для отказа в возбуждении исполнительного производства.
Суд кассационной инстанции, поддерживая выводы судов двух инстанций, исходит из норм материального права, указанных в судебных актах, и обстоятельств дела.
В силу статьи 1 Федерального закона от 21.07.1997 N 118-ФЗ "Об органах принудительного исполнения Российской Федерации" (далее - Закон N 118-ФЗ) на судебных приставов возлагаются задачи по принудительному исполнению судебных актов. В соответствии с частями 1 и 2 статьи 12 указанного закона в процессе принудительного исполнения судебных актов судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов, для чего имеет право совершать действия, предусмотренные названной нормой, а также совершать иные действия, предусмотренные федеральным законом об исполнительном производстве.
Положениями пункта 4 части 1 статьи 31 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон об исполнительном производстве) установлено, что судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление об отказе в возбуждении исполнительного производства, если документ не является исполнительным либо не соответствует требованиям, предъявляемым к исполнительным документам, установленным статьей 13 настоящего Федерального закона, за исключением требования об указании необходимых идентификаторов должника.
Статьей 31 Закона об исполнительном производстве установлен исчерпывающий перечень оснований для отказа в возбуждении исполнительного производства.
Требования к исполнительному документу определены статьей 13 Закона N 229-ФЗ.
Согласно положениям части 1 указанной статьи, в исполнительном документе должны быть указаны, в том числе:
1) наименование и адрес суда или другого органа, выдавшего исполнительный документ, фамилия и инициалы должностного лица;
2) наименование дела или материалов, на основании которых выдан исполнительный документ, и их номера;
3) дата принятия судебного акта, акта другого органа или должностного лица;
4) дата вступления в законную силу судебного акта, акта другого органа или должностного лица либо указание на немедленное исполнение;
5) сведения о должнике и взыскателе:
а) для граждан - фамилия, имя, отчество (при наличии), дата и место рождения, место жительства или место пребывания, один из идентификаторов (страховой номер индивидуального лицевого счета, идентификационный номер налогоплательщика, серия и номер документа, удостоверяющего личность, серия и номер водительского удостоверения); для должника также - место работы (если известно), для должника, являющегося индивидуальным предпринимателем, обязательным идентификатором является идентификационный номер налогоплательщика и основной государственный регистрационный номер (если он известен);
6) резолютивная часть судебного акта, акта другого органа или должностного лица, содержащая требование о возложении на должника обязанности по передаче взыскателю денежных средств и иного имущества либо совершению в пользу взыскателя определенных действий или воздержанию от совершения определенных действий;
7) дата выдачи исполнительного документа.
Федеральным законом от 21.12.2021 N 417-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 417-ФЗ, вступил в силу 20.06.2022) в часть 1.1 статьи 13 Закона об исполнительном производстве были внесены изменения, согласно которым в исполнительном документе, содержащем требование о взыскании задолженности по платежам в бюджет, наряду с указанной в части 1 настоящей статьи информацией должны содержаться уникальный идентификатор начисления и информация, необходимая в соответствии с правилами заполнения расчетных документов, предусмотренными законодательством Российской Федерации о национальной платежной системе.
В свою очередь Законом N 417-ФЗ также были внесены изменения и в статью 320 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, предусматривающую содержание исполнительного листа, выдаваемого арбитражным судом. Вносимые изменения касаются сведений о взыскателе и должнике, и не устанавливают требования необходимости отражения в исполнительном листе уникального идентификатора начисления.
Как указано выше, постановление судебного пристава-исполнителя Камышинского РОСП ГУФССП России по Волгоградской области Кривенко С.В. от 11.10.2023 об отказе в возбуждении исполнительного производства вынесено в связи с тем, что исполнительный документ не соответствует требованиям, установленным статьей 13 Закона об исполнительном производстве, а именно в исполнительном документе, содержащем требование о взыскании задолженности по платежам в бюджет, не указан УИН.
В силу части 1 статьи 8 Федерального закона от 27.06.2011 N 161-ФЗ "О национальной платёжной системе" (далее - Закон о национальной платёжной системе), приказом Министерства финансов Российской Федерации от 12.11.2013 N 107н (далее - Приказ N 107н) УИН присваивается получателем средств. В случае его присвоения он доводится получателем средств до плательщика. В распоряжениях о переводе денежных средств в уплату платежей, являющихся источниками формирования доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, иных платежей, поступающих на счета органов Федерального казначейства, и платежей за выполнение работ, оказание услуг бюджетными и автономными учреждениями УИН указывается в соответствии с требованиями нормативных правовых актов, принятых на основании части 1 статьи 8 Закона о национальной платежной системе Министерством финансов Российской Федерации по согласованию с Банком России.
В случае отсутствия уникального идентификатора начисления в реквизите "Код" указывается значение ноль ("0") (пункты 4.10, 5.10, 7.11 Приложения N 2, пункт 7 Приложения N 4 к Приказу N 107н).
Судами установлено, что Комитет является структурным подразделением Администрации городского округа - город Камышин, перечисляет денежные средства, поступившие от службы судебных приставов в доход бюджета городского округа - город Камышин, а служба судебных приставов перечисляет денежные средства по лицевому счёту и реквизитам Комитета на определённый код бюджетной классификации (далее - КБК). Информация о реквизитах (включая КБК и лицевой счёт) направляется в службу судебных приставов одновременно с исполнительным документом для возбуждения исполнительного производства. УИН Комитету не устанавливался.
Таким образом, как правильно отметили суды, действующее нормативное правовое регулирование допускает отсутствие УИН, и не предусматривает присвоение в исполнительном документе знаков УИН в случае его отсутствия.
Учитывая изложенное, суды пришли к обоснованному выводу о незаконности постановления судебного пристава-исполнителя от 11.10.2023.
Суд кассационной инстанции находит, что судебные акты судов первой и апелляционной инстанций надлежаще мотивированы и аргументированы, основаны на полном исследовании представленных доказательств, совокупность которых была достаточной для вынесения по делу решения и постановления.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, повторяют позицию ГУФССП России по Волгоградской области по спору, являлись предметом рассмотрения судов и получили надлежащую правовую оценку с учетом установленных обстоятельств спора.
Приведенные доводы не опровергают выводов судов, не подтверждают нарушения норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела, по сути, направлены на переоценку доказательств и установление по делу иных фактических обстоятельств, что в силу статей 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не допускается при рассмотрении дела в суде кассационной инстанции.
Нарушений судами норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены судебных актов, не установлено.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 01.12.2023 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.02.2024 по делу N А12-26335/2023 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, установленном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
А.Д. Хлебников |
Судьи |
С.В. Мосунов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд признал незаконным постановление судебного пристава об отказе в возбуждении исполнительного производства из-за отсутствия уникального идентификатора начислений (УИН) в исполнительном документе. Суды первой и апелляционной инстанций установили, что отсутствие УИН не является основанием для отказа, поскольку действующее законодательство допускает его отсутствие в определенных случаях. Кассационная жалоба оставлена без удовлетворения.
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 5 июня 2024 г. N Ф06-3398/24 по делу N А12-26335/2023