г. Казань |
|
02 июля 2024 г. |
Дело N А72-13529/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 июня 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 02 июля 2024 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Мосунова С.В.,
судей Мухаметшина Р.Р., Ольховикова А.Н.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Фатиховой А.Ю. (протоколирование ведется с использованием систем видеоконференц-связи, материальный носитель видеозаписи приобщается к протоколу),
в отсутствии иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи кассационную жалобу Государственного учреждения здравоохранения Ульяновская областная клиническая больница на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 24.01.2024 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.04.2024 по делу N А72-13529/2023
по заявлению Государственного учреждения здравоохранения Ульяновская областная клиническая больница
к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ульяновской области
об оспаривании предписания,
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение здравоохранения Ульяновская областная клиническая больница (далее - ГУЗ Ульяновская ОКБ, ГУЗ УОКБ, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением (с учетом принятых в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) уточнений) к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ульяновской области (далее - Управление Роспотребнадзора по Ульяновской области), в котором просит:
- признать недействительными и не подлежащими исполнению пункты п. 1, 2, 8, 9, 10, 11, 16, 17 и 29 предписания N 150 от 17.07.2023 Управления Роспотребнадзора по Ульяновской области;
- взыскать с Управления Роспотребнадзора по Ульяновской области в пользу ГУЗ Ульяновская ОКБ сумму уплаченной государственной пошлины в размере 3 000 руб.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 24.01.2024, оставленным без изменений постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.04.2024, заявленные требования оставлены без удовлетворения.
ГУЗ Ульяновская ОКБ обратилось с кассационной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Ульяновской области от 24.01.2024 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.04.2024 отменить, принять по делу новый судебный акт.
Отзыв на кассационную жалобу в суд не представлен.
Стороны о дате, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Поволжского округа, однако явку своих представителей в суд не обеспечили.
Принимая во внимание наличие надлежащего уведомления лиц, участвующих в деле, основываясь на положениях части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), суд счел возможным рассмотреть жалобу в отсутствие не явившихся сторон.
Арбитражный суд кассационной инстанции, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, проверив законность обжалуемых судебных актов в порядке статьи 286 АПК РФ, не находит оснований для их отмены.
Как следует из материалов дела, на основании Решения руководителя о проведении плановой выездной проверки от 29.06.2023 N 0000 86-РП Управлением Роспотребнадзора по Ульяновской области в рамках федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора в соответствии с планом проверок на 2023 год в период с 04.07.2023 по 17.07.2023 проведена плановая выездная проверка в отношении ГУЗ Ульяновская ОКБ.
В ходе проведения проверки Управлением Роспотребнадзора по Ульяновской области выявлены нарушения требований санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.1.3678-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к эксплуатации помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта, а также условиям деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих продажу товаров, выполнение работ или оказание услуг", утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 24.12.2020 N 44 (далее по тексту - СП 2.1.3678-20), СанПиН 3.3686-21 "Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней", утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 N 4 (далее - СП 3.3686-21).
По результатам проведенной проверки Управлением Роспотребнадзора по Ульяновской области составлен Акт проверки N 0115 от 17.07.2023.
ГУЗ Ульяновская ОКБ выдано предписание N 150 от 17.07.2023 об устранении выявленных нарушений. Указанным предписанием, в том числе, предписано:
Пункт 1. В нарушение требований пункта 4.2.3 СП 2.1.3678-20 в палатных помещениях отделений ГУЗ УОКБ минимальная площадь палат в гинекологическом, урологическом, неврологическом, эндокринологическом, оториноларингологическом, кардиологических отделениях N 1 и N 2, хирургическом отделении, отделении микрохирургии глаза, ревматологическом, торакальном отделениях, отделении челюстно-лицевой хирургии составляет менее 5 метров на 1 койку; в нейрохирургическом отделении менее 12 метров на 1 койку; палатах отделения реанимации и интенсивной терапии менее 13 метров на 1 койку.
Пункт 2. В нарушение требований пунктов 4.11, 73 - 75 приложения N 1 СП 2.1.3678-20 в операционных блоках отделений ГУЗ УОКБ минимальная площадь общепрофильных операционных составляет менее 36 м2, а именно: в гинекологическом отделении 17,44 м2, урологическом отделении 33,93 м2, торакальном отделении 18,82 м2 отделении челюстно-лицевой хирургии 21,17 м2 отделении кардиохирургии и нарушения ритма сердца при норме 48 м2 составляет 36 м2. В нейрохирургическим отделении при норме 42 м2 составляет 34,22 м2.
Пункт 8. В нарушение требований пунктов 4.11.2, 4.11.3, 4.11.4, 4.11.5 СП 2.1.3678-20, в операционных блоках ГУЗ УОКБ хирургического отделения, урологического отделения, отделения челюстно-лицевой хирургии, отделении кардиохирургии и нарушения ритма сердца, из-за отсутствия необходимого набора помещений, не предусмотрено строгое зонирование внутренних помещений на стерильную зону (операционные), зону строгого режима (предоперационные, помещение для подготовки больного - наркозная, помещения хранения стерильных материалов и другие вспомогательные помещения, для которых соблюдается режим санитарного пропускника для входа персонала) и зону общебольничного режима (шлюз), а именно:
- хирургического и нейрохирургического отделений состоит из шлюза, раздевалки и кладовой, предоперационной, материальной, стерилизационной и операционной;
- урологического отделения состоит из шлюза с раздевалкой и кладовой, предоперационной, моечной и плановой операционной;
- торакального отделения из шлюза с раздевалкой и кладовой, предоперационной, материальной, инструментальной и плановой и экстренной операционных;
- отделения челюстно-лицевой хирургии состоит из предоперационной, стерилизационной и операционной;
- отоларингологического отделения состоит из предоперационной и операционной;
- отделение кардиохирургии и нарушения ритма сердца состоит из шлюза с раздевалкой и кладовой, предоперационной, материальной, инструментальной и операционной.
Отсутствуют зоны общебольничного режима (шлюз) для операционных отоларингологического отделения, отделения челюстно-лицевой хирургии: для всех операционных блоков не предусмотрены помещения подготовки больного - наркозные, помещения хранения стерильных материалов, растворов и другие вспомогательные помещения (хранение стерильных материалов, растворов и наркозной аппаратуры организовано в выделенных зонах площадей операционных) нарушается режим санитарного пропускника для входа персонала (помещения санитарных пропускников в оперблоках отсутствуют).
В операционных блоках больницы допускается перекрещивание потоков помещений зон строгого и общебольничного режима.
Персонал оперблоков переодевается в чистую одежду в имеющихся раздевалках площадью 2-2,5 м2, где отсутствуют условия для обработки рук, затем выходит снова в зону общебольничного режима (шлюз), а не в зону строгого режима (предоперационную), При отсутствии раздевалок персонал переодевается в материальной или и предоперационной. Не предусмотрены раздельные входы для пациентов (через шлют) и персонала (через санитарный пропускник). Вход в операционный блок для персонала и пациентов один - через имеющийся шлюз, при отсутствии шлюза через предоперационную.
Пункт 9. В нарушение требований пункта 4.11.1 СП 2.1.3678-20 в ГУЗ УОКБ операционные блоки хирургического отделения, урологического отделения, торакального отделения, нейрохирургического отделения, отоларингологического отделения, отделения челюстно-лицевой хирургии, отделения кардиохирургии и нарушения ритма сердца размещены в помещениях, не оборудованных автономной системой приточно-вытяжной вентиляции и кондиционирования, обеспечивающей нормируемые параметры микроклимата, чистоту воздуха.
Пункт 10. В нарушение требований пункта 121 приложения N 1 СП 2.1.3678-20 в торакальном отделении ГУЗ УОКБ не выделены комнаты отдыха работников, не предусмотрены условия для приема пищи.
Пункт 11. В нарушение требований пункта 4.20.2 СП 2.1.3678-20 в патологоанатомическом отделении не предусмотрены изолированные помещения для вскрытия инфицированных трупов с отдельным входом снаружи.
Пункт 16. В нарушение требований пункта 4.5.25 СП 2.1.3678-20 в ГУЗ УОКБ по адресу: г, Ульяновск, ул. 3-го Интернационала, д. 7 отсутствуют рециркуляторы воздуха, а именно; отделение челюстно-лицевой хирургии (коридор), отоларингологическое отделение (коридор), урологическое отделение (коридор), торакальное отделение (коридор), нейрохирургическое отделение (коридор). отделение острого нарушения мозгового кровообращения (коридор), отделение реанимации и интенсивной терапии (коридор), приемное отделение (экстренный кабинет - кабины для приема пациентов), кардиологическое отделение N 2 (коридор), ревматологическое отделение (коридор), кардиохирургическое отделение (коридор), неврологическое отделение (коридор), гематологическое отделение (коридор), эндокринологическое отделение (коридор), отделение микрохирургии глаза по адресу: г, Ульяновск, ул. Хрустальная, д. 3 (в кабинеты приема врачей амбулаторных пациентов).
Пункт 17. В нарушение требований пункта 4.25.4 СП 2.1.3678-20 помещения для временного хранения грязного белья не оборудованы вытяжной вентиляцией в хирургическом корпусе, в 1-ом корпусе, во 2-ом корпусе, в поликлинике, нефрологическом отделении ГУЗ УОКБ по адресу: г. Ульяновск, ул. 3-го Интернационала, д. 7; в отделении микрохирургии глаза по адресу: г. Ульяновск, ул. Хрустальная, д. 3.
Пункт 29. Согласно пункту 4.2.3, приложения N 1 пунктов 47 и 48 СП 2.1.3678-20 минимальная площадь процедурной энодоскопии должна составлять 18 м2, помещения для мойки и обработки эндоскопов 7 м2.
Площадь манипуляционной для нижних отделов ЖКТ составляет 16,3 м2, манипуляционной для бронхоскопии - 13,75 м2, площадь манипуляционной для верхних отделов ЖКТ - 10 м2 и 12 м2, площади помещений для ДВУ составляют 6 м2, 6,61 м2 и 7,81 м2 соответственно, что не соответствует минимальным площадям помещений для процедурного кабинета и эндоскопии и помещений для мойки и обработки эндоскопов.
Несогласие ГУЗ УОКБ вынесенным предписанием в указанной части послужило основанием для обращения в арбитражный суд с рассматриваемыми требованиями.
В силу статьи 1 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон N52-ФЗ) санитарно-эпидемиологическое благополучие населения - это состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности.
Статья 11 Закона N 52-ФЗ предусматривает обязанность индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в соответствии с осуществляемой ими деятельностью выполнять требования санитарного законодательства.
Суд первой инстанции со ссылкой на пункт 2 статьи 50 Закона N 52-ФЗ, Положение о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 322, указал, что осуществление государственного санитарно-эпидемиологического надзора входит в компетенцию органов Роспотребнадзора, которые имеют право давать гражданам и юридическим лицам предписания об устранении выявленных нарушений санитарных правил.
Обжалуя предписание N 150 от 17.07.2023 Управления Роспотребнадзора по Ульяновской области, ГУЗ УОКБ, не оспаривая по факту обнаруженные недостатки, указывает, что для их устранения и выполнения предписания - надлежащего расположения палат, операционных, помещений подготовки больного, наркозных, помещений хранения стерильных материалов и других вспомогательных помещений, комнат персонала, - необходимо наличие дополнительных площадей, перепланировки, которые у больницы отсутствуют ввиду отсутствия финансирования, фактической невозможности переустройства здания - объекта культурного наследия, а также принимая во внимание давность возведения больницы - более 100 лет.
Проанализировав материалы дела, суд первой инстанции указал, что в ходе проверки, проведенной Управлением Роспотребнадзора по Ульяновской области, в деятельности ГУЗ УОКБ выявлены нарушения требований санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.1.3678-20, а именно, требования к минимальным площадям палатных, операционных и специализированных помещений, их зонированию, оснащению, а также иные требования, на устранение которых и выдано оспариваемое предписание N150 от 17.07.2023.
Суд первой инстанции отметил, что выявленные при проверке нарушения носят длящийся характер.
Довод заявителя, что если ранее нарушение уже было выявлено, то повторная выдача предписания является "избыточной", был отклонен судом первой инстанции, указавшим, что в случае, если по итогам проведения контрольного (надзорного) мероприятия контрольным (надзорным) органом будет установлено, что решение не исполнено или исполнено ненадлежащим образом, он вновь выдает контролируемому лицу решение, предусмотренное пунктом 1 части 2 статьи 90 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", с указанием новых сроков его исполнения (часть 2 статьи 95 Закона N 248-ФЗ).
Довод заявителя о неисполнимости предписания также отклонен судом первой инстанции, поскольку предписание не содержит требований о реконструкции объекта культурного наследия - здания больницы. При этом то обстоятельство, что зданию уже более 100 лет, не может служить основанием для освобождения от исполнения требований СанПиН 2.1.3678-20, поскольку таких исключений нормативный акт не содержит. Кроме того, требования санитарных норм должны соблюдаться учреждением здравоохранения, однако, доказательств, что ГУЗ УОКБ принимает какие-либо меры к исполнению оспариваемого и ранее выданных предписаний, суду не представлено.
Судом первой инстанции принято во внимание, что по результатам проведенной проверки в отношении ГУЗ УОКБ составлен протокол об административном правонарушении N 0234 от 17.07.2023. Постановлением Железнодорожного районного суда г. Ульяновска от 25.09.2023 по делу N 5-108/2023 ГУЗ УОКБ признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 6.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 10 000 руб.
Указанным Постановлением из объема вины ГУЗ УОКБ исключены часть нарушений, относительно отсутствия рециркуляторов воздуха в коридорах отделений. Факт наличия нарушения ГУЗ УОКБ иных требований санитарных правил СП 2.1.3678-20, на соответствие которым суд первой инстанции подробно проанализировал все выявленные при проверке нарушения, вопреки доводам заявителя, указанным постановлением не исключены из вины ГУЗ УОКБ. Судебный акт, имеющий преюдициальное значение для рассматриваемых требований в силу статьи 69 АПК РФ, не был обжалован и вступил в законную силу, на сегодняшний день исполнен учреждением (штраф оплачен).
Суд первой инстанции, проверив процедуру проведения выездной внеплановой проверки и выдачи оспариваемого предписания, признав ее соблюденной, указав, что предписание по форме и содержанию соответствует требованиям действующего законодательства, является четким и ясным, следовательно, исполнимым, пришёл к выводу, что поскольку ГУЗ УОКБ не обеспечило соблюдение норм санитарного законодательства, Управление Роспотребнадзора по Ульяновской области правомерно выдало ему предписание, которое соответствует характеру выявленных нарушений, направлено на их устранение.
С учётом изложенного суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленных ГУЗ УОКБ требований.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции.
В кассационной жалобе ГУЗ Ульяновская ОКБ оспаривает выводы судов первой и апелляционной инстанций, давая свою оценку установленным по делу обстоятельствам и представленным доказательствам, настаивая на своих ранее заявленных доводах.
Все доводы кассационной жалобы были заявлены в судах первой и апелляционной инстанций и получили надлежащую оценку в оспариваемых судебных актах.
Пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции ограничены проверкой правильности применения судами норм материального и процессуального права, а также соответствия выводов о применении нормы права установленным по делу обстоятельствам (статья 286 АПК РФ).
В обжалуемых судебных актах приведены мотивы, по которым суды пришли к таким выводам, с указанием на конкретные доказательства, исследованные и оцененные в их совокупности по правилам статьи 71 АПК РФ.
Доводы кассационной жалобы не подтверждают неправильного применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального или процессуального права, а направлены на переоценку исследованных судами обстоятельств дела, представленных доказательств и сделанных на их основе выводов, что в силу положений статьи 286 АПК РФ не относится к компетенции суда кассационной инстанции.
Нарушений судами первой и апелляционной инстанций норм процессуального права, являющихся самостоятельными основаниями для отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 АПК РФ, при рассмотрении дела в суде кассационной инстанции не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ульяновской области от 24.01.2024 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.04.2024 по делу N А72-13529/2023 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, установленном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
С.В. Мосунов |
Судьи |
Р.Р. Мухаметшин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Довод заявителя, что если ранее нарушение уже было выявлено, то повторная выдача предписания является "избыточной", был отклонен судом первой инстанции, указавшим, что в случае, если по итогам проведения контрольного (надзорного) мероприятия контрольным (надзорным) органом будет установлено, что решение не исполнено или исполнено ненадлежащим образом, он вновь выдает контролируемому лицу решение, предусмотренное пунктом 1 части 2 статьи 90 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", с указанием новых сроков его исполнения (часть 2 статьи 95 Закона N 248-ФЗ).
...
Судом первой инстанции принято во внимание, что по результатам проведенной проверки в отношении ГУЗ УОКБ составлен протокол об административном правонарушении N 0234 от 17.07.2023. Постановлением Железнодорожного районного суда г. Ульяновска от 25.09.2023 по делу N 5-108/2023 ГУЗ УОКБ признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 6.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 10 000 руб."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 2 июля 2024 г. N Ф06-5197/24 по делу N А72-13529/2023