г. Казань |
|
06 августа 2024 г. |
Дело N А12-21646/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 июля 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 06 августа 2024 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Сибгатуллина Э.Т.,
судей Ольховикова А.Н., Хлебникова А.Д.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Фатиховой А.Ю. (протоколирование ведется с использованием системы веб-конференции, материальный носитель видеозаписи приобщается к протоколу)
при участии в судебном заседании с использованием системы веб-конференции представителя:
Ларионовой Елены Юрьевны - Александровича О.М., доверенность от 29.03.2022,
при участии в Арбитражном суде Поволжского округа представителя:
Инспекции Федеральной налоговой службы по Дзержинскому району - Кузьминой Н.А., доверенность от 09.01.2024,
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием системы веб-конференции кассационную жалобу Ларионовой Елены Юрьевны
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 13.12.2023 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.03.2024
по делу N А12-21646/2023
по исковому заявлению Ларионовой Елены Юрьевны к Инспекции Федеральной налоговой службы по Дзержинскому району г. Волгограда (ОГРН 1043400306223, ИНН 3443077223) о признании решения недействительным, третьи лица: Управление Федеральной налоговой службы по Волгоградской области (ОГРН 1043400221127, ИНН 3442075551), Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 2 по Волгоградской области (ОГРН 1043400221149, ИНН 3441027202),
УСТАНОВИЛ:
Ларионова Елена Юрьевна (далее - Ларионова Е.Ю., заявитель) обратилась в Арбитражный суд Волгоградской области к Инспекции Федеральной налоговой службы по Дзержинскому району г. Волгограда (далее - ИФНС по Дзержинскому району г. Волгограда, регистрирующий орган) с заявлением о признании недействительными решений Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 2 по Волгоградской области (далее - МРИ ФНС N 2 по Волгоградской области, налоговый орган) о государственной регистрации изменений в учредительных документах от 14.05.2019 ГРН 2193443243959 и от 29.04.2021 ГРН 2213400172643.
К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Управление Федеральной налоговой службы по Волгоградской области (далее - Управление) и МРИ ФНС N 2 по Волгоградской области.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 13.12.2023, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.03.2024, в удовлетворении требований заявителя отказано.
Не согласившись с состоявшимися по делу судебными актами, Ларионова Е.Ю. обратилась в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении ее требований, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права и нарушение норм процессуального права. Податель жалобы ссылается на предоставление налоговым органом в регистрирующий орган неполного пакета необходимых документов. Кроме того, Ларионова Е.Ю. указывает, что она не пропустила срок для обращения в суд. Доводы заявителя подробно изложены в кассационной жалобе и поддержаны ее представителем в судебном заседании.
ИФНС России Дзержинскому району г. Волгограда в отзыве на кассационную жалобу и ее представитель в судебном заседании доводы жалобы отклонили и просили оставить принятые по делу судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными.
Управление и МРИ ФНС N 2 по Волгоградской области надлежащим образом извещены о месте и времени судебного разбирательства, однако явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
Законность обжалуемых судебных актов проверена Арбитражным судом Поволжского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Как видно из материалов дела, приказом Управления от 05.03.2019 N 054 на МРИ ФНС России N 2 по Волгоградской области с 30.04.2019 возложены функции по взысканию неисполненных налоговых обязательств с функциями по управлению долгом на территории Волгоградской области.
30.04.2019 Управлением утверждено Положение о МРИ ФНС России N 2 по Волгоградской области с внесением в него соответствующих полномочий.
30.04.2019 МРИ ФНС N 2 России по Волгоградской области через сайт Федеральной налоговой службы в целях государственной регистрации в Едином государственном реестре юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) изменений, внесенных в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представлен комплект документов, а именно: заявление по форме Р 13001, Положение о МРИ ФНС России N 2 по Волгоградской области.
Регистрирующим органом вынесено решение от 14.05.2019 N 4308068А о государственной регистрации изменений, внесенных в учредительные документы юридического лица, и в ЕГРЮЛ внесена соответствующая запись за ГРН 2193443243959.
Впоследствии, 19.04.2021 Управлением утверждено новое Положение о МРИ ФНС России N 2 по Волгоградской области.
22.04.2021 МРИ ФНС России N 2 по Волгоградской области через сайт Федеральной налоговой службы в целях государственной регистрации в ЕГРЮЛ изменений, внесенных в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представлен комплект документов, а именно: заявление по форме Р 13014, положение о МРИ ФНС России N 2 по Волгоградской области.
Регистрирующим органом вынесено решение от 29.04.2021 N 4306605А о государственной регистрации изменений, внесенных в учредительные документы юридического лица, и в ЕГРЮЛ внесена соответствующая запись за ГРН 2213400172643.
Обращаясь в арбитражный суд с настоящим заявлением, Ларионова Е.Ю. указала, что решением Арбитражного суда Волгоградской области от 08.06.2023 по делу N А12-32091/2022 общество с ограниченной ответственностью "АльянсМ" - пайщик международного потребительского общества "Голден Аксис" (далее - ООО "Альянс-М") признано несостоятельным (банкротом) с открытием процедуры конкурсного производства сроком на 4 месяца, конкурсным управляющим утвержден Красильников Дмитрий Олегович.
22.08.2023 конкурсный управляющий обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении Ларионовой Е.Ю., Ничика Р.В., Ничика В.Е., Панасюка М.П. к субсидиарной ответственности по обязательствам ООО "Альянс-М".
ИФНС России по Центральному району г. Волгограда в отношении ООО "Альянс-М" проводились налоговые проверки (камеральные, выездные), по результатам которых выносились решения. На основании решений ИФНС России по Центральному району г. Волгограда другим налоговым органом - МРИ ФНС N 2 по Волгоградской области в адрес ООО "Альянс-М" выставлялись требования об уплате налогов, хотя ООО "Альянс-М" не состоит на налоговом учете в МРИ ФНС N 2 по Волгоградской области.
По мнению Ларионовой Е.Ю., у МРИ ФНС N 2 по Волгоградской области отсутствуют полномочия по взысканию доначисленных налогов, сборов, пени, штрафов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 30 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые органы составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации налогов, сборов, страховых взносов, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации иных обязательных платежей. В указанную систему входят федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов, сборов, страховых взносов, и его территориальные органы.
Единая централизованная система налоговых органов состоит из федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальных органов (статья 2 Закона Российской Федерации от 21.03.1991 N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации").
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ) под государственной регистрацией юридических лиц и индивидуальных предпринимателей понимаются акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Пунктом 4 статьи 5 Закона N 129-ФЗ предусмотрено, что записи вносятся в государственные реестры на основании документов, представленных при государственной регистрации. Каждой записи присваивается государственный регистрационный номер, для каждой записи указывается дата внесения ее в соответствующий государственный реестр.
Порядок представления документов для государственной регистрации установлен статьей 9 Закона N 129-ФЗ, в соответствии с пунктом 1.1 которой требования к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Основанием для внесения записи в государственный реестр является решение о государственной регистрации, принятое регистрирующим органом (пункт 1 статьи 11 Закона N 129-ФЗ). Моментом государственной регистрации признается внесение регистрирующим органом соответствующей записи в соответствующий государственный реестр (пункт 2 статьи 11 Закона N 129-ФЗ).
Порядок государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, и внесения изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц, а также документы, представляемые в регистрирующий орган, установлены статьей 17 Закона N 129-ФЗ.
В соответствии с пунктом "а" части 1 статьи 17 Закона N 129-ФЗ для государственной регистрации изменений, внесенных в учредительный документ юридического лица, в регистрирующий орган представляется подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что изменения, внесенные в учредительный документ юридического лица, соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям, что сведения, содержащиеся в изменениях, внесенных в учредительный документ юридического лица, или учредительном документе юридического лица в новой редакции и заявлении, достоверны и соблюден установленный Федеральным законом порядок принятия решения о внесении изменений в учредительный документ юридического лица.
При принятии решения о государственной регистрации на регистрирующий орган возложена обязанность по проведению мероприятий, направленных на установление факта наличия либо отсутствия предусмотренных статьей 23 Закона N 129-ФЗ оснований для отказа в государственной регистрации, то есть обязанность по проверке тех данных, недостоверность которых может явиться основанием для отказа в государственной регистрации.
Перечень оснований для отказа в государственной регистрации установлен в статье 23 Закона N 129-ФЗ.
Судами первой и апелляционной инстанций правомерно отмечено, что в соответствии с пунктом 1 приказа Федеральной налоговой службы от 30.12.2005 N САЭ-3-5/715@ руководителям (исполняющим обязанности руководителя) управлений Федеральной налоговой службы по субъектам Российской Федерации предоставляется право утверждения положений о находящихся в их ведении территориальных органах Федеральной налоговой службы.
Во исполнение поручения руководителя Федеральной налоговой службы от 25.01.2019 N П-22-4/000105, данного в рамках рабочего совещания, руководителем Управления приказом от 05.03.2019 N 054 на МРИ ФНС России N 2 по Волгоградской области возложены функции по выявлению и взысканию неисполненных налоговых обязательств, с функциями по управлению долгом на территории Волгоградской области, что было определено в Положениях о МРИ ФНС N 2 по Волгоградской области от 30.04.2019 и от 19.04.2021.
Положениями о МРИ ФНС N 2 по Волгоградской области, утвержденными Управлением 30.04.2019 и 19.04.2021 определено, что Инспекция является территориальным органом и входит в централизованную систему налоговых органов, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты в бюджетную систему Российской Федерации налогов, сборов и страховых взносов, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты в бюджетную систему Российской Федерации иных обязательных платежей. Инспекция осуществляет полномочия в установленной сфере деятельности, которые определены в Положении об Инспекции, на территории Волгоградской области.
В пункте 6 раздела "Полномочия" Положений от 30.04.2019 и от 19.04.2021 указано, что Инспекция осуществляет в установленном законодательством Российской Федерации порядке возврат или зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, сборов, страховых взносов, пеней и штрафов; взыскивает в установленном порядке недоимки, а также пени, проценты и штрафы по налогам, сборам, и страховым взносам, предъявляет в суды иски (подпункты 6.4, 6.6).
Исследовав и оценив представленные в дело доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, установив, что Положения о МРИ ФНС N 2 по Волгоградской области, утвержденные руководителем Управления 30.04.2019 и 29.04.2021, действующего на основании приказа Федеральной налоговой службы от 30.12.2005 N САЭ-3-15/715, являются основаниями и документами для внесения изменений в учредительные документы МРИ ФНС N 2 по Волгоградской области; пакет документов, представленный на регистрацию, соответствовал требованиям Закона N 129-ФЗ, в связи с чем у регистрирующего органа отсутствовали основания для отказа в проведении регистрации вносимых в ЕГРЮЛ изменений, суды обоснованно пришли к выводу о том, что 14.05.2019 и 29.04.2021 регистрирующим органом правомерно приняты, соответственно, решение N 4308068А и решение N 4306605А о государственной регистрации (ГРН 2193443243959 и ГРН 2213400172643).
Кроме того, отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды сделали верный вывод о пропуске заявителем срока для обращения в суд, предусмотренного пунктом 4 статьи 198 АПК РФ, согласно которому заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено Федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Как следует из материалов дела, в арбитражный суд с настоящим заявлением Ларионова Е.Ю. обратилась 29.08.2023.
Как верно указали суды, учитывая, что ЕГРЮЛ является федеральным информационным ресурсом и сведения, содержащиеся в нем в порядке пункта 1 статьи 6 Закона N 129-ФЗ, являются открытыми и общедоступными, со дня вынесения решений о государственной регистрации и с даты внесения в ЕГРЮЛ записей 14.05.201 и 29.04.2021 все заинтересованные лица проинформированы об изменениях в отношении МРИ ФНС N 2 по Волгоградской области.
Кроме того, регистрирующий орган правомерно указал о том, что заявитель знал об оспариваемых в настоящем деле изменениях, внесенных в ЕГРЮЛ в отношении МРИ ФНС N 2 по Волгоградской области, до рассмотрения дела N А12-4812/2023, поскольку в решении суда от 14.08.2023 по делу N А12-4812/2023 указано, что ранее доводы Ларионовой Е.Ю. уже были предметом рассмотрения и получили оценку судом в рамках дела N А12-22528/2022 с учетом позиции суда апелляционной инстанции, в постановлении Арбитражного суда Поволжского округа от 23.03.2023 по делу N А12-10440/2022.
Из судебных актов по делу N А12-22528/2022 следует, что МРИ ФНС N 2 по Волгоградской области является действующим юридическим лицом, зарегистрирована в ЕГРЮЛ Федеральной налоговой службой 23.04.2013, на которое в соответствии с приказом Управления от 05.03.2019 N 054 возложены функции по выявлению и взысканию неисполненных налоговых обязательств, с функциями по управлению долгом на территории Волгоградской области во исполнение поручения руководителя Федеральной налоговой службы от 25.01.2019 N П-22-4/000105.
Таким образом, учитывая то, что судебные акты по делу N А12-22528/2022 и N А12-10440/2022 приняты к производству в августе и апреле 2022 года, следовательно, заявитель знал об изменениях в ЕГРЮЛ и полномочиях МРИ ФНС N 2 по Волгоградской области уже в апреле 2022 года.
Нарушение срока, предусмотренного пунктом 4 статьи 198 АПК РФ, для обращения в суд за восстановлением нарушенного права, является самостоятельным и достаточным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
При таких обстоятельствах судами правомерно отказано Ларионовой Е.Ю. в удовлетворении заявленных требований.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, судом округа отклоняются, поскольку были предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций, получили надлежащую правовую оценку, не опровергают выводы судов, не свидетельствуют о наличии предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены обжалуемых судебных актов и направлены по существу на переоценку доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела, что в силу статьи 286 АПК РФ не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Принятые по делу судебные акты соответствуют нормам материального и процессуального права, а содержащиеся в них выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, поэтому отмене не подлежат.
При подаче кассационной жалобы по настоящему делу заявителем уплачена государственная пошлина в размере 300 руб.
Учитывая, что при обжаловании судебных актов по делам о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, размер государственной пошлины для физических лиц составляет 150 рублей, излишне уплаченная государственная пошлина в размере 150 руб. подлежит возврату.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 13.12.2023 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.03.2024 по делу N А12-21646/2023 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить из федерального бюджета Ларионовой Елене Юрьевне излишне уплаченную по квитанции от 07.05.2024 государственную пошлину в размере 150 руб.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, установленном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Э.Т. Сибгатуллин |
Судьи |
А.Н. Ольховиков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Как верно указали суды, учитывая, что ЕГРЮЛ является федеральным информационным ресурсом и сведения, содержащиеся в нем в порядке пункта 1 статьи 6 Закона N 129-ФЗ, являются открытыми и общедоступными, со дня вынесения решений о государственной регистрации и с даты внесения в ЕГРЮЛ записей 14.05.201 и 29.04.2021 все заинтересованные лица проинформированы об изменениях в отношении МРИ ФНС N 2 по Волгоградской области.
Кроме того, регистрирующий орган правомерно указал о том, что заявитель знал об оспариваемых в настоящем деле изменениях, внесенных в ЕГРЮЛ в отношении МРИ ФНС N 2 по Волгоградской области, до рассмотрения дела N А12-4812/2023, поскольку в решении суда от 14.08.2023 по делу N А12-4812/2023 указано, что ранее доводы Ларионовой Е.Ю. уже были предметом рассмотрения и получили оценку судом в рамках дела N А12-22528/2022 с учетом позиции суда апелляционной инстанции, в постановлении Арбитражного суда Поволжского округа от 23.03.2023 по делу N А12-10440/2022."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 6 августа 2024 г. N Ф06-4799/24 по делу N А12-21646/2023