г. Казань |
|
12 сентября 2024 г. |
Дело N А65-35465/2023 |
Судья Арбитражного суда Поволжского округа Закирова И.Ш.,
рассмотрел без вызова сторон кассационных жалоб Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Татарстан, Общества с ограниченной ответственностью "Драйв Клик Банк" на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 21.02.2024 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.06.2024 по делу N А65-35465/2023
по заявлению Латиповой Регины Рафиковны, гор. Казань
к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Татарстан (ОГРН 1051622021978, ИНН 1655065057), гор. Казань
третье лицо: общество с ограниченной ответственностью "Драйв Клик Банк", гор. Москва о признании незаконным и отмене определения от 16.11.2023 об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении,
УСТАНОВИЛ:
Латипова Регина Рафиковна (далее - Латипова Р.Р., заявитель, потребитель) обратилась в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Татарстан (далее - Управление, административный орган) о признании незаконным и отмене определения об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении от 16.11.2023.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Драйв Клик Банк" (далее - ООО "Драйв Клик Банк", третье лицо).
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 21.02.2024 заявленные требования удовлетворены, определение Управления от 16.11.2023 об отказе в возбуждении в отношении ООО "Драйв Клик Банк" дела об административном правонарушении признано незаконным и отменено.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.06.2024 решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 21.02.2024 оставлено без изменения.
Не согласившись с состоявшимися по делу судебными актами, Управление обратилось в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права и нарушение норм процессуального права. Управление указывает на то, что судами неправильно установлены фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, поскольку основанием для принятия оспариваемого определения послужило отсутствие события административного правонарушения.
ООО "Драйв Клик Банк" не согласившись с состоявшимися по делу судебными актами, также обратилось в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления Латиповой Р.Р, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права и нарушение норм процессуального права. По мнению заявителя жалобы, при подписании заполненного со слов Клиента заявления о предоставлении кредита и кредитного договора Клиентом не было указано на какие - либо ошибки, неточности, искажения воли Клиента в Заявлении о предоставлении кредита, включая наименования поставщиков дополнительных услуг. Все пожелания Клиента указаны читаемым шрифтом, не скрыты, не завуалированы. Таким образом, по мнению заявителя жалобы, он действовал в соответствии с законом и соблюдением прав Заемщика.
Латипова Р.Р. в отзыве на кассационную жалобу просила оставить судебные акты без изменения, кассационные жалобы Управления и ООО "Драйв Клик Банк" - без удовлетворения.
На основании части 2 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) кассационная жалоба рассмотрена судьей единолично без вызова сторон.
Законность обжалуемых судебных актов проверена Арбитражным судом Поволжского округа в порядке, установленном статьями 274, 284, 286 и 288.2 АПК РФ.
В адрес Управления 10.10.2023 поступило обращение Латиповой Р.Р. о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении третьего лица по факту нарушения прав потребителей.
По результатам рассмотрения материалов жалобы административный орган вынес определение от 16.11.2023 об отказе в возбуждении в отношении ООО "Драйв Клик Банк" дела об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена ч.ч.1,2 ст.14.8 КоАП РФ.
Не согласившись с данным определением, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Как следует из материалов дела и подтверждено судами, 04.08.2023 между Латиповой Р.Р и ООО "Драйв Клик Банк" был заключен кредитный договор N 04109347166, согласно которому банк предоставил кредит на общую сумму 2 499 659 руб.
Заключению кредитного договора предшествовало заполнение заявления о предоставлении потребительского кредита.
Для рассмотрения обращения Латиповой P.P. Управлением в адрес ООО "Драйв Клик Банк", был направлен запрос.
ООО "Драйв Клик Банк" предоставило необходимые сведения, в том числе копию Заявления на кредит от 04.08.2023.
Административным органом установлено, что в заявлении на кредит, подписанным Потребителем 04.08.2023, Латипова P.P. выразила свое согласие на предоставление кредита, в том числе, на оплату услуг, подтверждением согласия на которые является проставление личной подписи напротив услуг.
Отказывая в возбуждении дела об административном правонарушении, Управление пришло к выводу об отсутствии факта навязывания дополнительной услуги в виде договора страхования жизни и здоровья, события вменяемого правонарушения, и отсутствии оснований для привлечения Банка к административной ответственности, предусмотренной ст. 14.7 КоАП РФ, ч. 2 ст. 14.8 КоАП РФ.
Не соглашаясь с выводами Управления суды первой и апелляционной инстанций правомерно исходили из следующего.
Частью 3 статьи 30.1 КоАП РФ установлено, что постановление по делу об административном правонарушении, связанном с осуществлением предпринимательской или иной экономической деятельности юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.
Согласно части 4 данной статьи КоАП РФ определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении обжалуется в том же порядке, что и постановление по делу об административном правонарушении, такое определение также может быть обжаловано в арбитражный суд.
Исходя из разъяснений, изложенных в пункте 19.2 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", следует, что порядок рассмотрения дел об оспаривании постановлений о прекращении производства по делу об административном правонарушении, определений об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении определяется, как и для дел об оспаривании постановлений о назначении административного наказания, исходя из положений статьи 207 АПК РФ.
Таким образом, реализация права на обжалование определения об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении осуществляется с учетом особенностей, предусмотренных КоАП РФ и АПК РФ, в частности по правилам параграфа 2 главы 25 АПК РФ.
Положениями части 2 статьи 207 АПК РФ предусмотрено, что производство по делам об оспаривании решений административных органов возбуждается на основании заявлений юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, привлеченных к административной ответственности в связи с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности, а также на основании заявлений потерпевших.
Согласно части 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В соответствии с частью 7 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
По смыслу положений статьи 28.1 КоАП РФ административный орган должен возбудить дело об административном правонарушении, если располагает сведениями, позволяющими считать, что тем или иным лицом совершено соответствующее правонарушение, поэтому на стадии возбуждении дела об административном правонарушении событие правонарушения не устанавливается достоверно, а лишь проверяется наличие достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.
Исходя из части 3 статьи 28.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении может быть возбуждено должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, только при наличии хотя бы одного из поводов, предусмотренных частями 1, 1.1 и 1.3 настоящей статьи, и достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.
Согласно части 5 статьи 28.1 КоАП РФ в случае отказа в возбуждении дела об административном правонарушении при наличии материалов, сообщений, заявлений, указанных в пунктах 2 и 3 части 1 настоящей статьи, должностным лицом, рассмотревшим указанные материалы, сообщения, заявления, выносится мотивированное определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении.
Решение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении может быть вынесено лишь в том случае, если при рассмотрении материалов, заявлений, сообщений и иных обращений, содержащих сведения о нарушении законов, будет достоверно установлено отсутствие события административного правонарушения либо иные обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении. Если же наличие таких обстоятельств не является очевидным и вызывает сомнения, уполномоченный орган обязан проверить их в ходе производства по делу об административном правонарушении.
Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность (часть 1 статьи 2.1 КоАП РФ).
Для привлечения лица к административной ответственности, административный орган обязан установить все элементы состава административного правонарушения (субъект, объект, субъективную сторону, объективную сторону).
Частью 2 статьи 14.8 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за включение в договор условий, ущемляющих установленные законом права потребителя.
Исходя из положений статьи 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат, в том числе, наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения.
Как установлено судами и следует из материалов дела, 04.08.2023 между ООО "Сити Ассист" и Латиповой P.P. был заключен договор Сопровождение-3, с вознаграждением в сумме 140 000 руб.
В пункте 11 Договора потребительского кредита N 04105917811 от 12.06.2021 указана графа "Цели использования Заемщиком Кредита" - "Для оплаты АС, а также (если применимо) дополнительного оборудования/страховых платежей/дополнительных услуг (работ) и иных потребительских нужд".
В жалобе на незаконные действия Банка, поданной в Управление, заявитель указал, что конкретное и четко определенное наименование услуги (товара, работы) отсутствует; не подчеркнуто, конкретно, для каких целей используется потребительский кредит из трёх указанных вариантов волеизъявления заемщика, не усматривается, информация о цели использования кредита не предоставлена. В указанном пункте в качестве целей использования заемщиком кредита не предусмотрена оплата стоимости дополнительных услуг по оформлению договора с ООО "Сити Ассист".
Как следует из представленных административным органом в суд материалов, потребителем совместно с жалобой были представлены заявление о предоставлении кредита, кредитный договор, договор на оказание дополнительных услуг, сертификат к договору и выписка по счету.
Указанные материалы, являются вполне достаточными для оценки сложившихся правоотношений и квалификации действий третьего лица при заключении договора на предмет наличия или отсутствия нарушений законодательства о защите прав потребителей.
Между тем административным органом оценка указанных выше обстоятельств в совокупности на предмет соответствия действий Банка при заключении договора требованиям положений Закона о защите прав потребителей и Закона о потребительском кредите не дана, обстоятельства, изложенные в жалобе Латиповой Р.Р. Управлением не проверялись и не устанавливались.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 30.03.2021 N 9-П, проверка содержащихся в обращении физического или юридического лица данных, указывающих на событие административного правонарушения, в целях установления наличия или отсутствия оснований для возбуждения дела об административном правонарушении может осуществляться путем проведения мероприятий по контролю, предусмотренных Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" или иными нормативными актами, при наличии закрепленных в них оснований для контрольных мероприятий. Вместе с тем проведение контрольных мероприятий не меняет порядка рассмотрения обращений, предусмотренного КоАП РФ, предполагая в итоге принятие должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, процессуального решения о возбуждении дела об административном правонарушении или об отказе в его возбуждении.
Введение Правительством Российской Федерации ограничений для возбуждения дел об административных правонарушениях по результатам государственного контроля (надзора), муниципального контроля не отменяет предусмотренные КоАП РФ процессуальные механизмы получения доказательств по делу и производства по нему, включая возможность проведения административного расследования, которое согласно подпункту "а" пункта 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" представляет собой комплекс требующих значительных временных затрат процессуальных действий уполномоченных лиц, направленных на выяснение всех обстоятельств административного правонарушения, их фиксирование, юридическую квалификацию и процессуальное оформление.
В данном случае комплекс контрольных (надзорных) мероприятий и действий, осуществляемых в соответствии положениями Федерального закона N 248-ФЗ при проведении государственного контроля (надзора), муниципального контроля, не подменяет собой порядок возбуждения и рассмотрения дел об административных правонарушениях, предусмотренный КоАП РФ.
По смыслу действующего законодательства решение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении может быть вынесено лишь в том случае, если отсутствие события (состава) административного правонарушения достоверно установлено, а обстоятельства, послужившие основанием для такого отказа, являются очевидными.
Отсутствие события (состава) административного правонарушения при вынесении определения об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении не должно вызывать сомнений с учетом всех обстоятельств, указанных в соответствующем заявлении (сообщении, материале). Если же наличие таких обстоятельств не является очевидным, уполномоченный орган обязан проверить их, пользуясь предоставленными ему процессуальными правами.
Действительные обстоятельства, которые могут являться основанием к возбуждению административного дела, либо к отказу в его возбуждении, Управлением надлежащим образом не установлены.
Факт наличия или отсутствия события административного правонарушения устанавливается в рамках производства по делу об административном правонарушений (статья 26.1 КоАП РФ), предоставляющего административному органу право запрашивать все необходимые документы и устанавливать обстоятельства административного правонарушения.
Таким образом, судами правомерно сделан вывод о том, что у административного органа имелось достаточно данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, в связи с чем, административный орган имел право запрашивать все необходимые документы и устанавливать обстоятельства административного правонарушения.
Суды также учитывали, что административным органом не дана оценка тому, нуждался ли потребитель на момент подписания договора в оказании вышеуказанных услуг.
При обращении в банк за получением кредита потребитель не имеет как таковой заинтересованности в заключение договора на оказание дополнительных услуг. Заемщик (потребитель) обращается в банк именно с целью получения денежных средств (кредита) на потребительские цели. Включение по кредитному договору в стоимость кредита суммы, необходимой на оплату дополнительных услуг, на которую начисляются проценты, значительно увеличивает тем самым сумму, подлежащую выплате заемщиком банку, что ухудшает финансовое положение заемщика.
Как следует из представленных в деле документов, обращение потребителя в банк вызвано необходимостью получить кредитные денежные средства для приобретения автомобиля.
В частности, кроме оплаты части стоимости автомашины, в качестве цели использования кредита банком в заявлении на получении кредита и в его индивидуальных условиях указано и затем перечислено в счет оплаты иных потребительских нужд в размере за услугу "помощь на дорогах" (услугу оказывает ООО "Сити Ассист") в размере 140 000 руб.
При этом, как верно указано судами первой и апелляционной инстанций, возможность изменения суммы кредита при отказе от дополнительных услуг и страхования не предусмотрена. Таким образом, сумма кредита в кредитном договоре от банка была указана сразу вместе со стоимостью навязанных дополнительных услуг еще до заключения договора о данных услугах.
Однако, административным органом оценка указанных выше обстоятельств в совокупности на предмет соответствия действий банка при заключении договора требованиям положений Закона о защите прав потребителей и Закона о потребительском кредите не дана.
При таких обстоятельствах, вывод Управления об отсутствии события правонарушения, является преждевременным и необоснованным.
Управлением обстоятельствам, указанным в обращении потребителя, с учетом представленных документов, оценка не была дана, каких-либо надлежащих и полных мер по проверке полученных сведений, в том числе путем истребования необходимых документов и сведений в рамках административного расследования, Управлением не было предпринято.
При таких обстоятельствах, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ в их совокупности и взаимосвязи, суды правомерно посчитали, что выводы административного органа в оспариваемом определении нельзя признать обоснованными, а само оспариваемое определение - соответствующим действующему законодательству.
С учетом изложенного суды правильно признали незаконными и отменили определение Управления от 16.11.2023.
Доводы, изложенные в кассационных жалобах, судом округа отклоняются, поскольку были предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций, получили надлежащую правовую оценку, не опровергают выводы судов, не свидетельствуют о наличии предусмотренных статьями 288, 288.2 АПК РФ оснований для отмены обжалуемых судебных актов и направлены по существу на переоценку доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела, что в силу статьи 286 АПК РФ не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Принятые по делу судебные акты соответствуют нормам материального и процессуального права, а содержащиеся в них выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, поэтому отмене не подлежат.
Судебная коллегия обращает внимание, что в соответствии с частью 3 статьи 291.1 АПК РФ постановления арбитражных судов округов, которыми не были отменены судебные приказы, отменены или изменены судебные акты, принятые в порядке упрощенного производства, не подлежат обжалованию в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 21.02.2024 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.06.2024 по делу N А65-35465/2023 оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, обжалованию в соответствии с частью 3 статьи 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не подлежит.
Судья |
И.Ш. Закирова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд признал незаконным определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении в отношении банка, поскольку административный орган не провел должной проверки фактов, указывающих на возможное нарушение прав потребителя. Суд установил наличие достаточных оснований для возбуждения дела и отменил оспариваемое определение.
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 12 сентября 2024 г. N Ф06-7196/24 по делу N А65-35465/2023