Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" и пункт 2 статьи 12 Федерального закона "Об актах гражданского состояния"
Законопроектом вносятся изменения и дополнения в Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" и пункт 2 статьи 12 Федерального закона от 15 ноября 1997 г. N 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния", касающиеся упорядочения механизма осуществления обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний с учетом сложившейся практики реализации Федерального закона "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний".
1. Статьей 17 указанного Федерального закона установлена обязанность страхователя своевременно регистрироваться (перерегистрироваться) у страховщика. В то же время, отсутствие четкого механизма контроля за исполнением страхователем установленной обязанности в ряде случаев приводило к тому, что страхователи не проходили регистрацию у страховщика, что влекло нарушение прав застрахованных на получение обеспечения по обязательному социальному страхованию, так как в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 9 Федерального закона "Об основах обязательного социального страхования" отношения по обязательному социальному страхованию у страховщика возникают с момента регистрации страхователя.
В связи с этим предлагается дополнить Федеральный закон "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" статьей 6.1 устанавливающей обязанность банков и иных кредитных организаций открывать банковские счета страхователям только при предъявлении ими страховых свидетельств, подтверждающих их регистрацию у страховщика. Также устанавливаются обязанности банков и иных кредитных организаций сообщать страховщику об открытии или закрытии счетов страхователям и исполнять поручения страхователя или инкассовые поручения страховщика о перечислении страховых взносов, пеней и штрафов на счет страховщика. Указанные нормы разработаны по аналогии с требованиями статей 60, 86 Налогового кодекса Российской Федерации.
Также предлагается дополнить статью 6 указанного Федерального закона положением о том, что порядок регистрации страхователей определяется страховщиком.
2. В соответствии с Федеральным законом "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" оплата дополнительных расходов, связанных с медицинской, социальной и профессиональной реабилитацией застрахованных, осуществляется страховщиком. Перечень видов дополнительных расходов установлен статьей 8 указанного Федерального закона. Вместе с тем, застрахованные зачастую не могут получить необходимые виды помощи или обеспечения в связи с отсутствием средств для оплаты проезда к месту нахождения организаций, предоставляющих соответствующие реабилитационные услуги. По этой же причине застрахованные не могут пройти переосвидетельствование в учреждении медико-социальной экспертизы при отдаленном нахождении указанного учреждения, что лишает их дальнейшего права на получение страхового обеспечения.
В целях обеспечения прав застрахованных в законопроекте предусмотрено внесение изменений и дополнений в статью 8 указанного Федерального закона, в соответствии с которым застрахованные имеют право на оплату проезда при направлении их для получения отдельных видов медицинской и социальной реабилитации, а также на переосвидетельствование в учреждение медико-социальной экспертизы.
Кроме того, данная статья дополнена нормой, предусматривающей, что размер оплаты дополнительных расходов, связанных с медицинской, социальной и профессиональной реабилитацией застрахованных, определяется Правительством Российской Федерации. Это связано с тем, что в соответствии с действующей нормой указанного Федерального закона Правительством Российской Федерации утвержден Порядок оплаты дополнительных расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию лиц, пострадавших в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, который не устанавливает нормативы оплаты указанных расходов. Это затрудняет реализацию застрахованными своих прав на получение данного вида обеспечения по страхованию.
3. Законопроект предусматривает внесение дополнений в статью 12 указанного Федерального закона, уточняющих порядок исчисления ежемесячных страховых выплат, в случаях если страховой случай наступил после окончания срока действия трудового договора. Предусматривается, что размер вознаграждения работника соответствующей квалификации, используемый в этом случае для расчета страховой выплаты, определяется на день обращения за обеспечением по страхованию.
Отсутствие этого положения приводило к различному толкованию и применению пункта 5 статьи 12 указанного Федерального закона. В частности, в ряде случаев для расчета страховых выплат учитывался размер вознаграждения на момент установления степени утраты профессиональной трудоспособности.
Следует отметить, что аналогичный подход используется при невозможности получения документа о размере заработка застрахованного (пункт 7 статьи 12 указанного Федерального закона): в этом случае размер страховой выплаты исчисляется исходя из тарифной ставки, установленной для соответствующей профессии в отрасли (подотрасли) экономики, и сходных условий труда также ко времени обращения за страховыми выплатами.
Также пункт 8 указанной статьи предусматривается дополнить нормой, устанавливающей возможность перерасчета размеров ежемесячных страховых выплат лицам, имеющим право на их получение в связи со смертью застрахованного, в случае рождения ребенка после смерти застрахованного, а также назначения или прекращения страховых выплат лицам, занятым уходом за детьми, внуками, братьями и сестрами умершего застрахованного.
Действующая редакция статьи 12 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" не предоставляет права указанным гражданам обращаться за перерасчетом ежемесячных страховых выплат. Вместе с тем такое право предусмотрено статьей 1089 Гражданского кодекса Российской Федерации, регулирующей аналогичные правоотношения.
Таким образом, введение нормы, предусматривающей возможность осуществления перерасчета страховых выплат в случае прекращения либо получения права на обеспечение по страхованию у других лиц, должно способствовать реализации указанными лицами своих прав в полном объеме.
В связи с этим также вносятся дополнения в статью 15 указанного Федерального закона, устанавливающие порядок осуществления перерасчета ежемесячных страховых выплат. Предусматривается, что перерасчет производится с месяца, следующего за месяцем, в котором наступили соответствующие обстоятельства.
4. Законопроектом вносятся дополнения в статью 13 указанного Федерального закона, предусматривающие расширение круга лиц, которые могут обжаловать заключение учреждения медико-социальной экспертизы. Кроме застрахованного таким правом предлагается наделить также страхователя и страховщика.
5. В соответствии с пунктом 5 статьи 15 указанного Федерального закона факт нахождения на иждивении застрахованного лиц, имеющих право на получение страховых выплат, может быть установлен судом при отсутствии и невозможности восстановления документов либо при несогласии заинтересованного лица с содержанием таких документов.
Указанная норма по сравнению с Гражданским процессуальным кодексом РСФСР сужает круг фактов, имеющих юридическое значение, установление которых в судебном порядке может потребоваться для решения вопросов о праве лиц на получение страховых выплат.
В связи с этим законопроектом предлагается внести изменения в пункт 5 статьи 12 указанного Федерального закона, в соответствии с которыми все факты, необходимые для назначения обеспечения по страхованию, в случае отсутствия соответствующих документов, а также в случае несогласия заинтересованного лица с содержанием таких документов, устанавливаются судом.
6. Законопроектом вносятся изменения в пункт 7 статьи 15 указанного Федерального закона, в соответствии с которыми страховые выплаты всем категориям застрахованных, в том числе состоящим в трудовых отношениях со страхователями, осуществляются страховщиком.
В настоящее время страхователи осуществляют страховые выплаты застрахованным, состоящим с ними в трудовых отношениях. Реализация этой нормы на практике встречает ряд трудностей. Так, неблагоприятное финансовое положение организации и отсутствие денежных средств на ее счетах приводит к невозможности осуществления страховых выплат либо предоставлению указанных выплат не в полном объеме. Средства, перечисляемые в этом случае страховщиком на счета страхователей для осуществления страховых выплат застрахованным, зачастую списываются банками в соответствии со статьей 855 Гражданского кодекса Российской Федерации на погашение задолженности организации по налогам и другим обязательным платежам.
Учитывая изложенное, возложение обязанности по страховым выплатам работающим застрахованным на страховщика позволит решить проблему своевременности предоставления указанных выплат.
7. Предлагаемые законопроектом изменения в статью 16 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" уточняют обязанности застрахованного в части соблюдения сроков выполнения рекомендаций по медицинской, социальной и профессиональной реабилитации и прохождения освидетельствования и переосвидетельствования. Внесение указанных изменений окажет стимулирующее воздействие для выполнения застрахованными рекомендаций учреждения медико-социальной экспертизы.
8. Законопроект предусматривает исключение подпункта 7 пункта 2 статьи 18 указанного Федерального закона, устанавливающего обязанность страховщика исполнять решения государственной инспекции труда по вопросам обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Это связано с необходимостью приведения указанной нормы в соответствии со статьей 357 Трудового кодекса Российской Федерации, согласно которой государственные инспекторы труда при осуществлении надзорно-контрольной деятельности имеют право предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства. Осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний регулируется нормами не трудового законодательства, а специального законодательства об этом виде социального страхования, при этом страховщик не является работодателем по отношению к застрахованным.
9. Законопроектом устанавливается обязанность органов осуществляющих регистрацию актов гражданского состояния предоставлять страховщику сведения о государственной регистрации смерти застрахованного в течение 10 дней после регистрации этих фактов. Соответствующие дополнения статьей 18.1 вносятся в Федеральный закон "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний".
Установление этой обязанности связано с необходимостью своевременного получения страховщиком информации о смерти получателей страховых выплат. Отсутствие указанных сведений приводит к перечислению страховых выплат уже умершим застрахованным и, в результате, не целевому расходованию средств обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, являющихся федеральной собственностью.
Вместе с тем действующая редакция статьи 12 Федерального закона "Об актах гражданского состояния" содержит исчерпывающий перечень организаций, которым предоставляются сведения о государственной регистрации смерти. Поскольку Фонд социального страхования Российской Федерации в их число не входит, органы, осуществляющие регистрацию актов гражданского состояния, отказываются предоставлять указанные сведения в связи с тем, что они относятся к категории конфиденциальной информации и разглашению не подлежат. Вместе с тем в указанный перечень включены органы Пенсионного фонда Российской Федерации и органы социальной защиты населения, функции которых по выплате пенсий и пособий аналогичны функциям Фонда социального страхования Российской Федерации по осуществлению страховых выплат застрахованных.
В связи с этим статьей 2 законопроекта вносятся дополнения, которыми предусматривается установить обязанность органов, осуществляющих регистрацию актов гражданского состояния, предоставлять Фонду социального страхования Российской Федерации информацию о смерти застрахованного.
10. Законопроект предусматривает внесение изменений в статью 19 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" в части установления ответственности страхователя за неисполнение возложенных на него обязанностей по своевременной регистрации (перерегистрации) у страховщика, полной уплате страховых взносов, своевременному предоставлению страховщику установленной отчетности.
Согласно законопроекту процентная ставка пени устанавливается в размере 1/300 ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации. Указанная ставка пени, а также предусмотренный проектом порядок начисления и уплаты пени аналогичны нормам Налогового кодекса Российской Федерации, регулирующим порядок начисления пени за нарушение сроков уплаты налогов и сборов.
Предусматривается также применение штрафных санкций за нарушение страхователем сроков регистрации у страховщика, неуплату или неполную уплату страховых взносов. При этом штрафы устанавливаются в тех размерах, что предусмотрены Налоговым кодексом Российской Федерации за аналогичные налоговые нарушения.
Внесение данных изменений обусловлено необходимостью унификации соответствующих норм законодательства об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и норм Налогового кодекса Российской Федерации, регулирующих сходные правоотношения, учитывая, что полномочия страховщика по осуществлению контроля за сбором страховых взносов аналогичны полномочиям налоговых органов в части контроля за уплатой налогов и сборов.
Также предусматривается установление ответственности за ведение организацией деятельности без регистрации в качестве страхователя по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Законопроект предусматривает установление ответственности за нарушение срока представления или непредставление отчетности в Фонд социального страхования Российской Федерации в виде штрафа в размере 1000 рублей, а за повторное совершение указанного правонарушения в течение года - в размере 5000 рублей. В настоящее время данная мера ответственности предусмотрена статьей 8 Федерального закона "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2002 год".
Также законопроектом предусматривается дополнить указанный Федеральный закон статьей 19.1 устанавливающей ответственность банков и иных кредитных организаций за невыполнение обязанностей по своевременному исполнению поручений страхователя либо инкассовых поручений страховщика о перечислении страховых взносов, а также за несоблюдение порядка открытия счетов страхователям и невыполнение иных обязанностей, возложенных на них статьей 6.1 указанного Федерального закона. При этом штрафы устанавливаются в тех размерах, что предусмотрены Налоговым кодексом Российской Федерации за аналогичные налоговые нарушения.
Введение данной статьи вызвано необходимостью совершенствования работы с банками и иными кредитными организациями, повышения исполнительской дисциплины банков и иных кредитных организаций, что также позволит воспрепятствовать уклонению страхователей от регистрации у страховщика.
В целом проект федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" и пункт 2 статьи 12 Федерального закона "Об актах гражданского состояния" направлен на совершенствование механизмов осуществления обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, обеспечение более полной реализации прав застрахованных.
Реализация законопроекта не потребует дополнительных расходов из бюджетов всех уровней и государственных социальных внебюджетных фондов.
В связи с принятием указанного законопроекта признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения действующих актов федерального законодательства или принятия новых не требуется.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.