Проект федерального закона N 202996-3
"Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об электроэнергетике" (О введении в действие Федерального закона "Об электроэнергетике")"
Досье на проект федерального закона
ко второму чтению
Статья 1. Признать утратившими силу с 1 января 2005 года - Федеральный закон от 7 мая 1998 года N 74-ФЗ "Об особенностях распоряжения акциями Российского акционерного общества энергетики и электрификации "Единая энергетическая система России" и акциями других акционерных обществ электроэнергетики, находящимися в федеральной собственности" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 19, ст.2070);
Статья 2. Признать утратившим силу с 1 июля 2005 года Федеральный закон от 14 апреля 1995 года N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 16, ст.1316; 1999, N 7, ст.880).
Статья 3. Дополнить в# Пункт 1 статьи 17 Федерального закона от 8 августа 2001 года N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 33 (часть I), ст.3430) абзацем следующего содержания: "деятельность по продаже электрической энергии гражданам.".
Указанное дополнение вступает в силу с 1 января 2004 года.
Статья 4. В целях обеспечения действенного государственного контроля за реализацией мероприятий по реформированию электроэнергетики Российской Федерации с даты вступления в силу Федерального закона "Об электроэнергетике" все решения органов управления Российского открытого акционерного общества энергетики и электрификации "Единая энергетическая система России", предусмотренные законодательством Российской Федерации для реорганизации хозяйственных обществ (в том числе решения о реорганизации и ее форме, о порядке распределения акций реорганизуемого общества, о формировании имущества обществ, создаваемых в результате реорганизации), принимаются простым большинством голосов.
Решение о порядке распределения акций при реорганизации Российского открытого акционерного общества энергетики и электрификации "Единая энергетическая система России", принимаемое в соответствии с настоящей статьей простым большинством голосов, предусматривает пропорциональное распределение акций, создаваемых при реорганизации обществ среди акционеров, реорганизуемого общества.
Решения о реорганизации акционерных обществ энергетики и электрификации, являющихся субъектами естественных монополий, не осуществивших реорганизацию в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, до 1 января 2005 года, принимаются по истечении этого срока простым большинством голосов акционеров.
Решения о порядке распределения акций при реорганизации (путем выделения или разделения) акционерных обществ энергетики и электрификации, принимаемые в соответствии с настоящей статьей простым большинством голосов акционеров, должны предусматривать пропорциональное распределение акций, создаваемых при реорганизации обществ, среди акционеров реорганизуемого общества.
Статья 5. Приведение уровня государственных регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике к уровню, обеспечивающему экономически обоснованный уровень доходности инвестиционного капитала, вложенного в сферы деятельности субъектов электроэнергетики, в которых применяется государственное регулирование цен (тарифов), производится в соответствии с программой изменения уровня государственных регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утверждаемой Правительством Российской Федерации.
Статья 6. До введения в действие статьи 31 Федерального закона "Об электроэнергетике" каждому субъекту оптового рынка - поставщику электрической энергии предоставляется право продажи части вырабатываемой электрической энергии по нерегулируемым ценам. Предельный объем электрической энергии, продажа которого разрешается по нерегулируемым ценам, устанавливается Правительством Российской Федерации, и должен быть одинаковым в процентном отношении для всех субъектов оптового рынка.
В отношении остального объема электрической энергии, поставляемой этими поставщиками на оптовый рынок, до введения в действие статьи 31 Федерального закона "Об электроэнергетике" сохраняется государственное регулирование цен (тарифов).
До введения в действие статей 31 и 32 Федерального закона "Об электроэнергетике" оптовый рынок электрической энергии функционирует на основании правил переходного периода, утверждаемых Правительством Российской Федерации. Указанные правила в обязательном порядке устанавливают особенности участия поставщиков в оптовом рынке электрической энергии, в том числе связанные с условиями закупки топлива (степень монополизации рынка топлива, порядок регулирования цен на топлива).
С 1 января 2005 года для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица запрещается совмещение деятельности по передаче электрической энергии и оперативно-диспетчерскому управлению с деятельностью по производству и купле-продаже электроэнергии, а с 1 июля 2005 года - для групп лиц и аффилированных лиц в рамках одной ценовой зоны оптового рынка.
В целях обеспечения реализации указанных требований, с 1 января 2005 года не допускается одновременное владение на праве собственности или на ином законном основании имуществом, непосредственно используемым при осуществлении деятельности по передаче электрической энергии и оперативно-диспетчерскому управлению и имуществом, непосредственно используемым при осуществлении деятельности по производству и купле продаже электрической энергии.
Требования настоящей статьи не распространяются на:
хозяйствующих субъектов, функционирующих в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах, в условиях отсутствия или ограничения конкуренции;
хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность по передаче электрической энергии и оперативно-диспетчерскому управлению исключительно для удовлетворения собственных производственных нужд.
Хозяйствующие субъекты, не обеспечившие установленное настоящей статьей организационное разделение видов предпринимательской деятельности в электроэнергетике в указанные сроки, подлежат принудительной реорганизации (в форме выделения или разделения) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
При принудительной реорганизации хозяйствующего субъекта предусматривается пропорциональное распределение акций создаваемых при такой реорганизации обществ среди акционеров реорганизуемого общества.
Цены на продукцию (работы, услуги) хозяйствующих субъектов, которые на дату вступления в силу Федерального закона "Об электроэнергетике" совмещают указанные виды деятельности, подлежат государственному регулированию в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов).
Правительство Российской Федерации вправе вводить иные особенности хозяйственной деятельности указанных субъектов в соответствии с федеральными законами Российской Федерации.
Статья 7. С введением в действие главы VII Федерального закона "Об электроэнергетике" любые организации (кроме гарантирующих поставщиков и организаций, в отношении которых Федеральным законом "Об электроэнергетике" предусмотрен запрет на участие в отношениях, связанных с оборотом электрической энергии), осуществляющие деятельность в качестве энергосбытовых организаций, продают электрическую энергию потребителям по свободным ценам после получения в установленных законодательством Российской Федерации случаях и порядке лицензии на осуществление указанного вида деятельности.
До введения в действие главы VII Федерального закона "Об электроэнергетике" розничные рынки электрической энергии функционируют на основании основных положений переходного периода, утверждаемых Правительством Российской Федерации.
Погашение ранее образовавшейся задолженности за потребленную электрическую энергию осуществляется по соглашению сторон в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статья 8. Организация по управлению единой национальной электрической сетью и системный оператор учреждаются Российским открытым акционерным обществом энергетики и электрификации "Единая энергетическая система России" в форме дочерних открытых акционерных обществ с учетом следующих условий:
в оплату уставного капитала организации по управлению единой национальной электрической сетью вносится имущество, принадлежащее на праве собственности Российскому открытому акционерному обществу энергетики и электрификации "Единая энергетическая система России" и относящееся в соответствии со статьей 7 Федерального закона "Об электроэнергетике" к единой национальной электрической сети;
в оплату уставного капитала системного оператора вносится имущество, принадлежащее на праве собственности открытому акционерному обществу "Центральное диспетчерское управление Единой энергетической системой России", и часть имущества, принадлежащего на праве собственности Российскому открытому акционерному обществу энергетики и электрификации "Единая энергетическая система России" и используемого в процессе оперативно-диспетчерского управления технологическими режимами работы электроэнергетики;
Не позднее 1 апреля 2005 года, обеспечивается участие Российской Федерации в уставном капитале организации по управлению единой национальной сети и системном операторе в размере не менее 52 процентов;
до обеспечения прямого участия Российской Федерации в уставных капиталах организации по управлению единой национальной электрической сетью и системного оператора отчуждение их акций и (или) имущества (за исключением денежных средств), внесенного в оплату их уставного капитала, не допускается;
в дальнейшем Российская Федерация способами, предусмотренными законодательством Российской Федерации, увеличивает долю своего участия в уставных капиталах организации по управлению единой национальной электрической сетью и системного оператора до уровня не менее 75 процентов плюс одна голосующая акция, в том числе за счет снижения доли участия Российской Федерации в генерирующих компаниях с учетом ограничений, установленных статьей 9 настоящего Федерального закона.
Статья 9. Атомные электростанции в соответствии с Федеральным законом "Об использовании атомной энергии" от 21 ноября 1995 года N 170-ФЗ могут находиться исключительно в федеральной собственности.
В случае, если доля участия Российской Федерации в уставном капитале организаций, которые владеют на праве собственности или ином законном основании гидроэлектростанциями составляет свыше 50% снижение доли участия Российской Федерации не допускается.
В случае, если доля участия акционерного общества (в уставном капитале которого доля участия Российской Федерации составляет свыше 50%) в уставном капитале организаций, которые владеют на праве собственности или ином законном основании гидроэлектростанциями составляет свыше 50% не допускается снижение, как доли участия Российской Федерации, так и доли участия акционерного общества.
Статья 10. Правила оптового рынка электрической энергии утверждаются Правительством Российской Федерации не позднее, чем за один месяц до введения в действие статей 31 и 32 Федерального закона "Об электроэнергетике".
Правительство Российской Федерации осуществляет контроль за ходом реализации реформирования электроэнергетики и реорганизации Российского открытого акционерного общества энергетики и электрификации "Единая энергетическая система России".
Правительство Российской Федерации в срок до 1 июля 2005 года каждые шесть месяцев на переходный период информирует Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации и Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации о ходе реформирования электроэнергетики.
Статья 11. В целях обеспечения действенного государственного контроля за деятельностью администратора торговой системы оптового рынка по обеспечению функционирования оптового рынка электрической энергии уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти:
обладает правом вето в отношении решений органов управления администратора торговой системы;
направляет в органы управления администратора торговой системы обязательные к рассмотрению вопросы, которые подлежат включению в повестку дня очередного (внеочередного) собрания (заседания) органов управления администратора торговой системы, к компетенции которого относится решение данного вопроса;
принимает решение по направленным в органы управления администратора торговой системы вопросам в случае, если указанные в течение 45 дней органы не приняли по ним решения.
С даты введения в действие Федерального закона "Об электроэнергетике" и до 1 июля 2005 года в наблюдательном совете администратора торговой системы оптового рынка обеспечивается участие:
четырех уполномоченных представителей федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации, а также двух уполномоченных представителей Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации и двух - Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации;
восьми представителей поставщиков и покупателей.
Статья 12. Плата за услуги по организации функционирования и развитию Единой энергетической системы России взимается до 1 апреля 2005 года. Порядок и условия взимания указанной платы определяются Правительством Российской Федерации в соответствии с Федеральными законами РФ.
С 1 января 2003 года инвестиционная составляющая, входящая в плату за услуги по организации функционирования и развитию Единой энергетической системы России расходуется на развитие сетей и проблемных объектов генерации, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации.
Статья 13. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Президент Российской Федерации |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.