Проект федерального закона N 183327-3
"О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
ко второму чтению
Статья 1. Внести в Федеральный закон от 14 апреля 1995 года N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 16, ст.1316; 1999, N 7, ст.880) следующие изменения и дополнения:
1. В абзаце втором статьи 1 слова "(далее тарифы)" исключить.
2. Статью 2 изложить в следующей редакции:
"Статья 2. Сущность государственного регулирования тарифов
Государственное регулирование тарифов на электрическую (тепловую) энергию (мощность) (далее - тарифы) осуществляется на основе принципов, изложенных в настоящем Федеральном законе, посредством установления экономически обоснованных тарифов (цен, платы за услуги) на электрическую (тепловую) энергию и/или их предельных уровней.
Срок действия установленных тарифов и/или их предельных уровней не может быть менее одного года.
Предельные уровни тарифов на электрическую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, включая предельные уровни тарифов для населения, устанавливаются Правительством Российской Федерации с выделением предельных уровней для населения ежегодно до принятия Государственной Думой в первом чтении проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и вступают в действие с начала указанного года в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов устанавливают тарифы на электрическую и тепловую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, в том числе населению, на очередной финансовый год в рамках указанных предельных уровней до принятия закона субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации.
Изменение указанных тарифов в течение финансового года без одновременного внесения Правительством Российской Федерации (исполнительным органом власти субъекта Российской Федерации) на рассмотрение Государственной Думы (законодательного (представительного) органа субъекта Российской Федерации) проекта федерального закона (закона субъекта Российской Федерации) о внесении изменений и дополнений в федеральный закон (закон субъекта Российской Федерации) о федеральном бюджете (бюджете субъекта Российской Федерации) на текущий финансовый год не допускается.
В случае установления органами государственной власти субъектов Российской Федерации тарифов (цен) на электрическую энергию, поставляемую населению, услуги субъектов естественных монополий на уровне, превышающем предельные уровни, установленные Правительством Российской Федерации, дополнительные расходы бюджетных потребителей и расходы, связанные с выплатой дополнительных дотаций населению, несет бюджет субъектов Российской Федерации и местного самоуправления (консолидированный бюджет).
При регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию, органами государственною регулирования учитываются затраты энергоснабжающих организаций, включая расходы на обеспечение оборотных средств, исходя из порядка расчетов за энергию.
Оплата энергии производится за фактически принятое потребителем количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Если иное не установлено соглашением сторон, оплата электрической энергии производится потребителями до 15 числа текущего месяца.
Государственное регулирование тарифов может проводиться раздельно на электрическую энергию, поставляемую населению в пределах и сверх социальной нормы потребления.
При установлении для отдельных потребителей льготных тарифов на электрическую и тепловую энергию, регулирование которых осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом, не допускается повышение тарифов на электрическую и тепловую энергию для других потребителей."
3. В абзаце первом статьи 3 слова "обусловлено естественной монополией энергоснабжающих организаций и" исключить.
4. В статье 4:
абзац второй изложить в следующей редакции:
"обеспечение баланса экономических интересов поставщиков и потребителей электрической и тепловой энергии на основе доступности указанных видов энергии и с учетом обеспечения экономически обоснованной доходности инвестиционного капитала, вложенного в производство и передачу электрической (тепловой) энергии и деятельность по оперативно-диспетчерскому управлению;";
абзац четвертый изложить в следующей редакции:
"обеспечение открытости и доступности для потребителей и общественности материалов по рассмотрению и утверждению тарифов в соответствии со стандартами раскрытия информации, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации, предусматривающими обязательность публикации, раскрываемой информации, в официальных средствах массовой информации (в которых в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации публикуются официальные материалы органов государственной власти);"
в абзаце четвертом слова "энергетических комиссий" исключить.
5. Статьи 5 - 7 изложить в следующей редакции:
"Статья 5. Полномочия федеральных органов исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов
В области государственного регулирования тарифов Правительство Российской Федерации или федеральный орган исполнительной власти по регулированию естественных монополий:
утверждает нормативно-методическую основу деятельности органов исполнительной власти по государственному регулированию тарифов;
устанавливает основы ценообразования на электрическую и тепловую энергию на территории Российской Федерации, включая порядок определения цены на электрическую энергию, отпускаемую покупателям с оптового рынка электрической энергии (мощности) по регулируемым ценам, с учетом региональных особенностей формирования тарифов на оптовом рынке;
утверждает правила государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию;
определяет порядок рассмотрения разногласий, возникающих между органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности, и потребителями, размер и порядок уплаты сбора, уплачиваемого при обращении для рассмотрения указанных разногласий;
устанавливает порядок определения платы за технологическое присоединение к электрическим сетям;
устанавливает критерии для определения производителей электрической энергии, имеющих право ее продажи по нерегулируемым ценам;
разрабатывает и утверждает единую систему классификации и раздельного учета затрат по видам деятельности энергоснабжающих организаций, а также систему отчетности, представляемую в федеральный орган по регулированию естественных монополий;
определяет предельные объемы и порядок продажи по нерегулируемым ценам электрической энергии (мощности) на оптовом рынке электрической энергии;
формирует сводный прогнозный баланс производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках Единой энергетической системы России по субъектам Российской Федерации с учетом прогнозного топливного баланса, тенденций в развитии коммунальной энергетики, особенностей северного завоза и иных факторов;
осуществляет контроль за использованием инвестиционных ресурсов, включаемых в регулируемые государством тарифы организаций электроэнергетики;
определяет перечень услуг по организации функционирования и развитию Единой энергетической системы России, устанавливает размер абонентной платы за указанные услуги и определяет порядок их оплаты;
устанавливает тариф на услуги по организации функционирования торговой системы оптового рынка электрической энергии (мощности);
устанавливает цены (тарифы) на услуги по обеспечению системной надежности;
устанавливает плату за технологическое присоединение к электрическим сетям;
устанавливает тарифы на услуги по передаче электрической энергии и их предельные (минимальные и/или максимальные) уровни в порядке, установленном настоящим Федеральным законом;
устанавливает тарифы на услуги по оперативно-диспетчерскому управлению;
устанавливает тарифы, или их предельные (минимальные и/или максимальные) уровни, на электрическую энергию, отпускаемую производителями на оптовый рынок электрической энергии (мощности), за исключением продажи ими электрической энергии по нерегулируемым ценам в объемах и порядке, устанавливаемых Правительством Российской Федерации;
устанавливает предельные (минимальные и/или максимальные) уровни цен на электрическую энергию, отпускаемую производителями на оптовый рынок электрической энергии (мощности) по нерегулируемым ценам, в случаях и порядке, устанавливаемых Правительством Российской Федерации;
определяет объемы средств, необходимых для обеспечения безопасности функционирования и развития атомных электростанций, учитываемые при установлении тарифов, или их предельных (минимальных и/или максимальных) уровней, на электрическую энергию, отпускаемую на оптовый рынок электрической энергии (мощности) производителями - владельцами генерирующих мощностей атомных электростанций;
устанавливает предельные (минимальные и/или максимальные) уровни тарифов на электрическую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям;
устанавливает предельные (минимальные и/или максимальные) уровни тарифов на тепловую энергию, производимую электростанциями, осуществляющими комбинированную выработку электрической и тепловой энергии;
рассматривает разногласия, возникающие между органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности, и потребителями, и принимает решения, обязательные для исполнения;
осуществляет контроль за применением государственных регулируемых цен (тарифов) и проводит проверки хозяйственной деятельности организаций, осуществляющих деятельность в сфере регулируемого ценообразования, в части обоснованности размера и правильности применения указанных цен (тарифов).
Правительство Российской Федерации определяет объем полномочий федерального органа по регулированию естественных монополий в рамках перечня полномочий, определенного настоящей статьей, а также иными федеральными законами.
Статья 6. Полномочия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляют следующие полномочия:
установление тарифов на услуги по передаче электроэнергии по распределительным сетям в рамках предельных (минимальных и/или максимальных) уровней тарифов на услуги по передаче электроэнергии по распределительным сетям, устанавливаемых федеральным органом по регулированию естественных монополий, а также тарифов на услуги по передаче тепловой энергии;
установление сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков;
установление тарифов на тепловую энергию, за исключением тепловой энергии, производимой электростанциями, осуществляющими комбинированную выработку электрической и тепловой энергии;
установление тарифов на тепловую энергию, производимую электростанциями, осуществляющими комбинированную выработку электрической и тепловой энергии, в рамках предельных (минимальных и/или максимальных) уровней тарифов на тепловую энергию, производимую электростанциями, осуществляющими комбинированную выработку электрической и тепловой энергии, устанавливаемых федеральным органом по регулированию естественных монополий;
установление тарифов на электрическую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям в рамках предельных (минимальных и/или максимальных) уровней тарифов, устанавливаемых федеральным органом по регулированию естественных монополий, за исключением электрической энергии, продаваемой по нерегулируемым ценам;
осуществляет контроль за применением регулируемых ими цен (тарифов), и проводит проверки хозяйственной деятельности организаций, осуществляющих деятельность в сфере регулируемого ценообразования, в части обоснованности размера и правильности применения указанных цен (тарифов);
принимает участие в формировании сводного прогнозного баланса производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках Единой энергетической системы России по субъектам Российской Федерации.
Регулирование указанных тарифов осуществляется в соответствии с основами ценообразования на электрическую и тепловую энергию на территории Российской Федерации, правилами государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию и иными нормативными правовыми актами и методическими указаниями, утверждаемыми Правительством Российской Федерации или федеральным органом по регулированию естественных монополий.
Решение органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, противоречащее законодательству Российской Федерации об электроэнергетике либо принятое с превышением установленной компетенции, подлежит отмене федеральным органом по регулированию естественных монополий в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий государственное регулирование в соответствии с настоящим Федеральным законом, является юридическим лицом.
Назначение на должность и освобождение от должности руководителя органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего государственное регулирование в электроэнергетике, производится по согласованию с федеральным органом по регулированию естественных монополий.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, вправе по согласованию с соответствующим органом местного самоуправления передавать органам местного самоуправления полномочия по государственному регулированию тарифов на тепловую энергию (за исключением производимой электростанциями, осуществляющими комбинированную выработку электрической и тепловой энергии), отпускаемую от источника тепловой энергии, обеспечивающего снабжение тепловой энергией потребителей, расположенных на территории одного муниципального образования.
Решение органа местного самоуправления, принятое во исполнение переданных в соответствии с настоящей статьей полномочий, противоречащее законодательству Российской Федерации об электроэнергетике либо принятое с превышением установленной компетенции, подлежит отмене соответствующим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
Статья 7. Финансирование федерального органа по регулированию естественных монополий и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов
Финансирование федерального органа по регулированию естественных монополий и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов осуществляется за счет средств, предусматриваемых на эти цели в федеральном бюджете и бюджетах субъектов Российской Федерации соответственно.
Расходы на содержание федерального органа по регулированию естественных монополий и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов осуществляется за счет отчислений, предусмотренных в структуре цен (тарифов) на продукцию (услуги) организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, в порядке, определяемом соответственно Правительством Российской Федерации и субъектами Российской Федерации.
8. Статьи 8 - 15 исключить "."
Статья 2. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Президент Российской Федерации |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.