г. Казань |
|
25 октября 2024 г. |
Дело N А55-21537/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 октября 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 октября 2024 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Ананьева Р.В.,
судей Вильданова Р.А., Королевой Н.Н.,
в отсутствии лиц, участвующих в деле, извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управление социального развития"
на определение Арбитражного суда Самарской области от 18.03.2024 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.07.2024
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управление социального развития" о пересмотре решения Арбитражного суда Самарской области от 02.02.2023 по новым обстоятельствам
по делу N А55-21537/2022
по исковому заявлению администрации городского округа Тольятти Самарской области (ИНН 6320001741, ОГРН 1036301078054), г. Тольятти, к обществу с ограниченной ответственностью "Управление социального развития" (ИНН 6323076142, ОГРН 1046301018763), г. Тольятти, о взыскании задолженности,
УСТАНОВИЛ:
администрация городского округа Тольятти (далее - администрация) обратилась в Арбитражный суд Самарской области с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к обществу с ограниченной ответственностью "Управление социального развития" (далее - ООО "Управление социального развития", общество) о взыскании задолженности по арендной плате по договору аренды земельного участка от 11.02.2016 N 3385 за период с 19.05.2016 по 30.06.2022 в размере 1 301 475,83 руб., неустойки за период с 11.10.2016 по 30.06.2022 в сумме 63 355,42 руб., а также неустойки в размере 0,06% за каждый день просрочки, начисленной на сумму основного долга, начиная с 01.07.2022 по день фактической оплаты долга.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 02.02.2023, с учетом определения об исправлении описки от 19.05.2023, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.06.2023, с общества в пользу администрации взыскана задолженность по арендной плате в размере 1 301 475,83 руб., неустойка за период с 11.10.2016 по 31.03.2022 в сумме 32 860,17 руб., а также неустойка в размере 0,06 % за каждый день просрочки, начисленная на сумму основного долга, начиная с 01.10.2022 по день фактической оплаты долга.
ООО "Управление социального развития" обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о пересмотре решения Арбитражного суда Самарской области от 02.02.2023 по новым обстоятельствам.
Определением Арбитражного суда Самарской области от 18.03.2024, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.07.2024, обществу отказано в удовлетворении заявления.
ООО "Управление социального развития", не согласившись с принятыми судебными актами, обратилось в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить, заявление о пересмотре решения Арбитражного суда Самарской области от 02.02.2023 по новым обстоятельствам удовлетворить.
Заявитель кассационной жалобы указал на неправильное применение судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, а также несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства уведомлены, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, что в силу статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием к рассмотрению кассационной жалобы.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной и проверив в соответствии со статьями 286, 290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, не нашла оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
В силу статьи 309 Арбитражного кодекса Российской Федерации арбитражный суд может пересмотреть принятый им и вступивший в законную силу судебный акт по новым или вновь открывшимся обстоятельствам по основаниям и в порядке, которые предусмотрены в главе 37 Кодекса.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 311 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями пересмотра судебных актов по правилам настоящей главы являются новые обстоятельства - указанные в части 3 данной статьи, возникшие после принятия судебного акта, но имеющие существенное значение для правильного разрешения дела обстоятельства.
Согласно пункту 1 части 3 статьи 311 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации новыми обстоятельствами являются: отмена судебного акта арбитражного суда или суда общей юрисдикции либо постановления другого органа, послуживших основанием для принятия судебного акта по данному делу.
В пункте 7 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2011 N 52 "О применении положений Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при пересмотре судебных актов по новым или вновь открывшимся обстоятельствам" разъяснено, что судебный акт может быть пересмотрен по новым обстоятельствам в связи с отменой судебного акта арбитражного суда или суда общей юрисдикции либо постановления другого органа (пункт 1 части 3 статьи 311 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) только в том случае, если отмененные акты действительно послужили основанием для принятия судебного акта арбитражного суда по данному делу. При этом под отменой постановления другого органа в случае, предусмотренном пунктом 1 части 3 статьи 311 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, следует понимать признание судом по другому делу недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, например, о взыскании платежей и применении санкций, возложении иных обязанностей, а также в случае отмены названных актов, решений вышестоящим органом или должностным лицом в установленном порядке.
Конституционный Суд Российской Федерации в пункте 3 постановления от 06.07.2018 N 29-П сформировал правовую позицию, согласно которой основанием для пересмотра судебного решения по вновь открывшимся или новым обстоятельствам является открытие или возникновение после вступления его в законную силу обстоятельств, имеющих существенное значение для дела. Для исправления же ошибок, допущенных судом при принятии решения, законодательство предусматривает другие формы проверки этого решения вышестоящими судами общей или арбитражной юрисдикции (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 22.01.2014 N 105-О, от 16.07.2015 N 1809-О, от 25.02.2016 N 387-О).
Пересмотр дела по новым или вновь открывшимся обстоятельствам является экстраординарной процедурой, применение которой в целях обеспечения принципа стабильности судебных решений допустимо только в исключительных случаях в целях защиты права лица, ссылающегося на новые или вновь открывшиеся обстоятельства, и не должно нарушать баланса интересов сторон, основанного на этих актах.
Данный правовой подход сформулирован в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.04.2008 N 16034/07.
Ограничение применения данного института вытекает из необходимости соблюдения принципа правовой определенности, в том числе признания законной силы судебных решений, их неопровержимости.
По мнению ООО "Управление социального развития" новым обстоятельством применительно к настоящему делу является то, что решением Самарского областного суда от 18.10.2023 по административному делу N 3а-2143/2023, вступившим в законную силу, установлена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 63:09:0305025:523 по состоянию на 01.01.2022 равной его рыночной стоимости в размере 89 117 335 руб.
В соответствии с абзацем 5 статьи 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в редакции, действующей до 10.08.2020, в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
В пункте 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" разъяснено, что установленная судом кадастровая стоимость используется для исчисления налоговой базы за налоговый период, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, и применяется до вступления в силу в порядке, определенном статьей 5 Налогового кодекса Российской Федерации, нормативного правового акта, утвердившего результаты очередной кадастровой оценки, при условии внесения сведений о новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости. Для иных, предусмотренных законодательством целей, например, для определения арендной платы и выкупной цены, исчисляемых из кадастровой стоимости, установленная судом кадастровая стоимость применяется с 1 января календарного года, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, до даты внесения очередных результатов определения кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости (абзацы третий и пятый статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности).
Федеральным законом от 31.07.2020 N 269-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", вступившим в силу 11.08.2020, внесены изменения, в том числе в статью 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
Согласно статье 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в редакции Федерального закона от 31.07.2020 N 269-ФЗ кадастровая стоимость объекта недвижимости применяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, со дня начала применения кадастровой стоимости, изменяемой вследствие: исправления технической ошибки в сведениях Единого государственного реестра недвижимости, послужившего основанием для такого изменения; внесения изменений в акт об утверждении результатов определения кадастровой стоимости, изменяющий кадастровую стоимость объекта недвижимости в сторону уменьшения; установления кадастровой стоимости в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Пунктом 4 статьи 6 Федерального закона от 31.07.2020 N 269-ФЗ предусмотрено, что сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, которые внесены в Единый государственный реестр недвижимости в результате оспаривания результатов определения кадастровой стоимости в порядке, установленном статьей 22 Федерального закона от 03.07.2016 N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке", применяются с 1 января года, в котором в суд или в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости подано заявление об оспаривании, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Размер арендной платы за использование объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в случаях ее определения на основании кадастровой стоимости таких объектов недвижимости за периоды, предшествующие изменению кадастровой стоимости в соответствии со статьей 22.1 Федерального закона от 03.07.2016 N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке", не изменяется (пункт 8 статьи 6 Федерального закона от 31.07.2020 N 269-ФЗ).
Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 22.04.2014 N 12-П, а также определениях от 18.01.2005 N 7-О, от 29.01.2015 N 211-О указал, что преобразование отношений в той или иной сфере жизнедеятельности не может осуществляться вопреки общему (основному) принципу действия закона во времени, который имеет целью обеспечение правовой определенности и стабильности законодательного регулирования в России как правовом государстве. Это означает, что действие закона распространяется на отношения, права и обязанности, возникшие после введения его в действие. Только законодатель вправе распространить новые нормы на факты и порожденные ими правовые последствия, возникшие до введения соответствующих норм в действие, т.е. придать закону обратную силу (ретроактивность), либо допустить в определенных случаях возможность применения утративших силу норм (ультраактивность). Общим (основным) принципом действия закона во времени является распространение его на отношения, возникшие после введения его в действие. Вместе с тем законодатель вправе распространить новые нормы на факты и порожденные ими правовые последствия, которые возникли до введения соответствующих норм в действие, т.е. придать закону обратную силу (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 18.01.2005 N 7-О).
Решением Арбитражного суда Самарской области от 02.02.2023, с учетом определения об исправлении описки от 19.05.2023, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.06.2023, с общества в пользу администрации взыскана задолженность по арендной плате в размере 1 301 475,83 руб., неустойка за период с 11.10.2016 по 31.03.2022 в сумме 32 860,17 руб., а также неустойка в размере 0,06 % за каждый день просрочки, начисленная на сумму основного долга, начиная с 01.10.2022 по день фактической оплаты долга.
Размер арендной платы за спорный период был определен судами на основании пункта 1 Методики размер арендной платы в год за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, находящиеся на территории Самарской области и предоставляемые для целей, не связанных со строительством, утвержденным постановлением Правительства Самарской области от 06.08.2008 N 308, по формуле: Ап = Скад x Кв x Ки, где Ап - размер арендной платы за земельный участок в год; Скад - кадастровая стоимость земельного участка по состоянию на 1 января расчетного года согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости; Кв - коэффициент вида использования земельного участка, определяемый исходя из вида разрешенного использования земельного участка и утверждаемый правовым актом представительного органа муниципального района, городского округа, городского округа с внутригородским делением с учетом основных принципов определения арендной платы, установленных Правительством Российской Федерации; Ки - коэффициент инфляции расчетного года, определяемый исходя из максимального уровня инфляции (потребительских цен), устанавливаемого в рамках прогноза социально-экономического развития Самарской области.
При этом расчет размера арендной платы за период с 11.10.2016 по 31.12.2020 был осуществлен судами исходя из кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 63:09:0305025:523 в сумме 72 654 438 руб., а за период с 01.01.2021 по 30.06.2022 исходя из кадастровой стоимости данного земельного участка в размере 171 746 111,70 руб., утвержденной постановлением Правительства Самарской области от 27.11.2020 N 935 "Об утверждении результатов определения государственной кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов в Самарской области".
Приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 25.11.2022 N 2181 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости всех учтенных в едином государственном реестре недвижимости земельных участков, расположенных на территории Самарской области, и среднего уровня кадастровой стоимости по муниципальным районам и городским округам Самарской области" по состоянию на 01.01.2022 была утверждена новая кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 63:09:0305025:523 в сумме 174 725 760 руб., которая подлежит применению при определении размера арендной платы с 01.01.2023.
Решением Самарского областного суда от 18.10.2023 по административному делу N 3а-2143/2023, вступившим в законную силу, установлена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 63:09:0305025:523 по состоянию на 01.01.2022 равной его рыночной стоимости в размере 89 117 335 руб.; дата подачи административного иска 21.09.2023.
В рамках рассмотрения административного дела N 3а-2143/2023 ООО "Управление социального развития" оспаривалась кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 63:09:0305025:523 в сумме 174 725 760 руб., утвержденная приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 25.11.2022 N 2181 по состоянию на 01.01.2022 и подлежащая применению с 01.01.2023.
Таким образом, кадастровая стоимость земельного участка в размере 89 117 335 руб., установленная решением Самарского областного суда от 18.10.2023 по административному делу N 3а-2143/2023, подлежит применению при определении размера арендной платы за пользование земельным участком с кадастровым номером 63:09:0305025:523 с 01.01.2023 и не может влиять на размер арендной платы за период с 01.01.2022 по 30.06.2022.
Как правильно отмечено судами, кадастровая стоимость спорного земельного участка в сумме 171 746 111,70 руб., утвержденная постановлением Правительства Самарской области от 27.11.2020 N 935 "Об утверждении результатов определения государственной кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов в Самарской области", исходя из которой судами был рассчитан размер арендной платы за период с 01.01.2022 по 30.06.2022, обществом в установленном законом порядке не оспаривалась и предметом рассмотрения административного дела N 3а-2143/2023 не была.
Аналогичная позиция изложена в постановлениях Арбитражного суда Поволжского округа от 06.04.2023 по делу N А55-22856/2021, от 21.12.2023 по делу N А55-28956/2017 и др.
Ссылка заявителя кассационной жалобы на постановления Арбитражного суда Московского округа от 09.07.2024 по делу N А40-183777/2023, от 16.07.2024 по делу N А40-132288/2021 не может быть принята судебной коллегией во внимание, так как обстоятельства данных дел не тождественны обстоятельствам рассматриваемого дела, поскольку в рамках указанных дел было установлено, что решением судов общей юрисдикции была установлена кадастровая стоимость земельных участков равная рыночной стоимости, применяемая в том числе за период взыскания платы за пользование земельными участками, тогда как в рамках рассмотрения настоящего дела размер арендной платы за период с 01.01.2022 по 30.06.2022 был определен судами исходя из кадастровой стоимости земельного участка в сумме 171 746 111,70 руб., которая обществом в установленном законом порядке не оспаривалась, а кадастровая стоимость данного земельного участка в размере 174 725 760 руб., которая была оспорена ООО "Управление социального развития" в рамках административного дела N 3а-2143/2023, подлежит применению с 01.01.2023 и не применялась судами первой и апелляционной инстанций при расчете размера арендной платы за период с 19.05.2016 по 30.06.2022.
При таких обстоятельствах судебная коллегия считает, что суды первой и апелляционной инстанций пришли к правильному выводу об отсутствии оснований, предусмотренных пунктом 1 части 3 статьи 311 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для пересмотра решения Арбитражного суда Самарской области от 02.02.2023 по новым обстоятельствам.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, полно и всесторонне исследованы судебной коллегией, но в соответствии со статьями 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отклонению, поскольку основаны на ошибочном толковании закона, не опровергают обстоятельств, установленных судами при рассмотрении настоящего дела, не влияют на законность обжалуемых судебных актов, не подтверждены надлежащими доказательствами и направлены на переоценку доказательств, что не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Поскольку нарушений норм материального и процессуального права, которые в соответствии со статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются основанием к отмене или изменению обжалуемых судебных актов, не установлено, судебная коллегия считает необходимым определение Арбитражного суда Самарской области от 18.03.2024 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.07.2024 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Принимая во внимание, что положениями статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей до 08.09.2024, не предусмотрена обязанность уплаты государственной пошлины при подаче заявления о пересмотре судебного акта по вновь открывшимся или новым обстоятельствам, государственная пошлина, уплаченная обществом, подлежит возврату на основании пункта 1 части 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289, 290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда Самарской области от 18.03.2024 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.07.2024 по делу N А55-21537/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Управление социального развития" из федерального бюджета государственную пошлину в размере 3 000 руб., уплаченную платежным поручением от 30.07.2024 N 80.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки установленные законом.
Председательствующий судья |
Р.В. Ананьев |
Судьи |
Р.А. Вильданов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд отклонил кассационную жалобу на определение о пересмотре решения по делу о взыскании задолженности по арендной плате, установив, что новые обстоятельства не влияют на законность ранее принятых судебных актов. Размер арендной платы был правильно определен на основе действующей кадастровой стоимости, которая не оспаривалась в установленном порядке.
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 25 октября 2024 г. N Ф06-7440/24 по делу N А55-21537/2022
Хронология рассмотрения дела:
25.10.2024 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-7440/2024
01.07.2024 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-7947/2024
02.02.2024 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-20939/2023
05.06.2023 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-5689/2023
02.02.2023 Решение Арбитражного суда Самарской области N А55-21537/2022