Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении изменений и дополнений в статью 59 части первой Налогового кодекса Российской Федерации"
В соответствии со статьей 59 части первой Налогового кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации, исполнительные органы субъектов Российской Федерации и местного самоуправления наделены полномочиями по признанию безнадежными к взысканию и списанию недоимки и задолженности по пеням по федеральным, региональным и местным налогам и сборам.
В развитие статьи 59 части первой Налогового кодекса Российской Федерации принято постановление Правительства Российской Федерации от 12 февраля 2001 года N 100 "О порядке признания безнадежными к взысканию и списанию недоимки и задолженности по пеням по федеральным налогам и сборам", в котором установлены исчерпывающий перечень оснований и порядок признания безнадежными к взысканию и списанию недоимки и задолженности по пеням по федеральным налогам и сборам. На основании данного постановления Правительства Российской Федерации в ряде субъектов Российской Федерации и муниципальных образований исполнительными органами субъектов Российской Федерации и местного самоуправления приняты соответствующие нормативные правовые акты, регулирующие основания и порядок признания безнадежными к взысканию и списанию недоимки и задолженности по пеням по региональным и местным налогам и сборам.
Предлагается в статье 59 части первой Налогового кодекса Российской Федерации законодательно закрепить единый исчерпывающий перечень оснований для признания безнадежными к взысканию и списанию недоимки и задолженности по пеням по всем видам налогов и сборов на основании положений, установленных в постановлении Правительства Российской Федерации N 100. В результате установится единый подход для признания безнадежными и списания недоимки и задолженности по пеням по всем видам налогов и сборов на всей территории Российской Федерации. Полномочия по установлению порядка признания безнадежными и списанию недоимки и задолженности по пеням по соответствующим налогам и сборам предлагается сохранить соответственно за Правительством Российской Федерации, исполнительными органами субъектов Российской Федерации и исполнительными органами местного самоуправления.
В соответствии со статьей 59 части первой Налогового кодекса Российской Федерации при списании безнадежной задолженности по налогам и сборам с налогоплательщиков возможно списание только недоимки и безнадежной задолженности по пеням, в то время как безнадежная задолженность по денежным взысканиям (штрафам) списанию не подлежит. Например, если организация прошла процедуру банкротства и исключена из государственного реестра организаций, действующих на территории субъекта Российской Федерации, сумма несписанных штрафов остается числиться в общей задолженности бюджету. В свою очередь, налоговые органы не вправе снять такие организации-налогоплательщики с учета в налоговых органах. Создается ситуация, при которой образовавшаяся недоимка и задолженность по пеням у налогоплательщиков, прошедших процедуру ликвидации или банкротства в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также у физических лиц, признанных умершими в соответствии с законодательством Российской Федерации, могут быть признаны безнадежными и списаны уполномоченными органами. В то время, когда присужденные указанным налогоплательщикам суммы штрафов продолжают за ними числиться. В настоящее время только в Московской области сумма несписанных штрафов с организаций, прошедших процедуру банкротства, составляет около 400 млн. рублей. Невозможность списания присужденных налогоплательщикам, прошедшим процедуру ликвидации или банкротства в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также признанным умершими в соответствии с законодательством Российской Федерации, сумм штрафов, не позволяет реально оценивать суммы задолженности перед бюджетами всех уровней при формировании доходной части соответствующего бюджета.
Для того, чтобы освободить налоговые органы от вынужденных обращений в суд по каждому вопросу о признании безнадежными присужденных сумм штрафов налогоплательщикам, у которых ранее уже признаны безнадежными недоимка и задолженность по пеням в результате проведения процедуры ликвидации или банкротства в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также признания их умершими в соответствии с законодательством Российской Федерации, предлагается распространить основания признания безнадежными недоимки и задолженности по пеням по налогам и сборам на основания признания безнадежными присужденных сумм штрафов.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений и дополнений в статью 59 части первой Налогового кодекса Российской Федерации"
Принятие федерального закона "О внесении изменений и дополнений в статью 59 части первой Налогового кодекса Российской Федерации" не потребует дополнительного финансирования.
Перечень
законов и иных нормативных актов, отмены#, изменения и дополнения которых потребует принятие федерального закона "О внесении изменений и дополнений в статью 59 части первой Налогового кодекса Российской Федерации"
Принятие данного федерального закона "О внесении изменений и дополнений в статью 59 части первой Налогового кодекса Российской Федерации" потребует внесения изменений и дополнений в постановление Правительства Российской Федерации от 12 февраля 2001 года N 100 "О порядке признания безнадежными к взысканию и списания# недоимки и задолженности по пеням по федеральным налогам и сборам", а также иные нормативные акты, регулирующие основания и порядок признания безнадежными недоимки и задолженности по пеням по федеральным, региональным и местным налогам и сборам.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.