г. Казань |
|
01 ноября 2024 г. |
Дело N А12-25838/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 октября 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 01 ноября 2024 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Карповой В.А.,
судей: Королёвой Н.Н., Нафиковой Р.А.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Сафроновой Т.В.
при участии в судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи присутствующих в Арбитражном суде Волгоградской области представителей:
- администрации Волгоградской области - Петрова В.В. (доверенность),
- Комитета по управлению государственным имуществом Волгоградской области - Джумакаевой Е.М. (доверенность),
- Комитета природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области - Богородицкой Н.А. (доверенность),
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационные жалобы администрации Волгоградской области, Комитета по управлению государственным имуществом Волгоградской области
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 09.04.2024 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.06.2024
по делу N А12-25838/2022
по исковому заявлению Федерального агентства лесного хозяйства (ОГРН 1076166000734, ИНН 6166060196) к администрации Волгоградской области (ОГРН 1023403444547, ИНН 3444051965), третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: Комитет природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области (ОГРН 1093459000557, ИНН 3442103030), Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Волгоградской области (ОГРН 1043400443074, ИНН 3445071298), филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Волгоградской области, филиал ФГБУ "Рослесинфорг" "Воронежлеспроект", Комитет по управлению государственным имуществом Волгоградской области (ОГРН1053444031299, ИНН 3444054540), общество с ограниченной ответственностью "Адамас" (ОГРН 1053444076564, ИНН 3444124476), о признании отсутствующим права собственности на часть земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
Федеральное агентство лесного хозяйства (далее - истец, Рослесхоз) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области к администрации Волгоградской области (далее - ответчик, администрация) с исковым заявлением о признании отсутствующим право собственности администрации на часть земельного участка с кадастровым номером 34:28:100028:15, площадью 6833 кв. м, в местах пересечения данного земельного участка с лесным участком Сахарного участкового лесничества Среднеахтубинского лесничества Волгоградской области в координатах указанных в исковом заявлении.
Также истец просит исключить из ЕГРН сведения в части земельного участка с кадастровым номером 34:28:100028:15, площадью 6833 кв. м, в местах пересечения данного земельного участка с лесным участком Сахарного участкового лесничества Среднеахтубинского лесничества Волгоградской области в координатах указанных в исковом заявлении.
Кроме того истец просит установить, что данное решение является основанием для внесения в ЕГРН изменений в сведения о земельном участке с кадастровым номером 34:28:100028:15 в части исключения сведений о площади и границах указанного земельного участка с учетом пересечения данного земельного участка с лесным участком Среднеахтубинского лесничества Среднеахтубинского участкового лесничества Волгоградской области без заявления правообладателя земельного участка с кадастровым номером: 34:28:100028:15, а также основанием для установления координат и площади контуров границ земельного участка с кадастровым номером 34:28:100028:15 согласно каталогу координат.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 09.04.2024, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.06.2024, исковые требования удовлетворены.
В кассационных жалобах администрация Волгоградской области и Комитет по управлению государственным имуществом Волгоградской области просят решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отменить, отказать в удовлетворении заявленных исковых требований, по основаниям, изложенным в кассационных жалобах. Заявители, в кассационных жалобах, приводя в целом аналогичные доводы, указывают, что Рослесхозом избран ненадлежащий способ защиты права, поскольку между сторонами имеет место межевой спор; при исключении в части сведений о площади и границах земельного участка с кадастровым номером 34:28:100028:15 без определения новых координат, подлежащих внесению в ЕГРН, данный земельный участок остается с незамкнутым контуром, что не позволит органу регистрации прав исполнить решение суда. Также заявители указывают, что Рослесхозом пропущен как специальный трехмесячный срок, установленный частью 8 статьи 14 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", так и общий трехлетний срок исковой давности.
Информация о принятии кассационных жалоб к производству, движении дела, времени и месте судебного заседания размещена на официальном сайте Арбитражного суда Поволжского округа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: http://faspo.arbitr.ru/ в соответствии со статьей 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность обжалуемых судебных актов проверена в порядке, предусмотренном главой 35 АПК РФ по доводам, изложенным в кассационных жалобах.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в обоснование исковых требований истец ссылается на следующие обстоятельства.
Комиссией СГБУ ВО "Среднеахтубинское лесничество" Комитета природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области 30.06.2022 проведен осмотр земельного участка с кадастровым номером: 34:28:100028:15 (площадью 14 000 кв. м).
Согласно акту осмотра земельного участка с кадастровым номером 34:28:100028:15 спорный земельный участок расположен на землях лесного фонда в границах части выделов 3,4 квартала 55 Среднеахтубинского участкового лесничества Среднеахтубинского лесничества Волгоградской области; лесной участок Среднеахтубинского участкового лесничества Среднеахтубинского лесничества Волгоградской области, включенный в границы спорного земельного участка, частично относится к лесным землям - выдел 3 - 10 Дпп, частично к нелесным - выдел 4 - пески; спорный земельный участок частично расположен на землях лесного фонда; спорный земельный участок (части выделов 3,4 квартала 55 Среднеахтубинского участкового лесничества Среднеахтубинского лесничества Волгоградской области) относится к категории защитных лесов - леса, расположенные в лесопарковых зонах.
Согласно таксационному описанию 2015 года на спорном земельном участке частично произрастают лесные культуры. Весь участок используется под базу отдыха.
На основании визуального осмотра установлено, что на спорном земельном участке, имеющем наложения на лесной фонд, расположены строения: 15 домиков, элементы декора, бетонные дорожки, деревья, участок частично огорожен металлическим забором.
На спорном земельном участке расположен объект недвижимости (нежилое здание) с кадастровым номером 34:28:010028:3517, общей площадью 1604,8 кв. м. По данным публичной кадастровой карты нежилое здание расположено без координат границ.
В отношении спорного земельного участка уполномоченной организацией (ФГБУ "Рослесинфорг" "Воронежлеспроект") 28.07.2022 подготовлено заключение, согласно которому спорный земельный участок имеет пересечение с землями лесного фонда в части выделов 3,4 квартала 55 Среднеахтубинского участкового лесничества Среднеахтубинского лесничества Волгоградской области. Площадь пересечения составляет 6833 кв. м.
Представлены координаты поворотных точек границы пересекаемой части земельного участка с кадастровым номером 34:28:100028:15 и лесного участка с кадастровым номером: 34:28:000000:497.
Российская Федерация является собственником (правообладателем) земельного участка с кадастровым номером 34:28:000000:497; категория земель: защитные леса; категория защитности - леса, расположенные в лесопарковой зоне; вид использования: для ведения лесного хозяйства.
Сведения об объекте недвижимости (по сведениям из выписки ЕГРН) имеют статус "актуальные, ранее учтенные", адрес: Волгоградская область, район Среднеахтубинский, Среднеахтубинское участковое лесничество, Среднеахтубинское лесничество.
Право собственности Российской Федерации на участок лесного фонда (леса) с кадастровым номером 34:28:000000:497 также подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии 34 АА N 311731 от 14.01.2005.
По сведениям ЕГРН спорный земельный участок имеет категорию: земли особо охраняемых территорий и объектов, вид разрешенного использования: под базу отдыха. На праве собственности владеет: администрация Волгоградской области, дата регистрации права: 03.04.2020.
По мнению истца, спорный земельный участок ответчика расположен в границах особо охраняемых природных территорий; ответчик владеет и пользуется частью земельного участка, принадлежащего Российской Федерации, относящегося к лесному фонду.
Учитывая, что части выделов 3,4 квартала 55 Среднеахтубинского участкового лесничества Среднеахтубинского лесничества Волгоградской области в порядке, установленном федеральным законодательством, в земли иных категорий не переводились, по мнению истца, спорный земельный участок был незаконно сформирован за счет земель лесного фонда.
Истец полагает, что данные обстоятельства указывают на неправомерность владения ответчиком частью спорного земельного участка в границах, определенных координатами поворотных точек.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в суд с заявленными требованиями.
Суд первой инстанции, с выводами которого согласился апелляционный суд, исследовав и оценив представленные в материалы доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, в том числе заключение судебной экспертизы, руководствовался положениями части 1 статьи 8, части 2 статьи 67 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ), а также положениями статьи 4.2 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие ЛК РФ", частей 3, 6, 8 статьи 14 Федерального закона от 21.12.2004 N172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (в редакции Федерального закона от 29.07.2017 N 280-ФЗ), и пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований, установив, что часть земельного участка с кадастровым номером 34:28:100028:15 накладывается на земельный участок из земель лесного фонда с кадастровым номером 34:28:000000:497, который на праве собственности принадлежит Российской Федерации и из собственности Российской Федерации не выбывал; при этом учитывая, что право собственности на спорный земельный участок зарегистрировано за разными публично-правовыми образованиями, руководствуясь разъяснениями, изложенными в пункте 52 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", признал надлежащим избранный способ защиты права.
Арбитражный суд кассационной инстанции, оставляя без изменения решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда, исходит из установленных судом обстоятельств дела и следующих норм права.
В силу статьи 7 ЛК РФ лесным участком является земельный участок, который расположен в границах лесничеств и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства и ЛК РФ.
Лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности (часть 1 статьи 8 ЛК РФ).
Согласно части 1 статьи 67 ЛК РФ на территории земель лесного фонда проводится лесоустройство. Лесоустройство включает в себя, в том числе закрепление на местности местоположения границ лесничеств, участковых лесничеств, лесных участков и земель, на которых расположены эксплуатационные леса, защитные леса, резервные леса, особо защитные участки лесов (часть 1 статьи 68 ЛК РФ).
Лесной реестр представляет собой систематизированный свод документированной информации о лесах, лесничествах, лесных участках и об их границах, количественных и качественных характеристиках лесов (части 1 и 2 статьи 91 ЛК РФ).
Разработанная в отношении лесного участка лесоустроительная документация, информация из Государственного лесного реестра (ГЛР) в виде выписок из таксационных описаний, копий лесоустроительных планшетов, планов лесных насаждений, карт-схем лесничеств подтверждают отнесение лесного участка к землям лесного фонда.
Особенности учета лесных участков в составе земель лесного фонда установлены Федеральным законом от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации".
В части 1 статьи 4.2 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие ЛК РФ" указано, что лесные участки в составе земель лесного фонда, сведения о которых внесены в ГЛР до 01.01.2017, признаются ранее учтенными объектами недвижимости.
Согласно части 3 статьи 14 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (в редакции Федерального закона от 29.07.2017 N 280-ФЗ) в случае, если в соответствии со сведениями, содержащимися в ГЛР, в лесном плане субъекта Российской Федерации, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями ЕГРН, правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами этот земельный участок отнесен к иной категории земель, принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в ЕГРН, либо в соответствии со сведениями, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, при отсутствии таких сведений в этом реестре, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 названной статьи. Правила этой части применяются в случае, если права правообладателя или предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до 01.01.2016.
Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно указывал, что Федеральный закон от 29.07.2017 N 280-ФЗ, которым внесены изменения в статью 14 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", был принят в целях преодоления противоречивого толкования положений законодательства в правоприменительной практике и защиты законных интересов добросовестных приобретателей земельных участков. Федеральный законодатель, установив приоритет сведений о категории земельных участков, содержащихся в правоустанавливающих документах и ЕГРН, исключил возможность произвольного толкования оспариваемого законоположения и, соответственно, изъятия земельных участков у лиц, которые приобрели их на законном основании, только по формальным основаниям их расположения в границах лесничеств и лесопарков в соответствии с данными государственного лесного реестра (определения от 21.09.2017 N 1793-О, 1794-О, 1795-О, от 24.02.2022 N 423-О).
Пунктом 2 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) предусмотрено указание в актах органов власти о предоставлении земельных участков, договорах, государственном кадастре недвижимости и иных документах категории земельных участков, однако по смыслу указанной нормы данные документы лишь фиксируют категорию земель, но не определяют ее. Содержащиеся в названных документах сведения о категории земельного участка в случае возникновения соответствующего спора могут быть изменены.
Из изложенного следует, что положения Федерального закона от 29.07.2017 N 280-ФЗ, устанавливая прежде всего административную процедуру устранения противоречий между сведениями двух публичных реестров (ЕГРН и ГЛР), и условия, при которых отдается приоритет сведениям ЕГРН, направлены на защиту добросовестных приобретателей земельных участков, на которых расположены объекты недвижимости или осуществляется деятельность, не связанная с использованием лесов, полагавшихся на сведения ЕГРН. При этом при возникновении спора о праве положениями названного Закона не исключается необходимость исследования судами вопросов законности формирования спорных участков и законности возникновения прав на них.
Соответственно не может быть признано добросовестным поведение лица, приобретающего права на земельный участок, состоящий преимущественно из многолетних лесных насаждений, что должно было быть очевидным при осмотре участка до совершения с ним сделок, которое не удостоверилось в том, что такой участок не может относиться к землям государственного лесного фонда.
Данная правовая позиция сформулирована в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 17.06.2022 N 301-ЭС21-25438, от 07.03.2024 N 305-ЭС23-24873.
Из правовой позиции, сформулированной в определении Верховного Суда Российской Федерации от 24.12.2020 N 302-ЭС20-13098, следует, что проведение кадастровых работ в отношении земельных участков без учета лесоустроительной документации недопустимо; формирование земельных участков за счет земель лесного фонда, относящихся к федеральной собственности, в отсутствие полномочий является незаконным.
Кроме того, в силу части 6 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" участки лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, но вещные права на которые и их ограничения, в том числе аренда, зарегистрированы в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", признаются ранее учтенными объектами недвижимости. План участка лесного фонда, а также документ, содержащий описание участка лесного фонда и удостоверенный соответствующим органом, осуществляющим государственный учет участков лесного фонда, признается юридически действительным. Лесной участок соответствует участку лесного фонда.
Частью 4 статьи 69 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" предусмотрено, что технический учет или государственный учет объектов недвижимости, в том числе осуществленные в установленном законодательством Российской Федерации порядке до дня вступления в силу Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", признается юридически действительным, и такие объекты считаются ранее учтенными объектами недвижимого имущества. При этом объекты недвижимости, государственный кадастровый учет или государственный учет, в том числе технический учет, которых не осуществлен, но права на которые зарегистрированы в ЕГРН и не прекращены и которым присвоены органом регистрации прав условные номера в порядке, установленном в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", также считаются ранее учтенными объектами недвижимости.
При рассмотрении настоящего спора судом первой инстанции были исследованы вопросы, касающиеся формирования и фактического использования спорного земельного участка.
На основании имеющихся в материалах дела доказательств судом первой инстанции установлено, что земельный участок из земель лесного фонда с кадастровым номером 34:28:000000:497 поставлен на государственный кадастровый учет 14.01.2005 и в силу части 1 статьи 8 ЛК РФ принадлежит на праве собственности Российской Федерации; данный участок является ранее учтенным объектом лесного фонда и из федеральной собственности в установленном порядке не выбывал.
Земельный участок с кадастровым номером 34:28:100028:15 сформирован и поставлен на государственный кадастровый учет 21.12.2005.
Согласно заключению судебной экспертизы от 26.09.2023 N 13/2023, подготовленной ООО "Землеустройство" часть земельного участка с кадастровым номером 34:28:100028:15 накладывается на земельный участок из земель лесного фонда с кадастровым номером 34:28:000000:497. Площадь пересечения составляет 6833 кв. м.
При установленных обстоятельствах, поскольку земельные участки из земель лесного фонда находятся в федеральной собственности и в данном случае являются ранее учтенными объектами недвижимости (часть 1 статьи 8 ЛК РФ, статья 4.2 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие ЛК РФ"), право собственности Волгоградской области на земельный участок с кадастровым номером 34:28:100028:15 зарегистрированы незаконно, в связи с чем суд первой инстанции пришел к правильным выводам о наличии оснований для признания отсутствующими зарегистрированного права ответчика на земельный участок и исключении из ЕГРН сведений о площади и границах данного участка согласно таблице координат.
Доводы кассационных жалоб о том, что Рослесхозом избран ненадлежащий способ защиты, судом кассационной инстанции отклоняется.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) необходимым условием применения того или иного способа защиты гражданских прав является обеспечение восстановления нарушенного права истца и удовлетворение материально-правового интереса.
В силу части 1 статьи 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.
Способы защиты гражданских прав приведены в статье 12 ГК РФ.
Под способами защиты гражданских прав понимаются закрепленные законом материально-правовые меры принудительного характера, посредством которых производится восстановление (признание) нарушенных (оспариваемых) прав.
Таким образом, избранный способ защиты в случае удовлетворения требований истца должен привести к восстановлению его нарушенных или оспариваемых прав.
Земельные споры рассматриваются в судебном порядке (часть 1 статьи 64 ЗК РФ).
Согласно части 1 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету согласно настоящему Федеральному закону, а также ведением ЕГРН и предоставлением предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений, содержащихся в ЕГРН.
ЕГРН является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом сведений (часть 2 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости").
На основании части 2 статьи 8 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" к основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машино-мест, перепланировки помещений.
Частью 9 статьи 14 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" предусмотрено, что информация, содержащаяся в государственных информационных системах, а также иные имеющиеся в распоряжении государственных органов сведения и документы являются государственными информационными ресурсами. Информация, содержащаяся в государственных информационных системах, является официальной. Государственные органы, определенные в соответствии с нормативным правовым актом, регламентирующим функционирование государственной информационной системы, обязаны обеспечить достоверность и актуальность информации, содержащейся в данной информационной системе, доступ к указанной информации в случаях и в порядке, предусмотренных законодательством, а также защиту указанной информации от неправомерных доступа, уничтожения, модифицирования, блокирования, копирования, предоставления, распространения и иных неправомерных действий.
Пунктом 1 статьи 8.1 ГК РФ введены принципы осуществления государственной регистрации прав на недвижимое имущество, среди которых названы принципы публичности и достоверности государственного реестра, обеспечивающие открытость и доступность сведений, содержащихся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, для неограниченного круга лиц, а также достоверность, бесспорность зарегистрированных в реестре прав.
Достоверность государственного реестра означает, с одной стороны, соответствие сведений, содержащихся в ЕГРН, сведениям в документах, на основании которых вносились данные в ЕГРН, с другой - что такие сведения соответствуют объективной реальности.
В соответствии с частью 5 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственная регистрация права в ЕГРН является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное в ЕГРН право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
Ранее аналогичные положения содержались в пункте 1 статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
В пункте 52 постановления Пленума Верховного Суда кодекса Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" разъяснено, что в случаях, когда запись в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими.
Поскольку право собственности на земельный участок площадью 6833 кв. м зарегистрировано за разными публично-правовыми образованиями, суд первой инстанции, учитывая, что в ЕГРН содержатся недостоверные сведения в отношении площади и границ земельного участка с кадастровым номером 34:28:100028:15, признал отсутствующим право собственности Волгоградской области на спорный земельный участок, указав, что решение по настоящему делу является основанием для внесения в ЕГРН изменений в сведения о земельном участке с кадастровым номером 34:28:100028:15 в части исключения сведений о площади и границах указанного земельного участка с учетом пересечения данного земельного участка с лесным участком Среднеахтубинского лесничества Среднеахтубинского участкового лесничества Волгоградской области без заявления правообладателя земельного участка и основанием для внесения сведений, тем самым разрешив возникший между сторонами земельный спор, и устранив правовую неопределенность о принадлежности спорного земельного участка.
Доводы кассационных жалоб о том, что Рослесхозом пропущен общий трехлетний срок исковой давности, также отклоняются.
Судом первой инстанции на основании материалов дела установлено, и не опровергнуто ответчиком, что земельный участок из земель лесного фонда с кадастровым номером 34:28:100028:15 не выбывал из владения Российской Федерации, в связи с чем на требования, рассмотренные судами в рамках настоящего дела срок исковой давности в силу статьи 208 ГК РФ не распространяется, что согласуется с разъяснениями, изложенными в пункте 57 постановления Пленума Верховного Суда кодекса Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав".
Суды также приняли во внимание, что земельный участок с кадастровым номером 34:28:100028:15 в соответствии с положением о природном парке "Волго-Ахтубинская пойма", утвержденным постановлением администрации Волгоградской области от 22.07.2016 N 389-п, располагается в границах особо охраняемой природной территории регионального значения - природный парк "Волго-Ахтубинская пойма".
Администрация Волгоградской области, внося в реестр сведения о земельном участке с кадастровым номером 34:28:100028:15, не могла не знать о том, земельный участок с кадастровым номером 34:28:000000:497, находящийся в собственности Российской Федерации, с которым пересекаются границы участка с кадастровым номером 34:28:100028:15, относится к категории земель: защитные леса, и занят лесами, расположенными в лесопарковой зоне.
Учитывая, что земельный участок с кадастровым номером 34:28:000000:497 находится во владении Российской Федерации, а частичное занятие земельного участка строениями не свидетельствует о его выбытии из владения Российской Федерации, в рассматриваемом случае подлежит применению положение статьи 208 ГК РФ, согласно которой исковая давность не распространяется на требования собственника или иного владельца об устранении всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения не были соединены с лишением владения (статья 304 ГК РФ).
Доводы кассационных жалоб о пропуске Рослесхозом трехмесячного срока, установленного частью 8 статьи 14 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", также не могут быть приняты во внимание, поскольку в данном случае на момент внесения в ЕГРН сведений о земельном участке с кадастровым номером 34:28:100028:15 в ЕГРН уже имелись сведения о земельном участке из земель лесного фонда с кадастровым номером 34:28:000000:497 и о регистрации на него права собственности Российской Федерации, следовательно, регистрация права собственности Волгоградской области на этот участок незаконна.
Доводы кассационных жалоб о том, что при исключении в части сведений о площади и границах земельного участка с кадастровым номером 34:28:100028:15 без определения новых координат, подлежащих внесению в ЕГРН, данный земельный участок остается с незамкнутым контуром, что не позволит органу регистрации прав, исполнить решение суда, признаются несостоятельными. Расположение границ земельного участка с кадастровым номером 34:28:100028:15 подлежит установлению согласно таблице с указанием характерных точек координат, установленных заключением экспертизы.
Аналогичные выводы изложены в постановлениях Арбитражного суда Поволжского округа от 14.10.2024 N А12-33576/2022, от 15.03.2024 N А12-21891/2022.
Учитывая изложенное, оснований для отмены обжалованных судебных актов по доводам, приведенным в кассационных жалобах, у суда округа не имеется.
Доводы, изложенные в кассационных жалобах, являются позицией заявителей по данному спору, приводились ими при рассмотрении дела в судах первой и апелляционной инстанций, получили мотивированную оценку в обжалуемых судебных актах. Иная оценка заявителями установленных судами обстоятельств, а также иное толкование законодательства не свидетельствует о судебной ошибке и не может служить основанием для отмены судебных актов.
Суд кассационной инстанции не вправе переоценивать доказательства и устанавливать иные обстоятельства, отличающиеся от установленных судами нижестоящих инстанций, в нарушение своей компетенции, предусмотренной статьями 286, 287 АПК РФ, как указано в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.03.2013 N 13031/12, а также в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 12.07.2016 N 308-ЭС16-4570, от 16.02.2017 N 307-ЭС16-8149.
Принимая во внимание положения статей 286 и 287 АПК РФ, суд кассационной инстанции не находит правовых оснований для удовлетворения кассационных жалоб, равно как и оснований, предусмотренных статьей 288 АПК РФ для отмены либо изменения принятых по делу судебных актов.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 09.04.2024 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.06.2024 по делу N А12-25838/2022 оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьями 291.1, 291.2. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
В.А. Карпова |
Судьи |
Н.Н. Королёва |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд признал право собственности ответчика на земельный участок незаконным, установив, что он накладывается на земли лесного фонда, принадлежащие Российской Федерации. Исковые требования удовлетворены, и из ЕГРН исключены сведения о площади и границах участка, что устраняет правовую неопределенность о его принадлежности. Кассационные жалобы отклонены как несостоятельные.
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 1 ноября 2024 г. N Ф06-7555/24 по делу N А12-25838/2022