Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении изменения и дополнения в Федеральный закон от 20.06.96 г.N 81-ФЗ "О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности"
Необходимость принятия представленного федерального закона вызвана тем, что определенная категория социально незащищенных лиц (пенсионеры, пенсии которым назначены в связи с работой в организациях по добыче (переработке) угля; инвалиды труда, инвалиды по общему заболеванию; семьи работников, погибших (умерших) в организациях по добыче (переработке) угля; вдовы работников организаций по добыче (переработке) угля не имеет право на безвозмездное предоставление угля для бытовых нужд, т.к. организации по добыче угля, которыми в соответствии с п.4 ст.21 указанного федерального закона должен предоставляться уголь, ликвидированы или находятся в стадии ликвидации. В связи с этим отсутствует источник финансирования данных льгот. При этом согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 03.12.97 N 1523 "О государственном финансировании мероприятий по реструктуризации угольной промышленности" обеспечение бесплатным углем для бытовых нужд этой категории лиц предусмотрено за счет средств государственной поддержки угольной отрасли. Однако на практике (это подтверждается многочисленными обращениями в Совет народных депутатов Кемеровской области, к уполномоченному по правам человека в Кемеровской области, судебной практикой) данная норма не реализуется по причине высшей юридической силы закона по сравнению с подзаконным актом. Поэтому предлагается установить, что источником финансирования льгот по обеспечению бесплатным углем и освобождению от оплаты за энергетические ресурсы для работников ликвидированных или ликвидируемых организаций по добыче угля является федеральный бюджет за счет средств государственной поддержки угольной отрасли.
Кроме того, в целях избежания двойного толкования статьи 21 данного Федерального закона предлагается уточнить, что средства организаций по добыче угля, перечисляемые ими в целях реализации права работников этих организаций на освобождение от оплаты за энергетические ресурсы, относятся к расходам на оплату труда, как это предусмотрено ст.255 Налогового кодекса РФ.
Принятие представленного федерального закона позволит устранить существующую на практике дискриминацию среди работников предприятий угольной промышленности в обеспечении их права на бесплатный уголь и освобождение от оплаты за энергетические ресурсы.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменения и дополнения в Федеральный закон от 20.06.96 N 81-ФЗ "О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности"
Из средств федерального бюджета, выделяемых на 2002 год в соответствии с постановлением Правительства РФ от 03.12.97 N 1523 "О государственном финансировании мероприятий по реструктуризации угольной промышленности" на социальную защиту работников, высвобождаемых в связи с реструктуризацией угольной промышленности, членов их семей, пенсионеров, инвалидов выделено 1 млрд. 666 млн рублей, в том числе на обеспечение бесплатным пайковым углем - 630 млн рублей.
По данным Росуглепрофсоюза, число лиц - работников ликвидированных организаций угольной промышленности (членов их семей), имеющих право на льготу по освобождению от оплаты за энергоресурсы, составляет 108 тыс. человек, число лиц, имеющих право на получение бесплатного пайкового угля, составляет 118,8 тыс. человек.
Таким образом, норма обеспечения бесплатным пайковым углем (по данной же норме рассчитывается норма обеспечения энергоресурсами) составляет:
630 млн рублей:118 800 человек = 5 тыс. 300 рублей,
где:
630 млн рублей - выделено на обеспечение бесплатным пайковым углем в 2002 году
118 800 человек - число получателей бесплатного пайкового угля.
На основании вышеприведенных данных на реализацию льготы по освобождению работников ликвидированных организаций по добыче угля от оплаты за энергоресурсы из федерального бюджета потребуется:
5 тыс. 300 рублей х 108 000 человек = 573 млн рублей.
Однако необходимо учесть, что в связи с тем, что абсолютное большинство ликвидируемых предприятий находится в стадии выполнения технических работ по ликвидации и большинство вопросов, связанных с увольнением трудящихся и выплатой сумм компенсаций по различным направлениям, решены, расходы на эти цели в 2003 году будут резко сокращены, высвобожденные суммы можно направить на реализацию льгот на компенсацию за энергоресурсы. Кроме того, естественная убыль получателей льгот позволит сократить суммы на их реализацию. (Даже в 2002 году за 9 месяцев выделено 420,508 млн рублей, которые использованы не в полном объеме, да и планируемая сумма 466,6 млн рублей на 163,4 млн рублей меньше, чем предусмотрено бюджетом на 2002 год).
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменения и дополнения в Федеральный закон от 20.06.96 N 81-ФЗ "О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности"
Принятие федерального закона "О внесении изменения и дополнения в Федеральный закон от 20.06.96 N 81-ФЗ "О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности" потребует внесения следующего дополнения в постановление Правительства Российской Федерации от 03.12.97 N 1523 "О государственном финансировании по реструктуризации угольной промышленности":
пункт 3 Перечня мероприятий по реструктуризации угольной промышленности, финансируемых за счет средств государственной поддержки, дополнить подпунктом "в" следующего содержания: "в) освобождение от оплаты за энергетические ресурсы при расчете за коммунальные услуги лиц, указанных в подпункте "б" пункта 3 настоящего перечня, проживающих в благоустроенном жилье в городских и сельских поселениях;".
Председатель Совета |
Г.Т.Дюдяев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.