Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении дополнения в Налоговый кодекс Российской Федерации (глава 29 "Водный налог"), изменений и дополнений в другие акты законодательства Российской Федерации, а также о признании утратившим силу Федерального закона "О плате за пользование водными объектами"
В перечень федеральных налогов, предусмотренных 13 статьей Налогового кодекса Российской Федерации, включен водный налог.
В целях приведения законодательства о плате за пользование водными объектами в соответствие с Налоговым кодексом Российской Федерации разработан настоящий федеральный закон.
Водный налог предусмотрен в редакции Федерального закона от 6 мая 1998 г. N 71-ФЗ "О плате за пользование водными объектами" с незначительными изменениями и дополнениями.
В главе установлены специфические ставки налога по бассейнам рек, озер, морей и экономическим районам, исключены отдельные налоговые льготы, установленные действующим законодательством о плате за пользование водными объектами. Кроме того, из объекта налогообложения исключен такой вид пользования водными объектами как сброс сточных вод в водные объекты. В целях сохранения поступлений в бюджет от данного налога одновременно увеличены ставки водного налога за забор воды из водных объектов на сумму, соответствующую поступлениям от платы за сброс сточных вод.
В связи с принятием водного налога предусматривается отмена Федерального закона "О плате за пользование водными объектами", а также федеральных законов от 30 марта 199 г. N 54-ФЗ и от 7 августа 2001 г. N 111-ФЗ, которыми были внесены соответствующие изменения и дополнения в указанный Закон.
Вносятся соответствующие дополнения в статью 48 Бюджетного кодекса Российской Федерации и в статью 19 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации".
Финансово-экономическое обоснование
проекта федерального закона "О внесении дополнения в Налоговый кодекс Российской Федерации (глава 29 "Водный налог"), изменений и дополнений в другие акты законодательства Российской Федерации, а также о признании утратившим силу Федерального закона "О плате за пользование водными объектами"
Принятие федерального закона "О внесении дополнения в Налоговый кодекс Российской Федерации (глава 29 "Водный налог"), изменений и дополнений в другие акты законодательства Российской Федерации, а также о признании утратившим силу Федерального закона "О плате за пользование водными объектами" не потребует дополнительных средств из федерального бюджета.
В настоящее время размеры платы за пользование водными объектами устанавливаются в соответствии с Федеральным законом от 6 мая 1998 г. N 71-ФЗ "О плате за пользование водными объектами" (с изменениями и дополнениями).
Поступления от платы за пользование водными объектами в консолидированный бюджет в 2003 году, рассчитанные исходя из размеров ставок платы за пользование водными объектами, действующими на 1 августа 2002 года, прогнозируются в размере 9 млрд. рублей.
Правительством Российской Федерации направлен в Государственную Думу проект федерального закона "О внесении изменения в статью 4 Федерального закона "О плате за пользование водными объектами", предусматривающего снижение действующих ставок платы для объектов гидроэнергетики с 1 января 2003 года для целей гидроэнергетики с 4,0 - 20,0 рублей до 1,0 - 8,0 рублей за одну тысячу киловатт-часов вырабатываемой электроэнергии на гидроэлектростанциях, что приведет к уменьшению доходной части консолидированного бюджета на сумму порядка 600 млн. рублей.
В связи с этим поступления от платы за пользование водными объектами в 2003 году составят около 8,4 млрд. рублей.
Размеры ставок водного налога, предусмотренные в проекте главы 29 Налогового кодекса Российской Федерации, рассчитаны исходя из действующих ставок платы за пользование водными объектами в соответствии с Федеральным законом "О плате за пользование водными объектами", предполагаемого индекса инфляции на 2004 год в размере 1,17 и объемов поступлений от указанной платы в 2003 году. На основании расчета по указанным исходным параметрам поступления от водного налога в 2004 году, после введения в действие главы 29, могли бы составить порядка 9,8 млрд. рублей.
Однако при формировании доходной части консолидированного бюджета на 2003 год не учитывалась установленная Федеральным законом "О плате за пользование водными объектами" норма, устанавливающая льготу по ставке платы за пользование водными объектами при заборе воды для водоснабжения населения (в размере 60 рублей за одну тысячу кубических метров воды, забранной из водного объекта), срок действия которой, в соответствии с этим Федеральным законом, закончился, начиная с 1 января 2003 года.
В проекте главы 29 указанная льгота восстановлена. Ставка водного налога за пользование водными объектами при заборе воды для водоснабжения населения устанавливается в размере 70 рублей за одну тысячу кубических метров воды, забранной из водного объекта, при средней ставке водного налога за пользование водными объектами при заборе воды из поверхностных и подземных водных объектов в пределах установленных квартальных (годовых) лимитов водопользования в размере 270 рублей за одну тысячу кубических метров забранной воды из этих водных объектов. Применение этой пониженной ставки водного налога снизит прогнозируемые поступления от водного налога (9,8 млрд. рублей) на сумму порядка 1,4 млрд. рублей и поступления в консолидированный бюджет от водного налога в 2004 году составят порядка 8,4 млрд. рублей, что соответствует уровню поступлений, прогнозируемых на 2003 год.
Социально-экономические последствия введения водного налога
Наименование отраслей | Удельный вес водного налога, % |
Целлюлозно-бумажные предприятия | |
в себестоимости выпускаемой продукции | 0,14 |
в стоимости выпускаемой продукции | 0,11 |
в стоимости товаров, выпускаемых из сырья указанных предприятий |
0,04 |
Предприятия металлургии | |
в себестоимости продукции | 0,08 |
в стоимости продукции | 0,02 |
в стоимости товаров, выпускаемых из сырья указанных предприятий |
0,01 |
Пищевая промышленность | |
в себестоимости продукции | 0,19 |
в стоимости продукции | 0,17 |
в ценах реализации | 0,09 |
Электроэнергетика, всего | |
в себестоимости вырабатываемой электроэнергии | 1,4 |
в стоимости электроэнергии, рассчитанной по тарифам для энергопотребителей в том числе: |
0,55 |
- Гидроэнергетика (ГЭС) | |
в себестоимости вырабатываемой электроэнергии | 8,0 |
в стоимости электроэнергии, рассчитанной по тарифам для энергопотребителей |
0,7 |
- Теплоэнергетика (ТЭС) | |
в себестоимости вырабатываемой электроэнергии | 0,9 |
в стоимости электроэнергии, рассчитанной по тарифам для энергопотребителей |
0,5 |
Жилищно-коммунальное хозяйство | |
в себестоимости подаваемой воды | 8,0 |
в стоимости подаваемой потребителям воды | 6,0 |
в тарифах за холодную воду для населения | 3,0 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.