Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении дополнений в Федеральный закон "Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации"
Проект федерального закона "О внесении дополнений в Федеральный закон "Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации" подготовлен с целью дать официальное толкование термина "заграничное плавание".
Разъяснение указанного термина позволит более четко закрепить взаимоотношения между работодателями и работниками в рыбной промышленности, в частности:
- избежать порождающихся правовой неопределенностью конфликтных ситуаций, возникающих между плавсоставом и судовладельцами в части доплат за выполнение рейса загранплавания;
- упростит порядок оформления российских судов, выходящих на работу в исключительную экономическую зону Российской Федерации либо следующих из российского порта в российский порт без выхода за пределы экономической зоны России.
На практике возникает вопрос, является ли равнозначным с точки зрения мореплавания выход судна за пределы территориальных вод в исключительную экономическую зону России без права захода в территориальные воды или порты иностранных государств и плавание судна, в процессе которого оно посещает иностранные порты. Если второй вариант является заграничным плаванием, то первый можно рассматривать как плавание только за пределы границы России или каботаж, поскольку в период плавания судно находится на той территории, которая в соответствии с частью второй статьи 67 Конституции РФ, Российская Федерация осуществляет юрисдикцию и обладает суверенными правами.
Статья 4 действующей редакции N 81-ФЗ "Кодекс торгового мореплавания РФ" раскрывает понятие "каботажа" как перевозку и буксировку в сообщении между морскими портами Российской Федерации. Из этого можно сделать вывод о том, что плавание между портами России, сопряженное с выходом за пределы территориальных вод, заходом в исключительную экономическую зону РФ и возвращением в территориальные воды страны и далее в российский порт является каботажем, а не заграничным плаванием.
Толкование термина "загранплавания" дано в пункте 1.7 нормативно-правовом# акте# Минтранса России N 1184 от 28.10.96 г. "Ставки сборов с судов в морских торговых портах Российской Федерации", где под рейсом загранплавания для российских судов понимается рейс, в котором судно, пришедшее в российский порт выполнило погрузочно-разгрузочные работы в иностранном порту либо уходит для этих целей в иностранный порт.
Следовательно, критерием рейса загранплавания является факт захода в иностранный порт.
Принятие данного законопроекта на федеральном уровне законодательно закрепит понятие "заграничное плавание", что позволит избежать неправильного толкования, которое порождает конфликты в практике применения действующего законодательства.
Проект федерального закона "О внесении дополнений в Федеральный закон "Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации" не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении дополнений в Федеральный закон "Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации"
В случае принятия проекта федерального закона "О внесении дополнений в Федеральный закон "Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации" не подлежат признанию утратившими силу, приостановлению, изменению и дополнению или принятию акты федерального законодательства.
Депутаты Государственной Думы РФ
|
А.И.Романчук |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.