Проект федерального закона N 83224-3
"Об охране почв"
Досье на проект федерального закона
См. пояснительную записку
финансово-экономическое обоснование
перечень законодательных актов для изменения
Глава 1. Общие положения (ст.ст. 1 - 5)
Глава 2. Почвы в Российской Федерации и основы их (ст.ст. 6 - 9)
охраны
Глава 3. Государственное и муниципальное регулирование (ст.ст. 10 - 15)
в области охраны почв
Глава 4. Особенности организации охраны почв (ст.ст. 16 - 22)
Глава 5. Возмещение вреда, причиненного почвам (ст.ст. 23 - 24)
Глава 6. Заключительные положения (ст. 25)
Почвы являются жизненно важным компонентом природной среды, неотъемлемой частью среды обитания человека, растений и животных, основой осуществления хозяйственной и иной деятельности.
Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые основы охраны почв как компонента природной среды и направлен на сохранение благоприятной окружающей среды.
Глава 1. Общие положения
Статья 1. Основные понятия
В настоящем Федеральном законе используются следующие основные понятия:
почвы - естественный или измененный в результате хозяйственной и иной деятельности компонент природной среды, представляющий собой поверхностный слой земли, состоящий из минеральных и органических веществ, воды, воздуха, почвенных организмов и продуктов их жизнедеятельности;
состояние почв - совокупность показателей, характеризующих состав, строение и свойства почв;
качество почв - совокупность свойств почв, определяющая характер и эффективность участия почв в обеспечении благоприятной среды обитания человека, растений и животных;
плодородный слой почвы - верхняя часть почвы, обладающая плодородием (благоприятными для роста растений свойствами);
деградация почв - изменение состояния почв, приводящее к утрате их плодородия, гибели почвенных организмов, иному ухудшению качества почв;
загрязнение почв - поступление в почвы, а также образование в них вредных химических веществ, в том числе радиоактивных, и микроорганизмов, которые ухудшают качество почв, негативно воздействуют на другие компоненты природной среды и окружающую среду в целом;
захламление почв - размещение на поверхности или в толще почв отходов производства и потребления, а также других предметов, которые ухудшают качество почв, негативно воздействуют на другие компоненты природной среды и окружающую среду в целом;
нарушение почв - частичное или полное разрушение, либо физическое (механическое) уничтожение или перекрытие инородным материалом плодородного слоя почв.
Статья 2. Отношения, регулируемые настоящим Федеральным законом
Настоящий Федеральный закон регулирует отношения в области охраны почв как компонента природной среды.
Статья 3. Правовое регулирование отношений в области охраны почв
Правовое регулирование отношений в области охраны почв осуществляется настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Статья 4. Полномочия органов государственной власти Российской Федерации в области охраны почв
К полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области охраны почв относятся:
определение порядка отнесения почв к редким и находящимся под угрозой исчезновения;
установление порядка ведения и ведение Красной книги почв Российской Федерации;
определение порядка ведения почвенных карт и ведение почвенной карты Российской Федерации;
определение порядка отнесения почв к деградированным почвам;
определение порядка обследования земель для оценки состояния почв;
иные полномочия, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Статья 5. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области охраны почв
К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области охраны почв относятся:
отнесение почв к редким и находящимся под угрозой исчезновения на территории субъекта Российской Федерации;
установление порядка ведения и ведение Красной книги почв субъектов Российской Федерации;
отнесение почв к деградированным почвам;
ведение почвенной карты субъекта Российской Федерации;
иные полномочия, не отнесенные к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации.
Глава 2. Почвы в Российской Федерации и основы их охраны
Статья 6. Почвы Российской Федерации
Почвы в Российской Федерации подлежат охране как компонент природной среды на всех категориях земель.
Почвы отображаются на почвенной карте Российской Федерации, почвенных картах субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
Приоритет в сохранении имеют редкие и находящиеся под угрозой исчезновения почвы, а также плодородный слой почвы.
Статья 7. Плодородный слой почвы
При осуществлении хозяйственной и иной деятельности плодородный слой почвы должен сохраняться.
Снятие плодородного слоя почвы осуществляется в случаях, когда осуществление хозяйственной и иной деятельности невозможно без нарушения, загрязнения и иного негативного воздействия на почвы.
Лица, деятельность которых приводит к нарушению, загрязнению и иной порче почв, обеспечивают снятие, транспортирование и хранение плодородного слоя почвы.
Снятый плодородный слой почвы транспортируется, складируется и хранится в условиях, не приводящие к утрате плодородия.
Снятый плодородный слой почвы используется для рекультивации нарушенных (деградированных) земель, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
В случае, когда плодородный слой не может быть использован для рекультивации тех земель, откуда он был снят, то он используется:
для восстановления состояния почв на иных нарушенных (деградированных) землях;
для повышения плодородия почв на малопродуктивных землях;
для целей озеленения.
Вывоз из Российской Федерации снятого плодородного слоя почвы запрещается.
Допускается вывоз из Российской Федерации в установленном порядке образцов почв и почвенных коллекций в научных целях.
Статья 8. Редкие и находящиеся под угрозой исчезновения почвы
Редкие и находящиеся под угрозой исчезновения почвы являются особо охраняемыми природными объектами, которые включены в природозаповедный фонд.
В целях сохранения редких и находящихся под угрозой исчезновения почв земельные участки, на которых они располагаются, могут быть отнесены к землям особо охраняемых природных территорий.
На землях, где расположены редкие и находящиеся под угрозой исчезновения почвы, запрещается осуществление хозяйственной деятельности, которая может привести к деградации редких и находящихся под угрозой исчезновения почв, если иное не установлено федеральным законом.
Порядок отнесения почв к редким и находящимся под угрозой исчезновения почвам, определяется Правительством Российской Федерации.
Статья 9. Деградированные почвы
Деградированные почвы в зависимости от оказанного на них негативного воздействия подразделяются на:
почвы, подвергшиеся химическому, радиоактивному, биологическому загрязнению;
почвы, подвергшиеся захламлению;
почвы, подвергшиеся нарушению в результате хозяйственной и иной антропогенной деятельности;
почвы, подвергшиеся нарушению в результате стихийных бедствий и иных природных явлений;
почвы, подвергшиеся порче в результате одновременно антропогенной деятельности и действия природных явлений.
Восстановление деградированных почв обеспечивается лицами, деятельность которых привела к деградации почв.
Глава 3. Государственное и муниципальное регулирование в области охраны почв
Статья 10. Органы исполнительной власти и органы местного самоуправления, осуществляющие государственное и муниципальное регулирование в области охраны почв
Государственное регулирование в области охраны почв осуществляются# федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом "О Правительстве Российской Федерации".
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное регулирование в области охраны почв, определяются субъектами Российской Федерации.
Муниципальное регулирование в области охраны почв осуществляется органами местного самоуправления.
Статья 11. Нормирование в области охраны почв
Нормирование в области охраны почв является составной частью нормирования в области охраны окружающей среды и здоровья человека и осуществляется в соответствии с законодательством об охране окружающей среды и законодательством в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Статья 12. Государственный учет состояния почв
Государственный учет состояния почв осуществляется посредством ведения почвенных карт, проведения государственного статистического наблюдения за нарушенными и подвергшимися иным видам деградации почвами, снятием, транспортировкой, складированием, хранением и использованием плодородного слоя почвы.
Статья 13. Почвенные карты Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований
Почвенная карта Российской Федерации, почвенные карты субъектов Российской Федерации и муниципальных образований составляются с использованием данных государственного земельного кадастра, государственного экологического мониторинга, обследований земель для оценки состояния почв, и иной документированной информации о почвах, в том числе картографической.
На почвенной карте Российской Федерации, почвенных картах субъектов Российской Федерации и муниципальных образований должны быть отображены редкие и находящиеся под угрозой исчезновения почвы, а также деградированные почвы.
Порядок ведения почвенных карт определяется Правительством Российской Федерации.
Статья 14. Красная книга почв Российской Федерации и красные книги почв субъектов Российской Федерации
В Красную книгу почв Российской Федерации и красные книги почв субъектов Российской Федерации заносятся редкие и находящиеся под угрозой исчезновения почвы.
Красная книга почв Российской Федерации и красные книги почв субъектов Российской Федерации ведутся на основе систематически обновляемых данных о состоянии редких и находящихся под угрозой исчезновения почв.
Красная книга почв Российской Федерации и красные книги почв субъектов Российской Федерации являются сводом данных о соответствующих почвах, а также о необходимых мерах по их охране, в том числе восстановлению.
Порядок ведения Красной книги Российской Федерации определяется Правительством Российской Федерации.
Статья 15. Государственный и муниципальный экологический контроль в области#
При проведении государственного и муниципального экологического контроля осуществляется контроль за соблюдением требований по охране почв.
Глава 4. Особенности организации охраны почв
Статья 16. Оценка воздействия на почвы
Оценка воздействия на почвы проводится в отношении планируемой хозяйственной и иной деятельности, осуществление которой может отразиться на состоянии почв.
Оценка воздействия на почвы осуществляется при проведении оценки воздействия на окружающую среду.
Статья 17. Обследование земель для оценки состояния почв
В целях получения информации о состоянии почв, выявления деградации почв, определения вреда окружающей среде, причиненного в результате нарушения, загрязнения, захламления и иной деградации почв, а также оценки состояния почв после их восстановления, проводятся обследования земель.
При ликвидации и консервации объектов, оказывающих негативное воздействие на почвы, проведение обследования земель для оценки состояния почв обеспечивается лицами, которые использовали эти объекты.
Порядок проведения обследования земель для оценки состояния почв определяется Правительством Российской Федерации.
Статья 18. Документированная информация о состоянии почв
Документированная информация о состоянии почв является открытой и общедоступной.
Документированная информация о состоянии почв, расположенных на землях, сведения о которых отнесены к государственной тайне, является документированной информацией ограниченного доступа.
Статья 19. Охрана почв при планировании и осуществлении хозяйственной и иной деятельности
Хозяйственная и иная деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на почвы, планируется и осуществляется при условии проведения мероприятий по охране почв.
К мероприятиям по охране почв относятся:
восстановление и улучшение состояние почв при проведении рекультивации нарушенных (деградированных) земель;
улучшение состояние почв при проведении рекультивации малопродуктивных земель и земель, предназначенных для озеленения;
создание почвозащитных лесных насаждений;
проведение других мероприятий, направленных на предотвращение и ликвидацию негативных воздействий на почвы (природных и антропогенных).
Статья 20. Восстановление или улучшение состояния почв при проведении рекультивации нарушенных (деградированных) земель
При проведении рекультивации нарушенных (деградированных) земель осуществляется восстановление и улучшение состояния почв как компонента природной среды. Проект рекультивации нарушенных (деградированных) земель должен предусматривать меры по восстановлению и улучшению состояния почв.
Восстановление и улучшение состояния почв при проведении рекультивации осуществляется как на землях, с которых был снят плодородный слой земли, так и на иных нарушенных (деградированных) землях.
Рекультивацию нарушенных (деградированных) земель с восстановлением и улучшением состояния почв осуществляют лица, деятельность которых привела к деградации почв. В других случаях рекультивация нарушенных (деградированных) земель с восстановлением и улучшением состояния почв организуется органами государственной власти и органами местного самоуправления.
Восстановление и улучшение почв при проведении рекультивации нарушенных (деградированных) земель осуществляется в соответствии с земельным законодательством и настоящим Федеральным законом.
Статья 21. Улучшение состояния почв при проведении рекультивации малопродуктивных земель и земель, предназначенных для озеленения
При проведении рекультивации малопродуктивных земель и земель, предназначенных для озеленения, осуществляется улучшение состояния почв как компонента природной среды. Рекультивация малопродуктивных земель и земель, предназначенных для озеленения, может проводиться с использованием плодородного слоя почв, снятого с других земельных участков.
Проект рекультивации малопродуктивных земель и земель, предназначенных для озеленения должен предусматривать меры по восстановлению и улучшению состояния почв как компонента природной среды.
Статья 22. Восстановление деградированных почв
Для целей восстановления деградированных почв соответствующие земли подлежат ограничению в использовании или допускается консервация земель.
Консервации подлежат земли, почвы которых подверглись неустранимому при существующих технологиях нарушению или загрязнению, исключающему дальнейшее использование земель по целевому назначению, и стали представлять угрозу здоровью человека и экологической безопасности.
На землях, подлежащих консервации, запрещается всякая хозяйственная и иная деятельность за исключением деятельности, связанной с предотвращением дальнейшей деградации почв и с охраной окружающей среды.
Ограничения в использовании земельных участков с деградированными почвами, восстановление которых возможно при существующих технологиях, устанавливаются исходя из принадлежности земельных участков к определенной категории и разрешенного вида использования, определяемого при зонировании территорий.
Ограничения в использовании земельных участков с деградированными почвами могут устанавливаться с изменением целевого назначения и видов разрешенного использования земель.
На землях с деградированными почвами проводятся мероприятия по восстановлению деградированных почв в соответствии с проектами консервации земель, рекультивационных и иных восстановительных работ.
Глава 5. Возмещение вреда, причиненного почвам
Статья 23. Возмещение вреда, причиненного почвам
Вред, причиненный почвам в результате их нарушения, загрязнения и иной порчи, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред, в соответствии с законодательством.
Статья 24. Предупреждение причинения вреда почвам
Опасность причинения вреда почвам в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.
Суд может обязать ответчика помимо возмещения вреда почвам приостановить или прекратить деятельность, которая продолжает причинять вред почвам или угрожает им новым вредом.
Глава 6. Заключительные положения
Статья 25. Вступление в силу настоящего Федерального закона и приведение нормативных правовых актов в соответствие с ним
Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Статья 7 в части, регулирующей вывоз из Российской Федерации снятого плодородного слоя почвы, вступает в силу по истечении тридцати дней со дня официального опубликования настоящего Федерального закона.
Правительству Российской Федерации привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.
Президент Российской Федерации
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.