Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 83224-3 "Об охране почв"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "Об охране почв" направлен на охрану почв как одного из жизненно важных компонентов природной среды в целях обеспечения реализации конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду.
Основная предпосылка разработки законопроекта "Об охране почв" состоит в том, что Федеральным законом "Об охране окружающей среды" (статья 4) почвы наряду с землями, недрами, поверхностными и подземными водами, атмосферным воздухом, растительным и животным миром включены в перечень компонентов и объектов окружающей среды, подлежащих охране от загрязнения, истощения, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности.
При этом в Земельном кодексе Российской Федерации и принимаемых в соответствии с ним нормативных правовых актах отмечается тенденция смещения трактовки содержания понятия "земля" в сторону социально-экономических категорий (земля как недвижимое имущество, объект прав собственности и иных прав на землю, пространственный базис осуществления хозяйственной и иной деятельности, природный ресурс и средство производства в сельском и лесном хозяйстве) в ущерб представлений о земле как о природном объекте, охраняемом в качестве важнейшей составной части природы.
Предметом законопроекта "Об охране почв" являются отношения в области охраны почв как компонента природной среды.
Законопроект определяет правовой статус почв, плодородного слоя почвы, редких и находящихся под угрозой исчезновения почв, а также деградированных почв, устанавливает правовые основы охраны почв и восстановления деградированных почв.
Законопроект предусматривает государственное и муниципальное регулирование в области охраны почв, которое включает нормирование в области охраны почв, осуществление государственного учета состояния почв, ведение почвенной карты Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований на основании данных государственного учета состояния почв, специальных обследований земель и другой документированной информации, а также учреждение и ведение Красной книги Российской Федерации, красных книг субъектов Российской Федерации как составных частей правового механизма охраны почв, восстановления деградированных почв.
Законопроект устанавливает требования по восстановлению и# или улучшению состояния почв при проведении рекультивации нарушенных (деградированных) земель, рекультивации малопродуктивных земель и земель, предназначенных для озеленения, а также по восстановлению деградированных почв.
При подготовке законопроекта к рассмотрению Государственной Думой по рекомендации ответственного Комитета Государственной Думы по экологии из проекта исключены все нормы, касающиеся регулирования отношений в области охраны почв как природного ресурса и дублирующие положения других законов.
Принятие закона "Об охране почв" создаст правовые основы государственного регулирования деятельности в области охраны почв как компонента природной среды, обеспечит гармонизацию земельного законодательства и законодательства в области охраны окружающей среды, будет способствовать совершенствованию правового механизма защиты законных прав собственников земли с одновременным повышением их ответственности за нарушение требований по охране почв и в комплексе с мерами организационного, экономического и воспитательного характера позволит предотвратить дальнейшее развитие процессов деградации и загрязнения почв и обеспечит реализацию конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду.
Финансово-экономическое обоснование проекта федерального закона N 83224-3 "Об охране почв"
Реализация положений статей проекта федерального закона "Об охране почв" по установлению нормативов в области охраны почв (ст.11), осуществлению государственного учета состояния почв (ст.12), ведению почвенной карты Российской Федерации (ст.13), Красной книги почв Российской Федерации (ст.14), осуществлению государственного контроля в области охраны почв (ст.15) не потребует привлечения дополнительных средств из федерального бюджета и может быть осуществлена в пределах средств, предусмотренных федеральным бюджетом на осуществление основной деятельности федеральных органов исполнительной власти, таких как Министерство природных ресурсов Российской Федерации, Федеральная служба земельного кадастра России, Министерство сельского хозяйства Российской Федерации, Министерство здравоохранения Российской Федерации и других.
Так, на проведение фундаментальных исследований и содействие научно-техническому прогрессу, включая разработку перспективных технологий и приоритетных направлений научно-технического прогресса из федерального бюджета на 2003 год выделены:
МПР России - 126546,6 тыс.руб.; Росземкадастр - 1795,7 тыс.руб.; Минздрав России - 563223,1 тыс.руб.; Минсельхоз России - 183179,5 тыс.руб.
Кроме того, реализация положений законопроекта может быть осуществлена в рамках финансирования ряда федеральных целевых программ, таких как:
а) "Экология и природные ресурсы" (МПР России), включая подпрограммы "Регулирование качества окружающей среды", "Поддержка особо охраняемых природных территорий";
б) "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития науки и техники на 2002-2006 годы";
в) "Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости (2002-2007 годы)", включая ведение государственного кадастра, мониторинга земель и землеустройства;
г) "Повышение плодородия почв России на 2002-2005 годы" (Минсельхоз России).
Таким образом, реализация положений проекта федерального закона "Об охране почв" не потребует дополнительных расходов из средств федерального бюджета.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "Об охране почв"
В связи с принятием федерального закона "Об охране почв" необходимо разработать и принять:
1. Постановление Правительства Российской Федерации "Об утверждении порядка ведения Красной книги почв Российской Федерации".
2. Постановление Правительства Российской Федерации "Об определении порядка отнесения почв к редким и находящимися под угрозой исчезновения".
3. Постановление Правительства Российской Федерации "Об определении порядка ведения почвенных карт и составлении почвенной карты Российской Федерации".
4. Постановление Правительства Российской Федерации "О порядке отнесения почв к деградированным почвам и обследований земель для оценки состояния почв".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.