Проект федерального закона N 168329-3
"О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О космической деятельности" (по вопросу обеспечения безопасности космической деятельности)
Досье на проект федерального закона
См. пояснительную записку
финансово-экономическое обоснование
перечень законодательных актов для изменения
Статья 1. Внести в Закон Российской Федерации "О космической деятельности" (Российская газета от 6 октября 1993 года; Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 50, ст.5609) следующие изменения и дополнения:
1. Пункт 3 статьи 5 дополнить новым абзацем шестым следующего содержания:
"осуществляет меры по координации деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по обеспечению безопасности населения в районах размещения стартовых комплексов, пусковых установок, баз хранения ракетных топлив, падения отделяющихся частей и полигонов посадки космических объектов, в том числе при реализации международных договоров Российской Федерации;";
абзац девятый после слов "космической техники" дополнить словами ", включая космические объекты, и объектов космической инфраструктуры, а также нормативные правовые акты, регламентирующие вопросы обеспечения безопасности на всех этапах космической деятельности.".
дополнить новыми абзацами шестым, седьмым и восьмым следующего содержания:
"руководит наблюдением за космическими объектами и явлениями, представляющими угрозу жизни и здоровью экипажей пилотируемых космических объектов, персоналу, населению, угрозу нанесения вреда государственной собственности, собственности муниципальных объединений, собственности организаций и граждан, и своевременно информирует органы государственной власти о возникшей угрозе;
организует и проводит работу экспертных комиссий, создаваемых по решению Правительства Российской Федерации в соответствии со статьей 11 настоящего Закона, по расследованию обстоятельств, установлению причин и оценке последствий происшествий при осуществлении космической деятельности в научных и (или) социально-экономических целях, с установлением объема (размера) нанесенного ущерба, в том числе экологического;
участвует в заключении договоров (соглашений) с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации о выделении участков территории под районы падения отделяющихся частей и полигонов посадки космических объектов;";
абзац четырнадцатый изложить в следующей редакции:
"в соответствии с настоящим Законом, другими федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации совместно с соответствующими органами государственной власти организует и контролирует выполнение мероприятий по обеспечению космической и экологической безопасности, при осуществлении космической деятельности в научных и (или) социально-экономических целях, в том числе по международным договорам Российской Федерации;".
3. Часть вторую статьи 7 дополнить новыми абзацами девятым, десятым и одиннадцатым следующего содержания:
"организует и координирует выполнение мероприятий по обеспечению безопасности космической деятельности, осуществляемой в интересах обороны и безопасности Российской Федерации;
организует и проводит работу экспертных комиссий, создаваемых по решению Правительства Российской Федерации в соответствии со статьей 11 настоящего Закона, по расследованию обстоятельств, установлению причин и оценке последствий происшествий при осуществлении космической деятельности в интересах обороны и безопасности Российской Федерации, с установлением объема (размера) нанесенного ущерба, в том числе экологического;
участвует в заключении договоров (соглашений) с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации о выделении участков территории под районы падения отделяющихся частей и полигонов посадки космических объектов;".
4. Статью 22 изложить в следующей редакции:
"Статья 22. Понятие безопасности космической деятельности
В целях настоящего Закона под безопасностью космической деятельности понимается сохранение на всех этапах разработки, создания, испытания и использования (эксплуатации) космической техники, объектов космической инфраструктуры, космических материалов и космических технологий, оказания иных связанных с космической деятельностью услуг, а также при международном сотрудничестве Российской Федерации в области исследования и использования космического пространства, состояния, при котором исключено влияния# опасностей, создающих угрозу:
нанесения вреда жизни и здоровью членов экипажей пилотируемых космических объектов, персонала и населения;
повреждения (выхода из строя) космической техники, включая космические объекты, и объектов космической инфраструктуры;
нанесения ущерба государственной собственности, собственности муниципальных образований, собственности организаций и граждан, вреда окружающей природной среде.".
5. Статью 22 считать статьей 22.1 и изложить в следующей редакции:
"Статья 22.1. Обеспечение безопасности космической деятельности
1. Любая космическая деятельность осуществляется с соблюдением требований безопасности, установленных настоящим Законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Безопасность космической деятельности при использовании (эксплуатации) космической техники, включая космические объекты, обеспечивается организациями, ответственными за использование (эксплуатацию) космической техники, включая космические объекты.
Ответственность и общее руководство работами по обеспечению безопасности космической деятельности возлагается:
при разработке, создании, испытании и использовании (эксплуатации) космической техники, включая космические объекты, и объекты космической инфраструктуры, космических материалов и космических технологий, в интересах науки, техники и различных отраслей экономики - на федеральный орган исполнительной власти по космической деятельности;
при разработке, создании, испытании и использовании (эксплуатации) космической техники военного назначения - на федеральный орган исполнительной власти по обороне;
при разработке, создании, испытании и использовании (эксплуатации) космической техники двойного назначения - на федеральный орган исполнительной власти по космической деятельности и федеральный орган исполнительной власти по обороне.
Космическая деятельность должна осуществляться с учетом обеспечения уровня допустимых антропогенных нагрузок на окружающую природную среду и околоземное пространство.
2. Федеральный орган исполнительной власти по космической деятельности и федеральный орган исполнительной власти по обороне по требованию заинтересованных организаций и граждан обязаны предоставлять информацию об опасности, возникающей при осуществлении космической деятельности.
При возникновении угрозы для безопасности населения и окружающей природной среды федеральный орган исполнительной власти по космической деятельности и федеральный орган исполнительной власти по обороне незамедлительно информируют об этом соответствующие органы государственной власти, а также организации и граждан.
Порядок обеспечения безопасности космической деятельности в районах падения отделяющихся частей и полигонов посадки космических объектов определяется Правительством Российской Федерации.
3. При подготовке и проведении запусков космических объектов по коммерческим проектам и (или) программам организации - заказчики работ вопросы обеспечения безопасности населения и охраны окружающей природной среды, предусмотренные настоящим федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, должны решать на договорной основе с администрацией субъектов Российской Федерации, с территории которых осуществляется запуск космических объектов и (или) на территорию которых падают отделяющиеся части космических объектов.
4. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации должны согласовывать с федеральным органом исполнительной власти по космической деятельности и федеральным органом исполнительной власти по обороне социально-экономические планы развития территорий размещения, создания, испытания и использования (эксплуатации) космической техники, включая космические объекты, и объектов космической инфраструктуры, районов падения отделяющихся частей и полигонов посадки космических объектов, а также территорий, граничащих с указанными районами падений или полигонами посадки.
5. Траектории (трассы) выведения космических объектов на орбиты должны выбираться из условий обеспечения безопасности населения, объектов космической инфраструктуры и охраны окружающей природной среды, повреждения которых может привести к аварии или катастрофе.
Порядок выбора и согласований траектории (трасс) выведения космических объектов на орбиту определяется Правительством Российской Федерации.".
6. Раздел V Закона дополнить новыми статьями 22.2-22.5 следующего содержания:
"Статья 22.2. Основные требования по обеспечению безопасности космической деятельности
1. Безопасность космической деятельности должна обеспечиваться с соблюдением следующих требований:
создания и использования (эксплуатации) надежной и безопасной космической техники, включая космические объекты, и объектов космической инфраструктуры и их сертификации в соответствии со статьей 10 настоящего Закона;
выбора конструктивных и технологических решений, а также проведения организационно-технических мероприятий, направленных на исключение возникновения происшествий, аварий и катастроф;
проведения испытаний по доведению и подтверждению требуемой надежности и безопасности космической техники, включая космические объекты, и объектов космической инфраструктуры;
участия в космической деятельности при разработке, создании, испытании и использовании (эксплуатации) космической техники, включая космические объекты, и объектов космической инфраструктуры, космических материалов и космических технологий, персонала, имеющего необходимый профессиональный уровень подготовки в соответствии со статьей 21 настоящего Закона;
лицензирования космической деятельности в научных и социально-экономических целях организаций и граждан Российской Федерации, иностранных организаций и граждан, находящихся под юрисдикцией Российской Федерации в соответствии со статьей 9 настоящего Закона.
2. Конструкция космической техники, включая космические объекты, и объектов космической инфраструктуры должна предусматривать:
установку и подключение систем обнаружения, распознавания и предотвращение нештатных, в том числе аварийных ситуаций, а также опасных и вредных воздействующих факторов для различных режимов функционирования космической техники, включая космические объекты, и объектов космической инфраструктуры;
исключение самопроизвольного или несанкционированного формирования команд и сигналов оповещения об опасности, включения аварийных средств защиты и спасения на всех режимах эксплуатации и применения.
Статья 22.3. Права членов экипажей пилотируемых космических объектов при осуществлении космической деятельности
Члены экипажей пилотируемых космических объектов при осуществлении космической деятельности имеют право на:
защиту жизни и здоровья;
достоверную информацию об опасностях, которые могут возникнуть в процессе использования (эксплуатации) космической техники, включая космические объекты, и объектов космической инфраструктуры;
внесение предложений должностным лицам федеральных органов исполнительной власти в пределах их компетенции о достаточности принятых мер по обеспечению безопасности, а также по устранению причин и последствий происшествий и аварий, возникших при осуществлении космической деятельности.
Статья 22.4. Особенности обеспечения безопасности космической деятельности при реализации космических проектов и (или) программ по международным договорам Российской Федерации
1. Обеспечение безопасности космической деятельности при реализации космических проектов и (или) программ по международному договору Российской Федерации должно осуществляться в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, международным договором Российской Федерации, настоящим Законом, другими федеральными законами, касающихся вопросов исследования и использования космического пространства и нормативными правовыми актами Российской Федерации.
2. Организации и граждане Российской Федерации, участвующие в реализации космических проектов и (или) программ по международному договору Российской Федерации, обязаны:
обеспечивать безопасность космической деятельности в соответствии с настоящим Законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
в случае выявления опасности, возникающей при осуществлении космической деятельности, информировать о них органы государственной власти Российской Федерации и международные организации в пределах их компетенции;
в соответствии с межправительственными соглашениями в области космической деятельности осуществлять взаимодействие с иностранными организациями и гражданами через органы государственной власти Российской Федерации, специально уполномоченные Правительством Российской Федерации.
Статья 22.5. Государственная экологическая экспертиза
1. Государственная экологическая экспертиза проектов и (или) программ разработки, создании, испытании и использовании (эксплуатации) космической техники, включая космические объекты, и объектов космической инфраструктуры:
является обязательной мерой по защите окружающей природной среды от вредного воздействия факторов функционирования космической техники, включая космические объекты, и объектов космической инфраструктуры;
организуется и проводится специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по охране окружающей природной среды с участием других специально уполномоченных федеральных органов исполнительной власти в соответствии с законодательством Российской Федерации.
2. Объектом государственной экологической экспертизы должны быть проекты государственных программ и планов, предплановая, предпроектная и проектная документация, относящаяся к испытаниям (эксплуатации) космической техники, включая космические объекты, и объектов космической инфраструктуры.".
7. В статье 23:
статью дополнить пунктом 1 следующего содержания:
"1. В целях настоящего Закона применяются следующие основные понятия:
происшествие - событие, возникающее вследствие нарушений работоспособного состояния космической техники, включая космические объекты, и объектов космической инфраструктуры, ошибочных действий персонала, нерасчетных (превышающих допустимый уровень) воздействий на окружающую среду и иных причин;
авария - происшествие без гибели членов экипажа пилотируемого космического объекта, персонала или населения, приведшее к причинению ущерба здоровью членам экипажа, персоналу или населению, срыву решаемых задач космической деятельности, к утрате, повреждениям или иному ущербу космической техники, включая космические объекты, и объектов космической инфраструктуры, государственной собственности, собственности муниципальных образований, собственности организаций и граждан, к превышению допустимых воздействий на окружающую природную среду;
катастрофа - происшествие, связанное с гибелью членов экипажа пилотируемого космического объекта, персонала или населения, или приведшее к срыву решаемых задач космической деятельности, утрате или выходу из строя космической техники, включая космические объекты, и объектов космической инфраструктуры, нанесение вреда окружающей природной среде, требующего проведения специальных природовосстановительных мероприятий.;
пункт 1 считать пунктом 2, слово "законами" заменить словами "настоящим Законом, другими федеральными законами";
статью дополнить новыми пунктами 3 и 4 следующего содержания:
"3. Происшествия, не приводящие к срыву выполнения космических проектов и (или) программ, в том числе по международному договору Российской Федерации, расследуются экспертной комиссией, создаваемой в соответствии со статьей 11 настоящего Закона, в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти по космической деятельности.
4. Аварии и катастрофы, при реализации космических проектов и программ, в том числе по международному договору Российской Федерации, расследуются экспертной комиссией, создаваемой в соответствии со статьей 11 настоящего Закона, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.";
пункт 2 считать пунктом 5.
Статья 2. Предложить Президенту Российской Федерации и поручить Правительству Российской Федерации привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим федеральным законом.
Статья 3. Настоящий федеральный закон вступает в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования.
Президент Российской Федерации
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.