Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О космической деятельности"
(по вопросу обеспечения безопасности космической деятельности)
Настоящий законопроект разработан депутатами Государственной Думы с целью установления нормативно-правовых норм обеспечения безопасности космической деятельности.
Космическая деятельность является одним из приоритетных направлений деятельности государства, занимает ключевое место в геополитике Российской Федерации, направлена на повышение эффективности решения задач экономического развития государства, обеспечения национальной безопасности, способствует развитию отечественной науки и техники. Поэтому правовые нормы обеспечения безопасности космической деятельности должны занимать одно из главных мест, так как космическая деятельность обладает потенциальным источником опасности, и может оказать глобальное воздействие на окружающую природную и антропогенную среду.
В настоящее время основные сферы космической деятельности кроме обеспечения безопасности регулируются Законом Российской Федерации "О космической деятельности" (далее - Закон), а также другими многочисленными федеральными законами, касающимися ратификации соглашений по вопросам космической деятельности и нормативными правовыми актами Российской Федерации.
За пределами правового регулирования остаются ряд серьезных проблем: порядок мобилизации и применения космических систем (комплексов, средств) гражданского назначения в период проведения мобилизационных мероприятий и в военное время; механизм создания и применения космических систем (комплексов, средств) двойного назначения вопросы защиты интеллектуальной собственности государства и Министерства обороны Российской Федерации; механизм страхования рисков, связанных с осуществлением космической деятельности, а также ряд вопросов связанных с обеспечением безопасности космической деятельности в процессе разработки, создания, испытания и использования (эксплуатации) космической техники, включая космические объекты и объектов космической инфраструктуры, а также, связанные с безопасностью космической деятельности права членов экипажей пилотируемых космических объектов.
В Разделе V Закона имеются статьи: статья 22 "Обеспечение безопасности космической деятельности", статья 23 "Расследование происшествий при осуществлении космической деятельности", статья 24 "Поисковые и аварийно-спасательные работы, ликвидация последствий происшествий" и статья 25 "Страхование космической деятельности", которые посвящены отдельным вопросам обеспечения безопасности космической деятельности.
Пункт 1 статьи 22 Закона прямо указывает, что "любая космическая деятельность осуществляется с соблюдением требований безопасности, установленных законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации".
Правительство Российской Федерации в заключении от 9 апреля 2002 года N 2011п-П7 также справедливо указало, что все вопросы, касающиеся обеспечения безопасности космической деятельности, урегулированы не Законом, а "Положением о порядке создания, производства и эксплуатации (применения) космических комплексов", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июля 1998 года.
Следовательно, правовые нормы, которые должны быть урегулированы Законами (ссылка на них в статьях 22 и 23 Закона), регламентируются только правовыми нормативными актами Российской Федерации, что явно недостаточно и противоречит Закону.
Основное назначение настоящего законопроекта - урегулировать сформировавшийся на практике и в нормативных правовых актах Российской Федерации, единый комплексный подход к обеспечению безопасности космической деятельности.
Основные изменения и дополнения касаются раздела V Закона "Безопасность космической деятельности".
В раздел V дополнительно законопроектом предлагается включить: статьи "Понятие безопасности космической деятельности", Основные требования по обеспечению безопасности космической деятельности", "Права членов экипажей пилотируемых космических объектов при осуществлении космической деятельности", "Особенности обеспечения безопасности космической деятельности при реализации космических проектов и (или) программ по международных договорам Российской Федерации" и "Государственная экологическая экспертиза". В законопроекте изменена основная статья 22 "Обеспечение безопасности космической деятельности", в которой изложены правовые нормы механизма реализации.
Одновременно законопроектом предлагается уточнить и дополнить компетенцию Правительства Российской Федерации (пункт 1), Российского авиационно-космического агентства (пункт 2), Министерства обороны Российской Федерации (пункт 3) по вопросам обеспечения безопасности космической деятельности.
Актуальность разработки законопроекта определяется новыми.
Принимаемые меры со стороны Российского авиационно-космического агентства и Министерства обороны Российской Федерации, в основном административного характера, в условиях острого финансового дефицита в значительной мере исчерпали возможности дальнейшего воздействия на обеспечение безопасности космической деятельности, что требует нетрадиционных путей решения, в том числе и разработки настоящего федерального закона.
Реализация данного законопроекта не потребует дополнительного расходования средств из федерального бюджета для осуществления мер по обеспечению безопасности космической деятельности, не повлечет увеличения численного состава федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, образуемых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и не потребует изменения существующего налогового законодательства.
Финансово-экономическое обоснование
проекта федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О космической деятельности" (по вопросу обеспечения безопасности космической деятельности)
Законопроект не предусматривает введение или отмену налогов, освобождение от их уплаты, выпуск государственных займов или изменение финансовых обязательств.
В настоящее время выполнение требований по обеспечению безопасности при осуществлении космической деятельности организуется, проводится и контролируется в соответствии с "Положением о порядке создания, производства и эксплуатации (применения) космических комплексов", утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июля 1998 года (РК-98-КТ).
Ряд мероприятий, прямо или косвенно связанных с обеспечением безопасности персонала, безаварийности космической техники, объектов космической инфраструктуры, безопасности окружающей природной среды, предусмотрены и другими нормативно-техническими и организационными документами. К таким документам относятся программы обеспечения надежности, программы обеспечения экологической безопасности, комплексные программы экспериментальной отработки, программы летных испытаний, комплексные планы эксплуатации космической техники, космической инфраструктуры на текущий период и др.
Поэтому выделить отдельные составляющие материальных затрат и соответствующих финансовых ресурсов, необходимых для обеспечения безопасности космического проекта (программы), практически невозможно, а в некоторых случаях и нецелесообразно, поскольку это может привести к снижению эффективности использования имеющихся средств на различных этапах жизненного цикла образцов космической техники и объектов космической инфраструктуры. Эти затраты определяются уровнем государственной поддержки космической деятельности и ежегодно выделяемых бюджетных ассигнований.
Однако по отдельным вопросам, связанным с обеспечением безопасности космического проекта (программы), некоторые прямые расходы в пределах выделенных средств могут быть оценены. Так, по данным Министерства обороны Российской Федерации затраты по обеспечению безопасности при выполнении НИОКР в интересах Министерства обороны Российской Федерации в 1998-2000 годах составили примерно 1-3% от общих затрат на НИОКР.
Затраты на проведение исследований экологической обстановки в районах падения и посадки отделяющихся частей образцов космической техники составили сумму, равную затратам по обеспечению безопасности при выполнении НИОКР в интересах Министерства обороны Российской Федерации, при этом половина расходов осуществлялась за счет использования внебюджетных средств.
Непосредственные затраты по обеспечению безопасности в районах падения отделяемых частей ракет-носителей ежегодно составляют:
на содержание специальных подразделений - 20-40 млн.руб.;
на аренду авиационных средств - 06-10 млн.руб.;
на проведение медико-биологических исследований - 3-5 млн.руб.
В процессе создания комплексов и их изделий на экспериментальную отработку изделий, являющейся основой обеспечения надежности и безопасности ракетно-космической техники, тратится 55-65% от общей сметной стоимости. Таким образом, по оценочным данным Российского авиационно-космического агентства и Министерства обороны Российской Федерации затраты на обеспечение безопасности космической деятельности составляют ориентировочно до 70% от общей стоимости разработки и реализации конкретного космического проекта (программы, ОКР). По оценке некоторых специалистов расходы на обеспечение безопасности космической деятельности и ориентировочно составляет 1,5-2 млрд.руб. в год, в зависимости от масштаба (объема экспериментальной отработки, количества планируемых запусков ракет-носителей, количества функционирующих космических аппаратов в орбитальной группировке и т.п.), от имеющихся потенциальных источников опасности и возможностей объектов наземной инфраструктуры, а также иных факторов, обеспечивающих и влияющих на эффективность обеспечения безопасности космической деятельности.
В федеральном бюджете выделяется недостаточное количество средств на создание и эксплуатацию ракетно-космической техники, что было отмечено на закрытых парламентских слушаниях "О состоянии и выполнении Федеральной космической программы России на период до 2000 года и международных обязательствах Российской Федерации в области космоса". Следовательно этих средств недостаточно и для обеспечения надежности и безопасности ракетно-космической техники в полном объеме.
Все затраты, связанные с обеспечением безопасности при осуществлении космической деятельности, входят в структуру цены создания и эксплуатации космической техники и объектов космической инфраструктуры и финансируются в рамках средств, выделяемых на реализацию космических проектов, включенных в Федеральную космическую программу России и космический раздел федеральной программы разработки, создания, производства вооружения и военной техники.
Вместе с тем, постоянный рост цен и незначительное увеличение объемов финансирования на Федеральную космическую программу России и на космический раздел федеральной программы разработки, создания, производства вооружения и военной техники, а также нестабильное, неритмичное ежегодное выделение средств, предусмотренных федеральным бюджетом, на космическую деятельность, существенно влияют на уровень отработки ракетно-космической техники, ее качества и надежности, а в конечном объеме влияют на безопасность космической деятельности.
Статьей 12 Закона Российской Федерации "О космической деятельности" предусмотрено финансирование космической деятельности в размере до одного процента валового внутреннего продукта.
В настоящее время в проекте федерального закона "О федеральном бюджете на 2003 год" предусмотрены расходы на космическую деятельность в размере 7651300,0 тыс.рублей. Кроме того, для функционирования международной космической станции предусмотрены дополнительные расходы из раздела "Фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу" в размере 1100000,0 тыс.рублей. По подвижной космической президентской и правительственной связи предусмотрены дополнительные расходы в размере 400000,0 тыс.рублей.
Таким образом, общие расходы на космическую деятельность, связанную с научными и социально-экономическими целями составляет только 0,1% от ВВП, что может сказаться и на обеспечение безопасности космической деятельности.
Перечень
законодательных актов, подлежащих разработке и введению в действие или отмене, в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О космической деятельности" (по вопросу обеспечения безопасности космической деятельности)
В случае принятия федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О космической деятельности" (по вопросу обеспечения безопасности космической деятельности) потребуется внесения # изменений и дополнений в Кодексе # Российской Федерации об административных правонарушениях. Необходимо установить ответственность должностных лиц организаций (независимо от их формы собственности), физических и юридических лиц, виновных в нарушении правовых норм, регулирующих обеспечение безопасности космической деятельности, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации, но которые не повлекли происшествий (аварий и катастроф).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.