Заключение Комитета по труду и социальной политике от 23 января 2003 г.
по проекту федерального закона N 191758-3 "О внесении изменения в статью 25 Федерального закона "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" (внесен депутатами Государственной Думы О.В.Шеиным, А.Н.Белоусовым, А.С.Ивановым, А.К.Исаевым, В.Д.Катальниковым, В.Р.Пашуто, С.И.Неверовым, В.Б.Савостьяновой, В.Т.Сайкиным, А.В.Селивановым, Л.Н.Яркиным)
Целью законопроекта является приведение пункта 3 статьи 25 Федерального закона "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" в соответствие с постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 24 января 2002 г. N 3-П.
Указанным Постановлением определено, что установление в законе требования о получении предварительного согласия соответствующего профсоюзного органа на увольнение профсоюзного работника, совершившего дисциплинарный проступок, являющийся в соответствии с законом основанием для расторжения трудового договора по инициативе работодателя, не соответствует Конституции РФ.
В связи с этим законопроектом предусматривается внесение изменения в статью 25 Федерального закона "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности", в соответствии с которым увольнение руководителей (их заместителей) выборных профсоюзных коллегиальных органов организации, ее структурных подразделений (не ниже цеховых и приравненных к ним), не освобожденных от основной работы, по инициативе работодателей допускается в порядке, предусмотренном Трудовым кодексом Российской Федерации.
Авторы законопроекта указывают, что в действующей редакции ТК РФ указанное Постановление Конституционного Суда уже учтено, т.к. ТК РФ, в отличие от КЗоТ РФ, не содержит требований об обязательном согласовании с профсоюзными органами увольнения профсоюзных работников в связи с прогулом либо нахождением на рабочем месте в состоянии опьянения, без согласия профсоюза.
В соответствии с ТК РФ согласие вышестоящего профсоюзного органа требуется при увольнении только в случаях:
- сокращения численности или штата работников организации (п.2 ст.81 ТК РФ);
- недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации (подп."б" п.3 ст.81 ТК РФ);
- неоднократного неисполнения работником без уважительных причин трудовых обязанностей, если он имеет дисциплинарное взыскание (п.5 ст.81 ТК РФ).
Правительство РФ считает целесообразным принять данный законопроект, указывая при этом, что положения статьи 81 Трудового кодекса РФ соответствуют п.2 Постановления Конституционного Суда РФ от 24 января 2002 года N 3-П.
По мнению Правового управления Аппарата Государственной Думы, увольнение по п.5 ст.81 ТК РФ является увольнением за дисциплинарный проступок и в данной части нормы Трудового кодекса РФ входят в противоречие с Постановлением Конституционного Суда. Однако настоящее замечание не относится к тексту рассматриваемого законопроекта, т.к. в нем содержится только отсылочная норма к соответствующим статьям ТК РФ.
Комитет Государственной Думы по делам общественных объединений и религиозных организаций, который определен в качестве соисполнителя по законопроекту, поддерживает его принятие в первом чтении.
Комитет Совета Федерации по вопросам социальной политики считает возможным концепцию законопроекта поддержать.
С учетом изложенного, Комитет по труду и социальной политике поддерживает проект федерального закона N 191758-3 "О внесении изменения в статью 25 Федерального закона "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" и рекомендует Государственной Думе принять его в первом чтении.
Председатель |
А.В.Селиванов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.