Проект федерального закона N 301506-3
"О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
См. пояснительную записку
финансово-экономическое обоснование
в первом чтении
Глава 1. Общие положения (ст.ст. 1 - 6)
Глава 2. Порядок и условия выплаты возмещения по (ст.ст. 7 - 13)
вкладам
Глава 3. Полномочия органа, осуществляющего функции по (ст.ст. 14 - 18)
страхованию вкладов
Глава 4. Организационные основы системы страхования (ст.ст. 19 - 24)
вкладов
Глава 5. Финансовые основы системы страхования вкладов (ст.ст. 25 - 34)
Глава 6. Заключительные и переходные положения (ст.ст. 35 - 42)
Настоящим Федеральным законом устанавливаются правовые, финансовые и организационные основы функционирования обязательной системы страхования вкладов физических лиц в банках Российской Федерации, компетенция и порядок осуществления деятельности органа управления обязательной системой страхования вкладов, процедура выплаты возмещения по вкладам, регулируются отношения между банками Российской Федерации, органом управления системой страхования вкладов, Центральным банком Российской Федерации (Банком России) и органами исполнительной власти Российской Федерации.
Глава 1. Общие положения
Статья 1. Цели настоящего Федерального закона и отношения, им регулируемые
1. Целями настоящего Федерального закона являются защита прав и интересов вкладчиков банков, укрепление доверия к банковской системе и стимулирование привлечения сбережений населения в банковскую систему Российской Федерации.
2. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения по созданию и функционированию обязательной системы страхования вкладов физических лиц в российских банках (далее - система страхования вкладов), формированию и использованию ее денежного фонда, выплате возмещения по вкладам при наступлении страховых случаев, а также отношения по осуществлению государственного контроля за функционированием системы страхования вкладов и иные отношения, возникающие в данной сфере.
Настоящий Федеральный закон не распространяется на иные способы страхования вкладов физических лиц для обеспечения их возврата и выплаты доходов по ним.
3. В соответствии с целями настоящего Федерального закона устанавливаются особенности правового статуса участников и определения существенных условий обязательного страхования вкладов, порядка наступления страхового случая, уплаты страховых взносов и получения страхового возмещения по обязательному страхованию вкладов.
4. Отношения, связанные с созданием и функционированием системы страхования вкладов, регулируются настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, когда предметом регулирования являются правоотношения, регулируемые настоящим Федеральным законом и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации и нормативными актами Центрального банка Российской Федерации (далее - Банк России).
Статья 2. Основные понятия
Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:
банк - кредитная организация, имеющая разрешение Банка России на привлечение во вклады денежных средств физических лиц и на открытие и ведение банковских счетов физических лиц, выдаваемое Банком России банкам в порядке, установленном Федеральным законом "О банках и банковской деятельности";
вклад - денежные средства в валюте Российской Федерации или иностранной валюте, размещаемые физическими лицами в банке в целях хранения и получения дохода и (или) осуществления расчетов на основании договора банковского вклада или договора банковского счета, включая капитализированные (причисленные) проценты, увеличившие сумму вклада;
реестр банков - перечень банков, состоящих на учете в системе страхования вкладов;
вкладчик - гражданин Российской Федерации, иностранный гражданин или лицо без гражданства, заключившие с банком договор банковского вклада или договор банковского счета, а также иное физическое лицо, в пользу которого внесен вклад;
возмещение по вкладам (страховое возмещение) - денежная сумма, подлежащая выплате вкладчику в соответствии с настоящим Федеральным законом при наступлении страхового случая;
лицензия Банка России - разрешение на привлечение во вклады денежных средств физических лиц и на открытие и ведение банковских счетов физических лиц, выдаваемое Банком России банкам в порядке, установленном Федеральным законом "О банках и банковской деятельности";
дефицит - недостаток фонда страхования вкладов для осуществления возмещений по вкладам в установленные настоящим Федеральным законом сроки.
Статья 3. Основные принципы системы страхования вкладов
Основными принципами системы страхования вкладов являются:
обязательность участия банков в системе страхования вкладов;
сокращение рисков наступления неблагоприятных последствий для вкладчиков в случае неисполнения банками своих обязательств и экономное использование фонда страхования вкладов;
прозрачность деятельности системы страхования вкладов;
накопительный характер формирования фонда страхования вкладов за счет регулярных страховых взносов банков - участников системы страхования вкладов.
Статья 4. Участники системы страхования вкладов
Участниками системы страхования вкладов являются:
вкладчики, признаваемые для целей настоящего Федерального закона выгодоприобретателями;
банки, признаваемые для целей настоящего Федерального закона страхователями;
орган управления системой страхования вкладов, определяемый настоящим Федеральным законом и признаваемый страховщиком (далее - Агентство);
органы исполнительной власти Российской Федерации и Банк России при осуществлении ими функций, вытекающих из настоящего Федерального закона.
Статья 5. Вклады, страхование которых осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом
1. В соответствии с настоящим Федеральным законом подлежат страхованию вклады в порядке, размерах и на условиях, которые установлены главой 2 настоящего Федерального закона, за исключением денежных средств, указанных в пункте 2 настоящей статьи.
2. В соответствии с настоящим Федеральным законом не подлежат страхованию денежные средства:
размещенные на банковских счетах физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, если эти счета открыты в связи с указанной деятельностью;
размещенные физическими лицами в банковские вклады на предъявителя, в том числе удостоверенные сберегательным сертификатом и/или сберегательной книжкой на предъявителя;
переданные физическими лицами банкам в доверительное управление;
размещенные на условиях, по которым предусматривается начисление процентов, превышающих в полтора раза ставку рефинансирования в годовом исчислении;
размещенные во вклады в филиалах российских банков, находящихся за пределами территории Российской Федерации.
Статья 6. Участие банков в системе страхования вкладов
1. Участие в системе страхования вкладов в соответствии с настоящим Федеральным законом обязательно для всех банков.
2. Банки уплачивают страховые взносы в фонд страхования вкладов и представляют информацию в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
3. Выплата Агентством возмещения по вкладам вкладчику (или его представителю) в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, за счет фонда страхования вкладов не освобождает банк, в отношении которого наступил страховой случай, от обязанности возместить фонду страхования вкладов выплаченное из этого фонда возмещение по вкладам в пределах суммы и в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
4. Банки обязаны:
предоставлять вкладчикам информацию о своем участии в функционировании системы страхования вкладов, о порядке и размерах получения возмещения по вкладам;
размещать информацию о системе страхования вкладов в доступных для вкладчиков помещениях банка, в которых осуществляется оформление правоотношений с вкладчиками.
Глава 2. Порядок и условия выплаты возмещения по вкладам
Статья 7. Права вкладчиков
1. Вкладчики имеют право:
получать возмещение по вкладам в порядке, установленном настоящим Федеральным законом;
сообщать Агентству о фактах задержки банком исполнения обязательств по вкладам;
получать от банка, в котором они размещают вклад, и от Агентства информацию об участии банка в системе страхования вкладов.
2. Получение вкладчиком от Агентства возмещения по вкладам не лишает вкладчика права на удовлетворение требований к банку, у которого наступил страховой случай, в размере, равном разнице между суммой требований вкладчика к данному банку и полученным вкладчиком возмещением по вкладам.
Статья 8. Страховой случай
1. Для целей настоящего Федерального закона страховым случаем признается одно из следующих обстоятельств:
отзыв (аннулирование) у банка лицензии Банка России на осуществление банковских операций в соответствии с Федеральным законом "О банках и банковской деятельности";
введение Банком России в соответствии с действующим законодательством моратория на удовлетворение требований кредиторов банка.
2. Страховой случай считается наступившим с момента вступления в силу акта Банка России об отзыве (аннулировании) у банка лицензии на осуществление банковских операций либо акта Банка России о введении моратория на удовлетворение требований кредиторов банка.
Указанные акты Банка России подлежат опубликованию в официальных источниках.
Статья 9. Момент возникновения права на возмещение по вкладам
1. Право вкладчика на возмещение по вкладам возникает со дня наступления страхового случая.
2. С момента возникновения права на возмещение по вкладам не допускается полная или частичная уступка вкладчиком другому лицу права требования, вытекающего из договора банковского счета или банковского вклада, заключенного с банком, в отношении которого страховой случай считается наступившим.
Статья 10. Порядок обращения за возмещением по вкладам
1. Вкладчик банка (или его представитель) вправе обратиться в Агентство с требованием о возмещении по вкладам с момента наступления страхового случая, но не позднее шести месяцев с момента возникновения права на возмещение по вкладам.
2. В исключительных случаях по решению совета директоров Агентства предельный срок обращения с требованием о возмещении по вкладам может быть продлен Агентством не более чем на три месяца.
В случае пропуска вкладчиком срока для обращения с требованием о возмещении по вкладам указанный срок подлежит восстановлению по решению Агентства при наличии одного из следующих обстоятельств:
обращению вкладчика с требованием о выплате возмещения по вкладам препятствовало чрезвычайное и непредотвратимое при данных условиях обстоятельство (непреодолимая сила);
вкладчик проходит военную службу по призыву или находится в составе Вооруженных Сил Российской Федерации (других войск, воинских формирований, органов), переведенных на военное положение, - на период такой службы (военного положения);
причина пропуска связана с личностью вкладчика (в том числе с тяжелой болезнью, беспомощным состоянием).
Вкладчик, пропустивший срок обращения с требованием о возмещении по вкладам, вправе обратиться в суд с заявлением о восстановлении срока обращения с требованием о возмещении по вкладам. Суд восстанавливает срок обращения с требованием о, возмещении по вкладам в случае признания причины пропуска срока обращения уважительной.
3. При обращении в Агентство о выплате возмещения по вкладам вкладчик представляет:
заявление по форме, определенной Агентством;
документы, удостоверяющие личность вкладчика (его доверенного лица);
в случае обращения вкладчика через доверенное лицо представляется нотариально удостоверенная доверенность.
Статья 11. Предельный размер возмещения по вкладам
1. Предельный размер возмещения по вкладам каждому вкладчику устанавливается исходя из суммарного размера обязательств перед этим вкладчиком у банка, в отношении которого страховой случай считается наступившим. При исчислении суммарного размера обязательств банка перед вкладчиком в расчет принимаются только вклады, застрахованные в соответствии со статьей 5 настоящего Федерального закона.
2. В случае если страховой случай считается наступившим в отношении нескольких банков, вклады в которых имеет вкладчик, предельный размер возмещения по вкладам применяется в отношении каждого такого банка отдельно.
3. Предельный размер возмещения по вкладам устанавливается в следующих размерах:
по вкладам с суммарным размером обязательств перед вкладчиком до 20000 рублей - 100 процентов от суммы обязательств банка перед вкладчиком;
по вкладам свыше 20000 рублей - 20000 рублей плюс 75 процентов от суммы обязательств банка перед вкладчиком, превышающей 20000 рублей.
Предельный размер общего возмещения по вкладам не может превышать 95000 рублей.
4. Конкретный размер возмещения по вкладам рассчитывается исходя из размера остатка денежных средств по вкладу (вкладам) вкладчика в банке на конец дня наступления страхового случая.
В случае если обязательство банка, у которого наступил страховой случай, перед вкладчиком выражено в иностранной валюте, конкретный размер возмещения по вкладам рассчитывается в валюте Российской Федерации по курсу, установленному Банком России на день, предшествующий дню наступления страхового случая.
5. Если банк, в отношении которого страховой случай считается наступившим, выступал по отношению к вкладчику также в качестве кредитора, размер возмещения по вкладам определяется исходя из разницы между суммарным размером обязательств банка и размером встречных требований данного банка к вкладчику, возникших до дня наступления страхового случая.
Статья 12. Порядок выплаты возмещения по вкладам
1. Агентство в течение семи дней со дня наступления страхового случая направляет в банк, в отношении которого страховой случай считается наступившим, а также в "Российскую газету", "Вестник Банка России" и печатный орган по месту расположения банка и его филиалов сообщения о месте, времени, форме и порядке приема заявлений вкладчиков о выплате возмещения по вкладам. Данные сообщения подлежат опубликованию в названных печатных органах не менее трех раз в течение первого месяца со дня наступления страхового случая.
Указанную в абзаце первом настоящего пункта информацию вкладчик вправе получить непосредственно в банке, в отношении которого страховой случай считается наступившим, а также в Агентстве.
2. Для осуществления выплат возмещения по вкладам Агентство ведет реестр требований вкладчиков по каждому банку, в отношении которого страховой случай считается наступившим. Порядок ведения реестра требований вкладчиков определяется правлением Агентства по согласованию с Банком России.
3. При предъявлении вкладчиком (или его представителем) в Агентство документов, предусмотренных пунктом 3 статьи 10 настоящего Федерального закона, Агентство предоставляет вкладчику (или его представителю) расчет конкретного размера возмещения по его вкладам, исходя из документов, которыми располагает банк и Агентство.
В случае согласия вкладчика (или его представителя) с представленным расчетом Агентство выплачивает согласованную сумму в течение трех рабочих дней с момента согласования, но не ранее четырнадцати дней с момента наступления страхового случая.
В случае несогласия вкладчика (или его представителя) с представленным расчетом вкладчик дополнительно представляет в Агентство документы, подтверждающие право вкладчика на возмещение по вкладам.
После выверки и согласования конкретного размера возмещения на основании дополнительно представленных документов Агентство выплачивает согласованную сумму в установленном порядке.
При несогласии с расчетом вкладчик (или его представитель) вправе обратиться в суд в соответствии с законодательством Российской Федерации.
При выплате возмещения по вкладам Агентство предоставляет вкладчику справку о выплаченных суммах и вкладах, в счет возмещения которых они были выплачены.
4. Выплата возмещения по вкладам может осуществляться по заявлению вкладчика как наличными денежными средствами, так и путем перечисления денежных средств на счет в банке, указанный вкладчиком.
5. Прием от вкладчиков заявлений о выплате возмещения по вкладам и иных документов, а также непосредственно выплата возмещения по вкладам могут осуществляться Агентством через уполномоченные банки, действующие от его имени и за его счет. Порядок взаимодействия уполномоченных банков с Агентством, включая нормы компенсации затрат уполномоченных банков, устанавливается советом директоров Агентства. Порядок конкурсного отбора уполномоченных банков устанавливается советом директоров Агентства по согласованию с федеральным антимонопольным органом.
6. Выплата возмещения по вкладам производится только в валюте Российской Федерации.
Статья 13. Переход прав требования вкладчика после выплаты возмещения по вкладам
1. К Агентству, выплатившему возмещение по вкладам, переходит в пределах выплаченной суммы право требования, которое вкладчик имел к банку, в отношении которого наступил страховой случай.
2. На сумму вклада, определяемую как разница между фактическим размером вклада и размером выплаченного возмещения по вкладу, вкладчик сохраняет право требования к банку, в отношении которого страховой случай считается наступившим. Удовлетворение такого права требования вкладчика к банку осуществляется в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.
3. После выплаты возмещения по вкладам Агентство принимает меры по взысканию задолженности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Сумма взысканной Агентством задолженности подлежит зачислению в фонд страхования вкладов.
4. По истечении срока действия моратория на удовлетворение требований кредиторов банка, установленного Банком России, Агентство вправе предоставить банку, вкладчикам которого были осуществлены выплаты возмещения по вкладам, отсрочку или рассрочку по погашению задолженности.
Отсрочка по погашению задолженности может быть предоставлена на срок до шести месяцев с единовременной уплатой суммы задолженности.
Рассрочка по погашению задолженности может быть предоставлена на срок до одного года с поэтапной уплатой суммы задолженности.
На сумму задолженности начисляются проценты исходя из ставки, равной одной второй ставки рефинансирования Банка России, действовавшей в период отсрочки или рассрочки.
Глава 3. Полномочия органа, осуществляющего функции по страхованию вкладов
Статья 14. Орган, осуществляющий функции по страхованию вкладов
1. Органом, осуществляющим функции по страхованию вкладов (Агентством), является государственная корпорация "Агентство по реструктуризации кредитных организаций".
2. Целями деятельности государственной корпорации "Агентство по реструктуризации кредитных организаций" в соответствии с настоящим Федеральным законом является обеспечение выплаты возмещения вкладчикам банков и обеспечение функционирования системы страхования вкладов.
3. Организационная структура государственной корпорации "Агентство по реструктуризации кредитных организаций", полномочия ее органов управления, а также права и обязанности ее служащих определяются Федеральным законом "О реструктуризации кредитных организаций" и настоящим Федеральным законом.
Статья 15. Полномочия Агентства
При осуществлении функций по страхованию вкладов Агентство:
организует учет банков (ведет реестр банков);
осуществляет сбор страховых взносов банков и контроль за их поступлением в фонд страхования вкладов;
осуществляет мероприятия по учету требований вкладчиков и выплате им возмещения по вкладам;
имеет право обращаться в Банк России с предложением о применении к банкам, нарушившим нормы настоящего Федерального закона, мер ответственности, предусмотренных статьей 74 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" и нормативными актами Банка России;
размещает временно свободные средства фонда страхования вкладов в порядке, определенном настоящим Федеральным законом;
имеет право требовать от банков размещения информации о системе страхования вкладов и об участии в ней банка в доступных для вкладчиков помещениях банка, в которых осуществляется обслуживание вкладчиков;
осуществляет иные действия, направленные на достижение поставленной перед Агентством в соответствии с настоящим Федеральным законом цели;
определяет порядок расчета страховых взносов.
Статья 16. Полномочия совета директоров Агентства
При осуществлении функций по страхованию вкладов совет директоров Агентства:
утверждает предложения о прогнозируемом размере расходов из федерального бюджета для покрытия дефицита фонда страхования вкладов в очередном году и направляет их в Правительство Российской Федерации для включения в проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной год;
устанавливает ставку страховых взносов банков в фонд страхования вкладов;
определяет направления и условия инвестирования временно свободных средств фонда страхования вкладов, в том числе предельный размер средств инвестирования;
принимает решение о наличии дефицита фонда страхования вкладов и механизмах его покрытия при наступлении страхового случая и направляет предложения в Правительство Российской Федерации;
принимает решение о перечислении в федеральный бюджет полученных в соответствии с настоящим Федеральным законом средств федерального бюджета после восстановления финансовой устойчивости фонда страхования вкладов;
принимает решение о продлении срока выплаты гражданам возмещения по вкладам;
утверждает порядок расчета страховых взносов банков в фонд страхования вкладов;
утверждает годовой отчет о деятельности системы страхования вкладов;
утверждает порядок предоставления отсрочки или рассрочки в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Статья 17. Полномочия правления Агентства
При осуществлении функций по страхованию вкладов правление Агентства:
принимает решение о выплате возмещения вкладчикам;
принимает решение о снятии банка с учета в Агентстве;
обращается в Банк России с предложением о принятии к банку мер ответственности в соответствии со статьей 74 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)";
вносит на утверждение в совет директоров предложения о развитии системы страхования вкладов физических лиц в банках, о размере фонда страхования вкладов, достаточного для выплат возмещения по вкладам, прогнозируемых в предстоящем году, по инвестиционной политике;
направляет совету директоров Агентства уведомление о наличии дефицита фонда страхования вкладов на основе данных реестров, ведение которых предусмотрено пунктом 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, не позднее трех дней с даты составления очередного реестра;
осуществляет иные полномочия, предусмотренные настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.
Статья 18. Отчетность Агентства в части выполнения функций, определенных настоящим Федеральным законом
1. Отчетный период Агентства устанавливается с 1 января по 31 декабря включительно.
2. Годовой отчет Агентства о состоянии системы страхования вкладов, заверенный аудитором, составляется ежегодно не позднее 15 февраля года, следующего за отчетным, и утверждается советом директоров Агентства до 15 марта.
Годовой отчет о состоянии системы страхования вкладов направляется в Правительство Российской Федерации и в Банк России.
Годовой отчет о состоянии системы страхования вкладов подлежит обязательному опубликованию в "Вестнике Банка России" и "Российской газете".
3. Годовой отчет Агентства о состоянии системы страхования вкладов включает:
отчет о деятельности Агентства за прошедший отчетный период с анализом состояния системы страхования вкладов и использования средств фонда страхования вкладов;
отчет о движении фонда страхования вкладов;
отчет о доходах, полученных от размещения временно свободных средств фонда страхования вкладов;
Глава 4. Организационные основы системы страхования вкладов
Статья 19. Основы взаимодействия Агентства и Банка России
1. Агентство и Банк России координируют свою деятельность и информируют друг друга по вопросам осуществления мероприятий по страхованию вкладов.
2. В целях информационного обеспечения функционирования системы страхования вкладов Банк России направляет Агентству отчетность и иную информацию в соответствии с настоящим Федеральным законом.
3. Банк России вправе привлекать служащих Агентства при проведении проверок в части выяснения объема и структуры обязательств банков, а также оценки правильности расчета страховых взносов.
4. Банк России не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия соответствующего решения, информирует Агентство:
о выдаче банку лицензии Банка России;
о принятии решения о проведении проверки банка по предложению Агентства;
о применении Банком России к банку мер ответственности в виде наложения запрета (ограничения) на привлечение вкладов граждан, назначения временной администрации, осуществляющей управление банком, отзыва (аннулирования) лицензии Банка России на осуществление банковских операций;
о введении моратория на удовлетворение требований кредиторов банка.
5. Агентство не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия соответствующего решения, информирует Банк России:
о включении банка в реестр банков (перечень банков), формируемый в соответствии с настоящим Федеральным законом, и об исключении банка из указанного реестра;
об изменении ставки страховых взносов.
6. Агентство вправе обращаться в Банк России с предложениями:
о проведении проверки банка Банком России. Порядок участия служащих Агентства в таких проверках, их права и обязанности устанавливаются нормативными актами Банка России по согласованию с Агентством;
о применении Банком России к банку мер ответственности, предусмотренных федеральными законами, с приложением документов, обосновывающих необходимость применения указанных мер.
О принятом решении о проведении проверки банка Банком России и о применении Банком России к банку мер ответственности Банк России сообщает Агентству в течение 15 дней с даты получения соответствующего предложения.
Статья 20. Постановка на учет и снятие с учета в системе страхования вкладов. Реестр банков
1. Постановка банка на учет в системе страхования вкладов осуществляется Агентством путем внесения его в реестр банков на основании уведомления Банка России о выдаче банку лицензии Банка России.
2. Агентство включает банк в реестр банков в день получения уведомления Банка России, указанного в пункте 1 настоящей статьи.
3. Банк исключается из реестра банков в следующих случаях:
по решению Агентства после отзыва (аннулирования) Банком России лицензии на осуществление банковских операций и завершения Агентством процедуры выплаты возмещения по вкладам, установленной настоящим Федеральным законом;
прекращение права на работу со вкладами. Одновременно с принятием такого решения банк обязан уведомить всех вкладчиков о своем выходе из системы страхования вкладов.
4. Информация о включении банка в реестр банков и исключении банка из реестра банков подлежит опубликованию Агентством в "Вестнике Банка России" и "Российской газете". Порядок ведения реестра банков устанавливается Агентством.
5. Агентство направляет в банк информацию о его включении в реестр банков, порядке расчета и уплаты страховых взносов и порядке представления отчетности не позднее дня, следующего за днем принятия Агентством соответствующего решения, а также регулярно предоставляет банку иные необходимые сведения о системе страхования вкладов.
6. Плата за постановку банка на учет, внесение и исключение из реестра банков не взимается.
Статья 21. Получение Агентством отчетности банков и иной информации
1. Состав отчетности и иной информации, направляемой Банком России в Агентство, а также срок направления определяются Банком России по предложению Агентства.
2. По вопросам участия банков в системе страхования вкладов Агентство вправе на основании мотивированного запроса (в письменной форме) получать от банков разъяснения, касающиеся полученной отчетности и информации. Указанные разъяснения направляются банками в Агентство в течение 15 дней с даты получения соответствующего запроса, если Агентством не определен больший срок их направления.
Статья 22. Порядок взаимодействия Агентства и банка, в отношении которого страховой случай считается наступившим
1. Банк, в отношении которого страховой случай считается наступившим, в недельный срок с момента наступления страхового случая передает Агентству соответствующие сведения и реестр обязательств перед вкладчиками, подтверждающий прием во вклады денежных средств, которые страхуются в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Перечень передаваемых Агентству сведений и документов устанавливается Банком России по предложению Агентства.
2. Агентство вправе запрашивать и получать в банке, в отношении которого страховой случай считается наступившим, дополнительную информацию, в том числе копии документов, если представленной указанным банком в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи информации недостаточно для осуществления мероприятий по выплате возмещения по вкладам. Банк, в отношении которого страховой случай считается наступившим, обязан представить Агентству требуемую информацию в 3-дневный срок.
3. Агентство еженедельно сообщает банку, в отношении которого страховой случай считается наступившим, информацию о вкладчиках этого банка, получивших возмещение по вкладам, о суммах, выплаченных Агентством, а также о вкладах, в счет возмещения которых они были выплачены.
Статья 23. Служебная, коммерческая и банковская тайна
1. Агентство вправе получать информацию, составляющую коммерческую, служебную и банковскую тайну банка, в отношении которого страховой случай считается наступившим, необходимую для осуществления им функций, установленных настоящим Федеральным законом.
2. Агентство гарантирует неразглашение информации о деятельности и об операциях банка, в отношении которого страховой случай считается наступившим, а также его клиентах, если указанная информация стала известна Агентству при осуществлении им функций, установленных настоящим Федеральным законом. Агентство обязано предоставить ставшую ему известной информацию об операциях банка, в отношении которого страховой случай считается наступившим, по счетам и вкладам, о его финансовом состоянии, а также иную информацию, являющуюся банковской и коммерческой тайной указанного банка, по запросу суда, а также Банка России.
3. В случае разглашения Агентством или его должностными лицами информации, составляющей коммерческую, служебную и банковскую тайну, лицо, права которого были нарушены, вправе потребовать от Агентства возмещения причиненных ему убытков в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статья 24. Участие служащих Агентства в проверках банков
Служащие Агентства вправе принимать участие в проведении Банком России проверок банков и их обособленных подразделений в части выяснения объема и структуры обязательств этих банков перед вкладчиками, а также оценки правильности расчета страховых взносов банков.
Глава 5. Финансовые основы системы страхования вкладов
Статья 25. Фонд страхования вкладов
1. Фонд страхования вкладов - это совокупность денежных средств и иного имущества (средств), формируемых и используемых в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Фонд страхования вкладов принадлежит Агентству на праве собственности и предназначен для финансирования выплаты возмещения по вкладам в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом.
2. Фонд страхования вкладов обособляется от иного имущества Агентства.
Фонд страхования вкладов учитывается Агентством на отдельном балансе и по нему ведется самостоятельный учет.
3. Фонд страхования вкладов учитывается на специально открываемом счете Агентства в Банке России. Банк России не уплачивает проценты по остаткам денежных средств, находящимся на этом счете.
4. На фонд страхования вкладов не может быть обращено взыскание по обязательствам Российской Федерации, ее субъектов, муниципальных образований, банков, иных третьих лиц, а также Агентства, за исключением случая, если обязательства Агентства возникли в связи с неисполнением им обязанностей по выплате возмещения по вкладам. Взыскание за счет фонда страхования вкладов по обязательствам Агентства, возникшим в связи с неисполнением Агентством обязанностей по выплате возмещения по вкладам, осуществляется только на основании судебного акта.
5. При ликвидации Агентства его функции возлагаются на другую организацию, к которой переходит право собственности на фонд страхования вкладов, в порядке; определяемом федеральным законом о ликвидации Агентства.
Статья 26. Источники формирования фонда страхования вкладов
Фонд страхования вкладов формируется за счет:
страховых взносов банков, установленных настоящим Федеральным законом;
пени за несвоевременную и/или неполную уплату взносов в фонд страхования вкладов;
средств, получаемых от удовлетворения требований, приобретенных в результате выплаты возмещения по вкладам;
средств федерального бюджета в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом;
доходов от размещения (инвестирования) временно свободных средств фонда страхования вкладов;
первоначального взноса Агентства;
других доходов, не запрещенных законодательством Российской Федерации.
Статья 27. Страховые взносы банков
Страховые взносы в фонд страхования вкладов едины для всех банков и подлежат уплате банком с момента внесения банка в реестр банков и до момента отзыва (аннулирования) лицензии Банка России на осуществление банковских операций или исключения банка из реестра банков в соответствии с подпунктом 2 пункта 3 статьи 20 настоящего Федерального закона.
Первым расчетным периодом для уплаты страховых взносов признается период со дня включения банка в реестр банков до дня окончания календарного квартала, в котором банк был включен в реестр банков.
Введение Банком России моратория на удовлетворение требований кредиторов банка приостанавливает обязанность данного банка уплачивать страховые взносы на время действия моратория. При этом банк обязан уплатить страховые взносы за расчетный период, в течение которого введен мораторий, включительно по день, предшествующий введению моратория.
Статья 28. Порядок исчисления и уплаты страховых взносов банков
1. Расчетным периодом для уплаты страховых взносов банков является календарный квартал года.
2. Размер страховых взносов не может превышать 0,15 процента средней хронологической за расчетный период ежедневных балансовых остатков на счетах по учету вкладов, которые страхуются в соответствии со статьей 5 настоящего Федерального закона, в рублевом эквиваленте за предыдущий квартал.
В случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, страховой взнос может быть увеличен до 0,3 процента средней хронологической за расчетный период ежедневных балансовых остатков на счетах по учету вкладов, но не более чем на два отчетных периода.
Конкретный размер страховых взносов банков устанавливается советом директоров Агентства. При изменении размера страховых взносов банков новый размер вводится не ранее 45 дней после принятия соответствующего решения.
Решение об установлении размера страховых взносов банков публикуется в "Вестнике Банка России" и "Российской газете" не позднее чем через пять дней со дня его принятия.
3. Порядок расчета средней хронологической за расчетный период ежедневных балансовых остатков на счетах по учету вкладов устанавливается Агентством. В случае изменения указанного порядка новый порядок подлежит применению со следующего расчетного периода. При этом новый порядок расчета должен быть доведен до сведения банков не позднее чем за 30 дней до начала нового расчетного периода.
4. Расчет страховых взносов в фонд страхования вкладов осуществляется банками самостоятельно.
5. Уплата страховых взносов в фонд страхования вкладов производится в течение 5 дней со дня окончания расчетного периода путем перевода денежных средств на счет Агентства в Банке России, на котором размещаются средства фонда страхования вкладов.
Обязанность по уплате страховых взносов считается исполненной с момента списания средств с корреспондентского счета банка в Банке России.
6. Сумма излишне уплаченного страхового взноса подлежит зачету в счет предстоящих платежей или возврату в случае прекращения в соответствии со статьей 27 настоящего Федерального закона обязанности банка уплачивать страховые взносы.
7. Уплата страховых взносов осуществляется в валюте Российской Федерации. В случае если вклады сделаны в иностранной валюте, уплата страховых взносов производится в валюте Российской Федерации по курсу, установленному Банком России на день, предшествующий дню уплаты.
Статья 29. Обеспечение исполнения обязанности по уплате страховых взносов банков
1. За несвоевременную или неполную уплату страховых взносов в фонд страхования вкладов банки, допустившие указанное нарушение, уплачивают пени.
Пенями признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую банк должен уплатить сверх страховых взносов в случае уплаты последних в сроки более поздние по сравнению с установленными сроками.
Агентство имеет право требовать от банков произвести перечисление неуплаченных страховых взносов и начисленных пеней и информировать Банк России о факте неуплаты.
2. Пени начисляются за каждый календарный день просрочки начиная со дня, следующего за установленным днем уплаты страховых взносов.
Пени за каждый день просрочки устанавливаются в процентах от неуплаченной суммы страховых взносов. Процентная ставка пеней за один день просрочки соответствует ставке рефинансирования Банка России, действовавшей в соответствующий период, деленной на 360 календарных дней.
3. Взыскание недовзноса по страховым взносам, а также пеней осуществляется Агентством в судебном порядке. Суммы взысканных недовзносов и пеней подлежат зачислению на счет Агентства по учету средств фонда страхования вкладов.
Статья 30. Инвестирование временно свободных средств фонда страхования вкладов
1. Инвестирование временно свободных денежных средств фонда страхования вкладов осуществляется в целях развития системы страхования вкладов на принципах возвратности, прибыльности и ликвидности приобретаемых финансовых инструментов.
2. Направления и условия инвестирования временно свободных средств фонда страхования вкладов, в том числе предельный размер инвестируемых средств, ежегодно определяются советом директоров Агентства.
Средства фонда страхования вкладов инвестируются в российские государственные ценные бумаги и государственные ценные бумаги государств, являющихся членами Организации экономического сотрудничества и развития, депозиты и ценные бумаги Банка России.
3. Финансовые инструменты, приобретаемые за счет средств фонда страхования вкладов, являются его неотъемлемой частью и отражаются на балансе, на котором учитывается этот фонд.
Статья 31. Направления расходования средств фонда страхования вкладов
Фонд страхования вкладов направляется Агентством на выплату сумм возмещения по вкладам и цели инвестирования в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Статья 32. Финансирование органа управления системой страхования вкладов
Расходы Агентства на проведение мероприятий, связанных с деятельностью по страхованию вкладов, осуществляются за счет доходов, получаемых от инвестирования имущества Агентства, за исключением доходов, получаемых от инвестирования фонда страхования вкладов.
Статья 33. Обеспечение финансовой устойчивости системы страхования вкладов
1. В целях восстановления фонда страхования вкладов совет директоров Агентства устанавливает повышенную ставку взносов банков в соответствии с настоящим Федеральным законом.
2. В федеральном бюджете на очередной год предусматривается право осуществления расходов и источники финансирования расходов на покрытие дефицита фонда страхования вкладов, а также право осуществления заимствований на эти цели у Банка России на условиях, предусмотренных бюджетным законодательством Российской Федерации.
3. Правление Агентства уведомляет совет директоров Агентства о дефиците фонда страхования вкладов.
4. Совет директоров Агентства рассматривает уведомление правления Агентства о наличии дефицита фонда страхования вкладов и направляет предложения в Правительство Российской Федерации о выделении средств федерального бюджета.
5. Правительство Российской Федерации рассматривает предложения Агентства и принимает решение об осуществлении расходов на цели покрытия дефицита фонда страхования вкладов в соответствии с федеральным бюджетом на соответствующий год.
6. В случае недостатка источников расходов на цели покрытия дефицита фонда страхования вкладов Правительство Российской Федерации вносит в Государственную Думу проект федерального закона о внесении поправок в федеральный бюджет на текущий год.
Статья 34. Контроль за функционированием, системы страхования вкладов
1. Контроль за функционированием системы страхования вкладов осуществляется Правительством Российской Федерации и Банком России путем участия их представителей в органах управления Агентством.
2. Совет директоров Агентства ежегодно на конкурсной основе определяет аудиторскую организацию для проверки использования Агентством фонда страхования вкладов.
3. Контроль за расходованием средств федерального бюджета, направленных в фонд страхования вкладов, осуществляется в порядке, определенном для использования средств федерального бюджета.
Глава 6. Заключительные и переходные положения
Статья 35. Условия допуска в систему страхования вкладов банков, получивших лицензию Банка России до вступления в силу настоящего Федерального закона
В целях настоящего Федерального закона соответствующим критериям допуска в систему страхования вкладов признается банк, получивший лицензию Банка России до вступления в силу настоящего федерального закона и получивший положительное заключение Банка России по результатам проверки, специально проведенной в рамках создания системы страхования вкладов для целей оценки состояния и перспектив деятельности банка (далее - проверка на соответствие банка критериям допуска в систему страхования вкладов).
На проверки, проводимые в соответствии с настоящей статьей, не распространяется действие частей 5 и 6 статьи 73 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)".
Статья 36. Критерии допуска банка, получившего лицензию Банка России до вступления в силу настоящего Федерального закона, в систему страхования вкладов
1. Критериями допуска банка, получившего лицензию Банка России до вступления в силу настоящего Федерального закона, в систему страхования вкладов являются:
финансовая устойчивость;
прозрачность структуры собственности;
удовлетворительное качество текущего управления, в том числе управления рисками и системы внутреннего контроля;
удовлетворительное качество стратегического управления и бизнес-планирования.
2. Банк признается финансово устойчивым в случае, если отсутствует угроза прекращения непрерывности его деятельности в течение 12 месяцев, если его учет и отчетность признаны достоверными и показатели капитала, качества активов, доходности, ликвидности оценены по совокупности как хорошие или удовлетворительные.
3. Структура собственности банка признается прозрачной, если:
информация об учредителях (участниках) банка, а также о лицах, имеющих возможность прямо или косвенно (через третьих лиц), оказывать существенное влияние на решения, принимаемые органами управления кредитной организации, доступна заинтересованным лицам (учредителям (участникам), лицам, имеющим намерения приобрести доли (акции) кредитной организации, надзорным органам, а также другим лицам, предусмотренным законодательствам) и раскрывается в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации и нормативных актов Банка России;
доля учредителей (участников), зарегистрированных в оффшорных зонах, в совокупности с долей учредителей (участников), на которых могут оказывать существенное влияние лица, зарегистрированные в оффшорных зонах, не превышает 10 процентов уставного капитала кредитной организации;
головная организация (или управляющая компания) банковского холдинга, в состав которого входит кредитная организация, не зарегистрирована в оффшорных зонах.
Положения абзаца третьего настоящего пункта распространяются на учредителей (участников) банка, а также лиц, которые могут оказывать существенное влияние на учредителей (участников) банка, зарегистрированных в оффшорных зонах, отнесенных Банком России по согласованию с Правительством Российской Федерации к оффшорным зонам, не раскрывающим информацию.
Положения абзаца четвертого настоящего пункта распространяются на учредителя (участника) или кредитную организацию, если ими не представлена необходимая, документарно подтвержденная информация.
4. Качество текущего управления и системы внутреннего контроля признается удовлетворительным в случае, если в банке:
разделены полномочия, ответственность и подотчетность органов управления и сотрудников структурных подразделений;
создана и функционирует система управления (выявления, измерения, постоянного наблюдения и контроля) банковскими рисками;
разработаны и применяются правила внутреннего контроля, в том числе в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма;
деятельность по осуществлению контроля проводится на постоянной и непрерывной основе по всем направлениям деятельности банка;
создана и действует служба внутреннего контроля, осуществляющая наблюдение за функционированием системы внутреннего контроля.
5. Качество стратегического управления и бизнес-планирования банка признается удовлетворительным, если показатели оценки конкурентной позиции банка и качества стратегического планирования в совокупности оценены как хорошие или удовлетворительные.
6. Методики оценки соответствия банков критериям допуска в систему страхования вкладов утверждаются нормативными актами Банка России в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона.
7. Банк России осуществляет контроль за соблюдением банками, входящими в систему страхования вкладов, критериев, установленных для допуска банков в систему страхования вкладов.
Статья 37. Порядок вступления банков, получивших лицензию Банка России до вступления в силу настоящего Федерального закона, в систему страхования вкладов
1. Банки, принявшие решение об участии в системе страхования вкладов, вправе в срок, не превышающий 6 месяцев с даты вступления настоящего Федерального закона в силу, представить в Банк России ходатайство о проведении проверки на соответствие банка критериям допуска в систему страхования вкладов (далее - ходатайство о проверке).
2. Банк России проводит проверки на соответствие банков критериям допуска в систему страхования вкладов. Проверка банков, представивших ходатайства о проверке, должна быть начата в срок, не превышающий 6 месяцев с даты поступления в Банк России ходатайства о проверке, и завершена Банком России в срок, не превышающий 1 года и 3 месяцев с даты вступления настоящего Федерального закона в силу.
3. Проверка на соответствие банков критериям допуска в систему страхования вкладов состоит из предпроверочной подготовки, инспекционной проверки, послепроверочного анализа результатов и принятия решения о соответствии банка критериям допуска в систему страхования вкладов.
Порядок проведения проверки на соответствие банков критериям допуска в систему страхования вкладов устанавливается нормативными актами Банка России.
4. В случае выявления в ходе проверки фактов несоответствия банка критериям допуска в систему страхования вкладов указанный банк вправе после устранения выявленных несоответствий подать в Банк России ходатайство о повторной проверке, за исключением случаев, когда банк не может быть признан финансово устойчивым или когда в, соответствии с действующим законодательством Банк России вправе или обязан отозвать у банка лицензию на осуществление банковских операций.
Ходатайство о повторной проверке подается банком в срок, не превышающий 1 года и 4 месяцев с даты вступления настоящего Федерального закона в силу.
Повторная проверка на соответствие банка критериям допуска в систему страхования вкладов проводится в соответствии с календарной очередностью поступления ходатайств о повторной проверке и должна быть завершена не позднее 1 года и 9 месяцев с даты вступления настоящего Федерального закона в силу.
5. Проведение третьей проверки на соответствие банка критериям допуска в систему страхования вкладов не допускается.
6. Банк России направляет Агентству решение о соответствии банка критериям допуска в систему страхования вкладов не позднее рабочего дня, следующего за датой принятия решения, для внесения банка в реестр банков - участников системы страхования вкладов.
7. Вклады в банке, получившем лицензию Банка России до введения в действие настоящего Федерального закона, подлежат страхованию в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, со дня включения банка в реестр банков - участников системы страхования вкладов.
Статья 38. Последствия отказа банка, получившего лицензию Банка России до вступления в силу настоящего Федерального закона, от вступления в систему страхования вкладов
1. Банк вправе отказаться от участия в системе страхования вкладов.
2. В целях настоящего Федерального закона отказом банка от участия в системе страхования вкладов признается:
непредставление банком в течение 6 месяцев с даты вступления в силу настоящего Федерального закона ходатайства о проверке;
направление в Банк России в течение 1 года и 9 месяцев с даты вступления настоящего Федерального закона в силу ходатайства о прекращении права на работу с вкладами.
3. Банк России в отношении банков, признанных в соответствии с настоящим Федеральным законом отказавшимися от участия в системе страхования вкладов:
по истечении 1 года и 9 месяцев с даты вступления настоящего Федерального закона в силу обязан ввести запрет на привлечение во вклады средств физических лиц и открытие счетов физических лиц, который действует до прекращения права на работу с вкладами или отзыва у банка лицензии на осуществление банковских операций в соответствии с настоящим Федеральным законом и принимаемыми в соответствии с ним нормативными актами Банка России;
с момента, когда банк признан отказавшимся от вступления в систему страхования вкладов, но не позднее 1 года и 9 месяцев с даты вступления настоящего Федерального закона в силу направляет требование о представлении банком ходатайства о прекращении права на работу с вкладами.
4. Банки, которым в соответствии с абзацем вторым пункта 3 настоящей статьи направлено требование Банка России, обязаны в месячный срок направить в Банк России в порядке, установленном нормативными актами Банка России, ходатайство о прекращении права на работу с вкладами.
Банки, направившие в Банк России ходатайство о прекращении права на работу с вкладами, с даты направления указанного ходатайства не имеют права привлекать во вклады денежные средства физических лиц, а также зачислять дополнительные средства на счета по вкладам физических лиц, с которыми был заключен договор банковского вклада до направления этого ходатайства. Информация об этом должна быть размещена в помещениях банка, в которых производится оформление правоотношений с вкладчиками, в день направления ходатайства в Банк России.
Договоры банковского вклада и (или) банковского счета с физическими лицами, заключенные банком до введения запрета Банка России на привлечение во вклады средств физических лиц и открытие счетов физических лиц, не подлежат расторжению, за исключением случая обращения владельца вклада с требованием о расторжении договора (счета). Дополнительные средства, за исключением процентов, начисляемых в соответствии с условиями договора вклада (счета), на вклад (счет) не зачисляются и подлежат возврату лицам, которые дали поручение о зачислении средств на вклад (счет).
Банки в день введения Банком России в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи запрета на привлечение во вклады средств физических лиц и на открытие счетов физических лиц обязаны разместить информацию об отсутствии права привлекать средства физических лиц во вклады и (или) на счета, об отсутствии права заключать с физическими лицами новые договоры банковского вклада и (или) банковского счета, а также информацию о запрете зачисления дополнительных средств на вклады и (или) счета, открытые в банке до даты введения запрета Банком России, в доступных для клиентов помещениях банка, в которых производится оформление правоотношений с вкладчиками.
5. При неисполнении банком обязанностей, установленных пунктом 4 настоящей статьи, Банк России применяет к нему меры ответственности, предусмотренные Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", Федеральным законом "О банках и банковской деятельности" и иными федеральными законами.
Статья 39. Последствия признания банка, получившего лицензию Банка России до вступления в силу настоящего Федерального закона, не соответствующим критериям допуска в систему страхования вкладов
1. В целях настоящего Федерального закона банк признается не соответствующим критериям допуска в систему страхования вкладов:
в случае непредставления банком ходатайства о повторной проверке в сроки, указанные в абзаце втором пункта 3 статьи 37 настоящего Федерального закона, если в ходе первичной проверки Банком России выявлено несоответствие банка критериям допуска в систему страхования вкладов;
по результатам проведенной Банком России повторной проверки.
2. Банк России в месячный срок с даты завершения повторной проверки (в месячный срок с даты истечения срока для направления банком ходатайства о повторной проверке), но не позднее 1 года и 9 месяцев с даты вступления настоящего Федерального закона в силу обязан:
направить требование о представлении указанным банком ходатайства о прекращении права на работу с вкладами;
ввести запрет на привлечение во вклады средств физических лиц и открытие счетов физических лиц, который действует до прекращения права на работу с вкладами либо до отзыва у банка лицензии на осуществление банковских операций в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним нормативными актами Банка России.
3. Банк, признанный не соответствующим критериям допуска в систему страхования вкладов в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, обязан в месячный срок с даты введения Банком России запрета на привлечение во вклады средств физических лиц и открытие счетов физических лиц по результатам проведенной им повторной проверки или по истечении срока для направления банком ходатайства о повторной проверке направить в Банк России в соответствии с порядком, установленным нормативными актами Банка России, ходатайство о прекращении права на работу с вкладами.
Договоры банковского вклада и (или) банковского счета с физическими лицами, заключенные банком до даты введения указанного запрета Банка России, не подлежат расторжению, за исключением случая обращения с требованием о расторжении договора владельца вклада (счета). Дополнительные средства, которые поступили в день и после введения Банком России запрета, за исключением процентов, начисляемых в соответствии с условиями договора вклада (счета), на вклад (счет) не зачисляются и подлежат возврату лицам, которые дали поручение о зачислении средств на вклад (счет).
Банки, в отношении которых в соответствии с пунктом 2 статьи 39 настоящего Федерального закона введен запрет Банка России на привлечение во вклады средств физических лиц и открытие счетов физических лиц, обязаны не позднее рабочего дня, следующего за днем введения запрета, разместить информацию об отсутствии права на привлечение средств физических лиц во вклады и (или) на счета, об отсутствии права заключать с физическими лицами новые договоры банковского вклада и (или) банковского счета, а также информацию о запрете зачисления дополнительных средств на вклады и (или) счета, открытые в банке до даты получения указанного предписания, в доступных для клиентов помещениях банка, в которых производится оформление правоотношений с вкладчиками.
4. При неисполнении банком обязанностей, установленных пунктом 3 настоящей статьи, Банк России применяет к нему меры ответственности, предусмотренные Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", Федеральным законом "О банках и банковской деятельности" и иными федеральными законами.
Статья 40. Последствия несоответствия банков, которые включены в реестр банков, критериям допуска в систему страхования вкладов
1. Банки, которые включены в реестр банков, обязаны соответствовать критериям, изложенным в статье 36 настоящего Федерального закона.
Банк России в соответствии с действующим законодательством осуществляет надзор за соответствием банков указанным критериям.
2. В случае если банк не соответствует критерию финансовой устойчивости более трех месяцев подряд или банк в течение трех месяцев не выполнил требование Банка России о приведении в соответствие иных критериев допуска в систему страхования вкладов, Банк России обязан:
направить требование о представлении указанным банком ходатайства о прекращении права на работу с вкладами;
ввести запрет на привлечение во вклады средств физических лиц и открытие счетов физических лиц, который действует до прекращения права на работу с вкладами либо до отзыва у банка лицензии на осуществление банковских операций в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним нормативными актами Банка России.
3. Банк, признанный не соответствующим критериям допуска в систему страхования вкладов в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи, обязан в месячный срок с даты введения Банком России запрета на привлечение во вклады средств физических лиц и открытие счетов физических лиц направить в Банк России в соответствии с порядком, установленным нормативными актами Банка России, ходатайство о прекращении права на работу с вкладами.
Договоры банковского вклада и (или) банковского счета, заключенные банком с физическими лицами, до даты введения указанного запрета Банка России, не подлежат расторжению, за исключением случая обращения с требованием о расторжении договора владельца вклада (счета). Дополнительные средства, которые поступили в день и после введения Банком России запрета, за исключением процентов, начисляемых в соответствии с условиями договора вклада (счета), на вклад (счет) не зачисляются и подлежат возврату лицам, которые дали поручение о зачислении средств на вклад (счет).
Банки, в отношении которых в соответствии с пунктом 2 статьи 40 настоящего Федерального закона введен запрет Банка России на привлечение во вклады средств физических лиц и открытие счетов физических лиц, обязаны не позднее рабочего дня, следующего за днем введения указанного запрета, разместить информацию об отсутствии права на привлечение средств физических лиц во вклады и (или) на счета, об отсутствии права заключать с физическими лицами новые договоры банковского вклада и (или) банковского счета, а также информацию о запрете зачисления дополнительных средств на вклады и (или) счета, открытые в банке до даты получения указанного предписания, в доступных для клиентов помещениях банка; в которых производится оформление правоотношений с вкладчиками.
4. При неисполнении банком обязанностей, установленных пунктом 3 настоящей статьи, Банк России применяет к нему меры ответственности, предусмотренные Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", Федеральным законом "О банках и банковской деятельности" и иными федеральными законами.
Статья 41. Особенности участия Акционерного коммерческого Сберегательного банка Российской Федерации (открытого акционерного общества) в системе страхования вкладов
Возврат вкладов физических лиц в части сумм, превышающих суммы возмещения, определенные настоящим Федеральным законом, в Акционерном коммерческом Сберегательном банке Российской Федерации (открытом акционерном обществе) обеспечивается субсидиарной ответственностью Российской Федерации по требованиям вкладчика к банку в порядке, предусмотренном статьей 399 Гражданского кодекса Российской Федерации, до 1 января 2007 г.
Акционерный коммерческий Сберегательный банк Российской Федерации (открытое акционерное общество) участвует в системе страхования вкладов в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Статья 42. Вступление в силу настоящего Федерального закона
Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Президент Российской Федерации |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.