Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 301506-3 "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Основной целью проекта федерального закона "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации" является обеспечение возврата вкладов определяемого статьей 840 Гражданского Кодекса Российской Федерации, а также определение механизма реализации статьи 38 Федерального закона "О банках и банковской деятельности".
Дополнительным положительным эффектом принятия законопроекта является:
укрепление доверия к банковской системе со стороны населения и рост организованных сбережений населения;
снижение рисков банков при формировании долгосрочной ресурсной базы банков;
повышение стабильности банковской системы, в том числе за счет роста диверсификации вкладов населения;
формирование рыночной конкурентной среды на финансовом рынке.
Страхование вкладов граждан организуется за счет создания системы страхования вкладов состоящей из банков, имеющих лицензию Банка России на привлечение во вклады и размещение на банковские счета денежных средств физических лиц, вкладчиков, органа управления системой страхования вкладов, Банка России и органов исполнительной власти, при осуществлении ими функций связанных со страхованием вкладов. Система страхования вкладов обеспечивает гражданам возврат их средств, размещенных в банковские вклады и на банковские счета, в случае неспособности банка удовлетворить требования вкладчиков.
Законопроект определяет порядок страхования вкладов и случаи, в которых возникают обязательства по выплатам. Законопроект регламентирует права и обязанности вкладчиков, порядок и суммы выплат им системой страхования. Система страхования построена на принципах разделения ответственности за возврат вкладов между банками и специализированной некоммерческой организацией. Законопроект в первую очередь обеспечивает защиту вкладчиков представляющих наиболее социально уязвимую и неподготовленную в экономическом смысле группу населения.
Законопроект регулирует участие банков в системе страхования вкладов граждан, а именно порядок вступления и выхода из системы страхования, условия участия в системе страхования и обязательства банков по формированию резервов системы страхования.
В целях реализации государством законодательно закрепленных прав вкладчиков на основании настоящего законопроекта функции по страхованию вкладов возлагаются на государственную корпорацию "Агентство по реструктуризации кредитных организаций".
Систему страхования вкладов предлагается построить на основе защиты прежде всего средних и мелких сбережений, что позволит защитить экономические интересы подавляющего большинства вкладчиков банков. Предельный размер возмещения по вкладам устанавливается в размере 95 тысяч рублей, что составляет 1,5 доли ВВП на одного гражданина России.
Указанный размер возмещения соответствует мировой практике и является оптимальным исходя из предполагаемого объема резервов системы страхования вкладов и ставок взносов банков. Международный валютный фонд определяет достаточность возмещения по вкладам на уровне 1-2 долей ВВП на одного жителя. В странах Западной Европы этот показатель колеблется от 0,3 в Норвегии и 0,5 в Швейцарии до 1,2 в Швеции и 1,4 в Великобритании.
По экспертным оценкам, указанный размер возмещения по вкладам в современных условиях позволит обеспечить беспрепятственный доступ к сбережениям до начала процедур банкротства для порядка 85% вкладчиков.
Предлагаемый размер возмещения в 20,5 раз превышает среднемесячную заработную плату по России и представляется адекватным текущему уровню социально-экономического развития страны. Так, например, страховые выплаты в размере 100 тысяч долларов в США соответствуют средней зарплате в данной стране за 33-34 месяца.
Впоследствии, по мере роста финансовой устойчивости системы страхования вкладов и роста экономики страны, размер возмещения по вкладам может быть увеличен.
В целях приведения норм действующего законодательства в соответствие с законопроектом (исключения казуса законов, приведение к единой терминологии), а также для учета расходов банков при налогообложении вносятся изменения и дополнения в Гражданский кодекс Российской Федерации, Налоговый кодекс Российской Федерации, Федеральные законы "О банках и банковской деятельности", "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", "О реструктуризации кредитных организаций", "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций", "О некоммерческих организациях", "Об организации страхового дела в Российской Федерации".
Финансово-экономическое обоснование
Вступление в силу федерального закона "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации" предполагает формирование Фонда системы страхования который, определяется исходя из оценок обязательств перед системой страхования.
На 1 мая 2002 г. объем привлеченных вкладов банками Российской Федерации составляет - 507743 млн.рублей и в иностранной валюте - 298443 млн.рублей. (Бюллетень банковской статистики N 6 (109), Банк России). Суммарные обязательства перед физическими лицами составляют 806186 млн.рублей.
Определяющим фактором при формировании фонда является структура вкладов, а также состояние и перспективы устойчивости банковского бизнеса. В соответствии со структурой вкладов фонд страхования вкладов должен обеспечивать выплаты по обязательствам, составляющим 350000 млн.рублей. При этом большая часть этих обязательств относится к Сберегательному банку и другим банкам с государственным участием. Таким образом на этапе формирования системы страхования вкладов фонд страхования вкладов должен обеспечить страховые выплаты по обязательствам на сумму 60000 млн.рублей. Международный опыт определяет размер фонда страхования вкладов в размере 5% от обязательств по застрахованным вкладам. Положительные тенденции в экономике на краткосрочный и среднесрочный период, определяющие позитивные тенденции в финансовой устойчивости банков, структура банковского капитала в период формирования системы страхования в срок до 2006 г. определяют первоначальный фонд в размере 3 млрд.рублей с дальнейшим накоплением за счет взносов банков.
Первоначальный взнос в фонд страхования вкладов в размере 3 млрд.рублей будет осуществлен государственной корпорацией "Агентство по реструктуризации кредитных организаций". При реализации федерального закона "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации" на покрытие дефицита фонда страхования вкладов предусматривается возможность использования средств федерального бюджета.
Вступление в силу федерального закона "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации" не потребует расходов из федерального бюджета.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.