Пояснительная записка
по проекту федерального закона "О национализации имущества юридических и физических лиц, отчужденного из государственной или муниципальной собственности в процессе приватизации"
Гражданский Кодекс (ст.235) в числе оснований для принудительного изъятия у собственника имущества предусматривает процедуру национализации. Однако до настоящего времени этот вопрос не урегулирован федеральным законом и не имеет механизма реализации.
Предлагаемый законопроект разработан на основании положения Конституции РФ (ст.8, п.2), предусматривающего равенство защиты государством частной, государственной, муниципальной и иной формы собственности. Исходя из этого равенства, концепция закона построена на принципе одинаковых правовых норм, применяемых как для приватизации государственного имущества, так, и для национализации имущества, находящегося в частной или иной собственности и это справедливо, так как государственная собственность служит интересам всего народа, а частная - только интересам одного лица, либо группы лиц. Этот принцип закреплен в п.3, ст.55 Конституции РФ, предусматривающем возможность ограничения прав и свобод человека и гражданина федеральным законом, в случаях, предусмотренных этой статьей Конституции РФ и ст.6 настоящего проекта закона.
Действие закона распространяется только на имущество, ранее приватизированное из государственной собственности. Порядок национализации имущества, ранее не находившегося в собственности государства и не проходившего процедуру приватизации, регулируется другими законами.
Инициатива в национализации приватизированного имущества может исходить от субъектов права законодательной инициативы и от органов по управлению государственным и муниципальным имуществом, однако это не означает, что с подобным предложением не могут входить юридические и физические лица, поскольку такое право им гарантировано нормами статьи 236 Гражданского Кодекса Российской Федерации.
Возмещение стоимости имущества собственнику, производится теми же средствами платежа, и в том же объеме, что и при приватизации, с учетом поправок на инфляцию и изменений состава имущества за период между его приватизацией и моментом его национализации.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О национализации имущества юридических и физических лиц, отчужденного из государственной или муниципальной собственности в процессе приватизации"
Законопроект имеет рамочный характер и устанавливает механизм принятия решений о национализации конкретного имущества, порядок осуществления возмещения собственнику стоимости национализированного имущества. Таким образом, законопроект не предусматривает никаких затрат из федерального бюджета, которые будут необходимы только в связи с национализацией конкретного имущества.
Средства на выплату возмещения собственникам конкретных объектов имущества должны будут выделяться в соответствующих федеральных бюджетах на финансовый год, в котором предусматривается национализация имущества посредством его обращения в федеральную собственность.
Не предусматривает данный законопроект также и затрат по созданию и содержанию новых органов исполнительной власти.
В связи с тем, что законопроект требует от Правительства Российской Федерации подготовки ряда нормативных правовых актов, возможно потребуется введение в Министерстве имущественных отношений Российской Федерации двух дополнительных ставок консультанта аппарата. С учетом величины денежного содержания консультанта аппарата министерства (5200 руб. в месяц) и премиальных выплат расходы бюджета на подготовку указанных материалов не превысят 140 тыс.руб. в год. Указанная сумма в силу ее незначительности и наличии вакансий в аппарате Министерства имущественных отношений Российской Федерации укладывается в смету расходов данного Министерства на 2002 год.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановленнию, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием федерального закона "О национализации имущества юридических и физических лиц, отчужденного из государственной или муниципальной собственности в процессе приватизации"
В данной сфере правового регулирования действуют Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, Бюджетный кодекс Российской Федерации.
Введение в действие федерального закона "О национализации имущества юридических и физических лиц, отчужденного из государственной или муниципальной собственности в процессе приватизации" не потребует внесения изменений и дополнений в иные законодательные акты.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.