Пояснительная записка
к проекту Федерального закона N 288461-3 "О внесении изменений и дополнений в Трудовой кодекс Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Изменение редакции второго абзаца статьи 297 Трудового кодекса Российской Федерации (ФЗ РФ от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ) вызвано необходимостью законодательного закрепления применения вахтового метода организации труда не только в строительстве, но и в производственной деятельности. Ныне действующая редакция статьи 297 предусматривает применение вахтового метода в целях сокращения сроков строительства, ремонта и реконструкции производственных и иных объектов в необжитых, отдаленных районах или районах с особыми климатическими условиями. Фактически же указанный метод организации труда и производства находит широкое применение в промышленности и, в особенности, в ее добывающих отраслях.
Внесение дополнения в статью 299 Трудового кодекса Российской Федерации "Продолжительность вахты" обусловлено тем, что введение в действие нового Трудового кодекса Российской Федерации (ФЗ РФ от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ) поставило в весьма сложное положение предприятия, организации и трудовые коллективы, добывающие драгоценные металлы и драгоценные камни. Статья 11 Трудового кодекса распространяет его действие на предприятия и организации всех форм собственности.
Вместе с тем, в указанных отраслях экономики и особенно в таких трудовых коллективах как золотодобывающие артели старателей до введения в действие кодекса трудовые отношения в части организации трудового процесса регулировались, в основном, внутренними документами - уставами и правилами внутреннего трудового распорядка. Это позволяло применять суммированный учет рабочего времени при нахождении работников в местах проведения работ в течение полугода. По сути дел применялся вахтовый метод организации труда и' производства с продленной вахтой, что было обусловлено организацией производства при разработке рассыпных месторождений. Предприятия по добыче драгоценных металлов из россыпных месторождений являются предприятиями круглогодичного действия с четко обозначенными производственными сезонами: зимний сезон, когда ведутся работы по подготовке предприятия к добычному сезону (ремонт горной техники, работы по демонтажу и монтажу горно-обогатительного оборудования, завоз грузов производственного назначения по "зимникам", и летний сезон, когда ведется добыча продуктивных песков и извлечение из них драгоценных металлов.
Аналогичная картина наблюдается на рудных месторождениях драгоценных металлов, металл из руд которых извлекается методом классического обогащения или кучным выщелачиванием.
Все вышесказанное определило применение на добывающих предприятиях отрасли драгоценных металлов в течение календарного года двух полугодовых вахт с суммированным учетом рабочего времени за год.
Кроме того, в этом режиме последние десять лет работают практически все предприятия по добыче драгоценных металлов и драгоценных камней, разрабатывающие месторождения, расположенные в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Переход на трехмесячную вахту (в соответствии с новым трудовым кодексом РФ) вместо существующей полугодовой приведет к тому, что практически удвоятся затраты предприятий на доставку от места сбора (проживания) до места работы и обратно. Что при достаточно сложном экономическом положении добывающих предприятий может привести к снижению уровня заработной платы работников. Если учесть, что усредненная стоимость доставки одного работника на вахту и обратно составляет 15 - 20 тыс. рублей, то снижение размера среднемесячной заработной платы одного работника может составить не менее 1500 рублей.
Финансово-экономическое обоснование к проекту
федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Трудовой кодекс Российской Федерации"
Введение в действие рассматриваемых дополнений в Трудовой кодекс Российской федерации расходования дополнительных средств из бюджета не потребует.
Вместе с тем, увеличение заработной платы работников, занятых в организациях, добывающих драгоценные металлы и драгоценные камни, за счет снижения затрат на доставку работников от пункта сбора (места жительства) до объекта производства работ и обратно и использования этих средств на оплату труда, позволит получить дополнительно в бюджеты всех уровней за счет увеличения поступлений от подоходного налога с физических лиц и единого социального налога не менее 270 млн. рублей в год.
Из месторождений драгоценных металлов и драгоценных камней, расположенных в районах Крайнего севера и приравненных к ним местностях, ежегодно добывается не менее 80 тонн золота и значительное количество сырых алмазов. На указанных предприятиях занято около 32 тыс. работников, труд которых организован вахтовым методом. Увеличение годового фонда оплаты труда за счет сокращения расходов на доставку работников к месту производства работ т обратно составит 555 млн. рублей (15 тыс. рублей на одного работника в год).
Это позволит обеспечить дополнительные поступления в бюджеты разных уровней:
- за счет подоходного налога с физических лиц 72,2 млн. рублей
- за счет единого социального налога, начисляемого 197,6 млн. рублей
за выплачиваемую заработную плату
Список
законодательных и нормативных актов, в которые необходимо внести изменения в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Трудовой кодекс Российской Федерации"
Принятие данного проекта федерального закона не требует признания утратившими силу, приостановления, дополнения или принятия других актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.