Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О наименовании географических объектов"
(по вопросу расширения прав законодательной инициативы в отношении переименования географических объектов)
В соответствии со статьей 104 Конституции Российской Федерации право законодательной инициативы принадлежит Президенту Российской Федерации, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству Российской Федерации, законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации. Никаких ограничений в праве законодательной инициативы Конституция Российской Федерации не предусматривает.
Однако в абзаце первом пункта 1 статьи 9 Федерального закона "О переименовании географических объектов" перечисляются те, кто может вносить предложения о присвоении наименований географическим объектам Российской Федерации или о переименовании географических объектов Российской Федерации. Среди них органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, а также общественные объединения, юридические лица и граждане Российской Федерации. Таким образом, в правовой норме отсутствует возможность вносить предложения о присвоении наименований географическим объектам Российской Федерации или о переименовании географических объектов Российской Федерации Президенту Российской Федерации, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству Российской Федерации.
Пункт 4 статьи 9 указанного Федерального закона устанавливает, что право вносить федеральные законы о переименовании республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов, городов Российской Федерации, а также присвоение наименований столицам и административным центрам субъектов Российской Федерации или переименование указанных географических объектов осуществляется федеральными законами по представлению субъектов Российской Федерации. Следовательно, Президенту Российской Федерации, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству Российской Федерации такого права Федеральным законом не предусмотрено, что противоречит Конституции Российской Федерации, которая не имеет подобных ограничений права законодательной инициативы.
Вносимыми правовыми нормами законопроекта предусмотрено изменение в статье 9 и дополнение статьи 12.
Вносимыми изменениями (абзац первый пункта 1) предоставляется право законодательной инициативы Президенту Российской Федерации, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы и Правительству Российской Федерации.
В абзацы второй и третий пункта 1, абзацы первый и второй пункта 2 статьи 9 вносятся изменения, на основании которых установленные правовые нормы перечисленных абзацев правомерны только в случае, если инициативы по присвоению наименований географическим объектам или их переименованию вносятся органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления или общественными объединениями, юридическими лицами и гражданами Российской Федерации.
Переименование республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов, городов Российской Федерации, присвоение наименований столицам и административным центрам субъектов Российской Федерации или их переименование, регламентированное правовыми нормами абзацев первым и вторым пункта 4 статьи 9, должно решаться не только федеральными законами, но и право законодательной инициативы в соответствии с Конституцией Российской Федерации должно быть предоставлено Президенту Российской Федерации, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы и Правительству Российской Федерации.
Вопрос о присвоении наименований географическим объектам континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации, географическим объектам, открытым или выделенным российскими исследователями в пределах открытого моря и Антарктики, или переименование указанных географических объектов должны решаться не Правительством Российской Федерации, а на уровне федерального закона, вносимого Президентом Российской Федерации, Советом Федерации, членами Совета Федерации, депутатами Государственной Думы, Правительством Российской Федерации или законодательным (представительным) органом субъекта Российской Федерации.
Необходимость дополнения в пункт 3 статьи 12 продиктована тем, что при законодательной инициативе Президента Российской Федерации, Совета Федерации, членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы или Правительства Российской Федерации по переименованию географического объекта расходы должны будут осуществляться из федерального бюджета, а не из бюджета субъекта Российской Федерации.
Принятие данного законопроекта не потребует дополнительного расходования средств из федерального бюджета, не потребует увеличения численного состава федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также иных государственных органов, образуемых в соответствии с Конституцией Российской федерации.
Финансово-экономическое обоснование
проекта федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О наименовании географических объектов"
(по вопросу расширения прав законодательной инициативы в отношении переименования географических объектов)
Принятие данного законопроекта не потребует дополнительного расходования средств из федерального бюджета, не потребует увеличения численного состава федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также иных государственных органов, образуемых в соответствии с Конституцией Российской Федерации.
Перечень
законодательных актов, подлежащих разработке и введению в действие или отмене, в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О наименовании географических объектов"
(по вопросу расширения прав законодательной инициативы в отношении переименования географических объектов)
В случае принятия федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О наименовании географических объектов" не потребуется внесения изменений и дополнений в законодательство Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.