Пояснительная записка
к проекту Федерального закона "О внесении дополнений в статью 63 Лесного кодекса Российской Федерации"
В соответствии с частью 3 статьи 101 Земельного кодекса Российской Федерации, "изъятие земель, занятых лесами первой группы, для государственных и муниципальных нужд допускается только в исключительных случаях, предусмотренных подпунктами 1 и 2 пункта 1 статьи 49 настоящего кодекса" (т.е. в случаях, связанных с "1. выполнением международных обязательств Российской Федерации; 2. размещением объектов государственного или муниципального значения при отсутствии других вариантов возможного размещения этих объектов") #
Такой перевод может осуществляться только распоряжениями Правительства Российской Федерации.
Практика применения близкой по содержанию нормы Земельного кодекса РСФСР (ст.ст.24, 25) выявила ряд серьезных проблем.
Лесной кодекс Российской Федерации (ст.56) определяет основным назначением лесов первой группы выполнение водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных функций.
Земельным кодексом РСФСР (ст.24 - 25) было установлено, что изъятие земель, занятых лесами первой группы, осуществляется для государственных и общественных нужд и только в исключительных случаях, связанных с выполнением международных обязательств, разработкой месторождений ценных полезных ископаемых, строительных объектов культуры и истории, здравоохранения, образования, дорог, магистральных трубопроводов, линий связи, электропередачи и других линейных сооружений при отсутствии других вариантов возможного размещения объектов.
За последние годы площадь ежегодно изымавшихся земель, занятых лесами первой группы, составляла около 10 тысяч гектаров.
При этом по данным Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Московской региональной природоохранной прокуратуры указанные переводы зачастую проводились с нарушением законодательства Российской Федерации.
В судебном порядке был отменен ряд распоряжений Правительства Российской Федерации, при этом Верховным Судом было вынесено частное определение в отношении Правительства Российской Федерации, где отмечалась необходимость соблюдения Лесного и Земельного законодательства при переводе лесных земель в нелесные и их изъятии из лесного фонда.
Проверку соблюдения федерального законодательства при переводе лесных земель, занятых лесами первой группы, в нелесные на территории Московской области проводила и Счетная палата Российской Федерации.
В отчете от 03.03.2000 Счетная палата отметила массовые нарушения со стороны Госкомэкологии России, Госкомзема России, МПР России, Рослесхоза, а также правительства Москвы и Московской области. Переводы лесных земель в нелесные осуществлялись в интересах частных лиц и коммерческих организаций, с целями иными, чем это было установлено в законодательстве.
Одной из причин указанных нарушений является несовершенство законодательной базы для осуществления переводов лесных земель в нелесные и(или) изъятия из земель лесного фонда. Отсутствие в статье 63 Лесного Кодекса (посвященной порядку перевода лесных земель в нелесные) прямой ссылки на норму земельного законодательства, устанавливающей условия такого перевода, давало возможность судам трактовать это как необязательность соблюдения указанных условий (ввиду приоритета специальной нормы законодательства по отношению к общей).
Очевидно, что возможность подобных нарушений сохраняется и с принятием нового Земельного кодекса Российской Федерации. Формулировка, содержащаяся в Земельном кодексе РФ, допускает различное толкование и не может служить надежной гарантией действительного соблюдения общественных интересов при изъятии земель лесного фонда для строительства. Требуется внесение в статью 63 Лесного кодекса исчерпывающего перечня случаев, когда допускается застройка земель лесного фонда.
Финансово-экономическое обоснование
Принятие проекта федерального закона "О внесении дополнений в статью 63 Лесного кодекса Российской Федерации" не повлечет дополнительных затрат из федерального бюджета.
Перечень законов и иных правовых актов, отмены #, изменения, дополнения или принятия # которых потребует принятие # данного законопроекта
Принятие данного законопроекта не потребует внесения изменений в федеральное законодательство.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.