Заключение Комитета по собственности Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 23 января 2003 г. N 3.9-83/2
"По проекту федерального закона N 266255-3 "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации" и другие акты законодательства Российской Федерации" (в части изменения требований к финансовой устойчивости страховых организаций, установления единых принципов к проведению лицензирования страховой деятельности, совершенствования системы надзора за страховой деятельностью)
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по собственности рассмотрел проект федерального закона N 266255-3 "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации" и другие акты законодательства Российской Федерации".
Законопроект направлен на внесение изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации", обусловленных изменившимися экономическими условиями, возникновением новых субъектов страхового рынка, и работающих в настоящее время в отсутствие законодательного регулирования их деятельности, а также в связи с изменениями законодательства в других отраслях права.
В проекте федерального закона предлагается ввести юридические понятия "страховая деятельность" и "страховой рынок", определить субъекты страхового рынка, более четко, с учетом сложившейся на страховом рынке ситуации, дать юридическую трактовку таким понятиям, как "страховая сумма", "страховой взнос" и "страховой тариф", ввести новый термин - "страховой пул", подразумевающий объединение страховщиков в простые товарищества.
По мнению Комитета, предлагаемая Правительством Российской Федерации модернизация законодательства о страховании благоприятно скажется на улучшении экономической ситуации в стране. Вносимые изменения и дополнения позволят страховщикам, являющимся институциональными инвесторами, наиболее эффективно использовать имеющиеся денежные средства. Безусловно положительной новацией законопроекта является повышение эффективности защиты прав и имущественных интересов всех участников страхования.
Вместе с тем следует отметить, что законопроект содержит ряд понятий, таких как "страхование", "страховая деятельность", "страховщики", которые не относятся к сфере правового регулирования указанного закона о страховании и не соответствуют положениям Гражданского кодекса Российской Федерации.
Положения нового абзаца пункта 3 статьи 6 законопроекта противоречат Закону РСФСР от 26.06.1991 N 1488-1 "Об инвестиционной деятельности в РСФСР", согласно которому инвесторами могут являться как юридические, так и физические иностранные лица.
Также необходимо уточнить понятие профессиональных участников страхового рынка, так как, по мнению Комитета, из их числа неправомерно были исключены страховые агенты.
Представляется необходимым установить, что ограничения на инвестирование средств страховыми компаниями должны определяться непосредственно федеральным законом, а не нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.
По мнению Комитета по собственности, в законопроекте некорректно и неоправданно расширительно определены полномочия органов государственного надзора, в частности, лицензирование, разработка и утверждение примерных условий страхования и других документов, обеспечение реализации единой государственной политики в области страхования. Очевидно, что полномочия указанных органов должны быть жестко увязаны с проведением проверок (контроля), направлением запросов о представлении необходимой информации, вынесением предписаний и принятием иных мер для пресечения возможных нарушений законодательства о страховании.
Представляется целесообразным внести изменения в критерий разделения страховых организаций на группы в зависимости от видов страхования, выделив в качестве отдельной категории страховые организации, осуществляющие страхование жизни. В связи с тем, что страхование жизни является долгосрочным страховым продуктом, его совмещение с другими (в частности имущественным, добровольным медицинским страхованием и страхованием от несчастного случая) может повлечь за собой убытки гражданам, страхующим жизнь.
Комитет по собственности считает, что наиболее существенной корректировке подлежат положения законопроекта о лицензировании деятельности профессиональных участников страхового рынка.
Анализ предложенного порядка лицензирования деятельности профессиональных участников страхового рынка показывает, что в содержательном аспекте данный порядок мало чем отличается от процедурных норм, установленных Федеральным законом "О лицензировании отдельных видов деятельности" для иных видов деятельности. Отличия заключаются только в составе документов, предоставляемых соискателем лицензии в лицензирующий орган. В этой связи представляется целесообразным распространить общий порядок лицензирования, предусмотренный для иных подлежащих лицензированию видов деятельности, на все виды деятельности в области страхования - добровольного и (или) обязательного страхования, перестрахования, взаимного страхования, страховой брокерской деятельности и актуарной деятельности. Для этого следует включить соответствующие виды деятельности в области страхования в перечень видов деятельности, лицензирование которых осуществляется Федеральным законом "О лицензировании отдельных видов деятельности", предусмотрев в Федеральном законе "Об организации страхового дела в Российской Федерации" лишь особенности получения таких лицензий, например дополнительные требования к квалификации персонала соискателей лицензии. Все имеющие особенности процедуры лицензирования перечисленных видов деятельности в области страхования могут быть включены в Федеральный закон "О лицензировании отдельных видов деятельности" в качестве отдельной статьи.
Комитет считает принципиально неверным установление внесудебного механизма аннулирования лицензий, возможность отказа соискателю лицензии в приеме заявления на ее получение, расширенный перечень оснований для отказа в выдаче лицензии, что нарушает права лицензиатов и соискателей лицензии.
В связи с принимаемыми Правительством Российской Федерации мерами по дебюрократизации экономики и в целях повышения ответственности участников страхового рынка в данном сегменте экономики, необходимо обеспечить внедрение принципов саморегулирования в их деятельность. В этой связи предлагается по аналогии с Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)" предусмотреть в законопроекте переходный период (2 - 3 года), после окончания которого полностью отказаться от лицензирования в области страхования, заменив его на обязательное членство профессиональных участников страхового рынка в саморегулируемых организациях, тем самым существенно расширив полномочия объединений профессиональных участников рынка и одновременно ограничив степень вмешательства государства в область страхования.
Учитывая изложенное, Комитет по собственности рекомендует Государственной Думе принять проект федерального закона N 266255-3 "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации" и другие акты законодательства Российской Федерации" и другие акты законодательства Российской Федерации" в первом чтении с учетом необходимости существенной доработки его положений ко второму чтению в соответствии с настоящим Заключением.
Председатель Комитета |
В.С.Плескачевский |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.