Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении дополнения в Федеральный закон "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения"
27 января 2003 года вступил в силу Федеральный закон от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее по тексту Закон). Этот Закон комплексно регулирует отношения, связанные с владением, пользованием и распоряжением земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения. В Законе установлены правила и ограничения, применяемые в случае осуществления сделок с земельными участками и земельными долями. Данные правила и ограничения предполагают контроль органов государственной власти за земельным оборотом. Закон определяет также условия предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, порядок их изъятия в государственную или муниципальную собственность в случаях ненадлежащего использования земли, ставит заслон образованию крупных землевладений (латифундий).
Однако для того, чтобы Федеральный закон "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" заработал субъекты Российской Федерации должны были в соответствии с ним принять свои законы и иные нормативные правовые акты, реализующие следующие его положения:
1) установить дату, с которой на территории субъекта Российской Федерации начинается приватизация земель (пункт 4 статьи 1);
2) установить минимальные размеры вновь образуемых земельных участков (пункт 1 статьи 4);
3) установить размер общей площади земельных участков сельскохозяйственных угодий, которые могут одновременно находиться в собственности гражданина, его близких родственников, а также юридических лиц, в которых гражданин и его близкие родственники имеют более чем 50 процентов общего количества голосов (пункт 2 статьи 4);
4) определить органы (субъект Российской Федерации или орган местного самоуправления), которые:
а) приобретают "сверхнормативные" гектары (земельный участок или доля в праве общей собственности) (пункт 3 статьи 5);
б) обращаются в суд о принудительном изъятии ненадлежаще используемых земельных участков (пункт 3 статьи 6) и земельных долей (пункт 3 статьи 13);
в) имеют преимущественное право на покупку продаваемого земельного участка (пункт 1 статьи 8), продаваемой земельной доли (пункт 2 статьи 12);
5) определяют средства массовой информации, в которых печатаются объявления (сообщения) о проводимых торгах (пункт 2 статьи 10), о намерении гражданина продать свою долю (пункт 2 статьи 12), о желании гражданина выделить земельную долю (пункт 1 статьи 13), о созыве собрания участников долевой собственности (статья 14).
Однако за истекшие шесть месяцев органы государственной власти субъектов Российской Федерации, за редким исключением, не приняли законов и иных нормативных правовых актов, направленных на реализацию указанного Федерального закона, что не позволяет применять его на практике.
С учетом этого и разработан данный законопроект, которым предлагается дополнить Федеральный закон "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" новой статьей 21. Данная статья устанавливает те правовые нормы, которые регулируют вышеперечисленные положения и в соответствии с требованиями Закона должны содержаться в законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации.
Принятие настоящего законопроекта позволит начать реализацию Закона, не дожидаясь принятия законов и иных нормативных правовых актов субъектами Российской Федерации.
Одновременно законопроект предусматривает, что указанная статья будет действовать до момента принятия субъектом Российской Федерации своего закона и (или) иного нормативного правового акта.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении дополнения в Федеральный закон "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения"
Принятие проекта федерального закона "О внесении дополнения в Федеральный закон "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" не потребует внесения изменений и дополнений в акты федерального законодательства.
Финансово-экономическое обоснование
проекта федерального закона "О внесении дополнения в Федеральный закон "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения"
Принятие проекта федерального закона "О внесении дополнения в Федеральный закон "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" не потребует дополнительных расходов за счет средств федерального бюджета.
В соответствии с частью третьей статьи 104 Конституции Российской Федерации и статьей 105 Регламента Государственной Думы на указанный законопроект не требуется заключения Правительства Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.