Пояснительная записка к проекту
федерального закона "О внесении дополнения в пункт 6 статьи 4 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"
Декларацией о языках народов России от 25 октября 1991 года N 1808/1-1 была провозглашена желательность и необходимость овладения языками народов России гражданами, проживающими на одной территории. Верховным Советом РСФСР граждане России призывались способствовать воспитанию уважительного и бережного отношения к языкам всех народов России, всемерному развитию культуры языкового общения и констатировалось высокое предназначение языка в исторических судьбах каждого народа, определяющее его как неповторимое явление общечеловеческой культуры.
Согласно части 3 статьи 3 Закона РСФСР от 25 октября 1991 года N 1807-1 "О языках народов РСФСР" республики в составе РСФСР в соответствии с настоящим Законом самостоятельно принимают решения о правовом положении языков народов, проживающих на территориях. Республики в составе РСФСР могут устанавливать статус государственного языка республики в составе РСФСР.
В соответствии с частью 2 статьи 68 Конституции Российской Федерации республики вправе устанавливать свои государственные языки. В органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных учреждениях республик они употребляются наряду с государственными языком Российской Федерации. Согласно части 2 статьи 5 Конституции Российской Федерации республика в составе Российской Федерации признается государством со своими конституцией и законодательством. Как следует из содержания вышеприведенных конституционных норм, на территории республики в составе Российской Федерации государственный язык Российской Федерации и государственный язык республики в составе Российской Федерации являются равноправными и должны обладать равными правовыми статусами. Требование о свободном владении кандидатом в президенты республики в составе Российской Федерации государственными языками республики органически вытекает из указанной конституционной статьи, и характер данного положения свидетельствует о полноценном статусе государственных языков в республиках: в частности, применительно к Республике Адыгея - адыгейского языка второго государственного языка Республики Адыгея - русского языка. Это в свою очередь позволяет предъявлять требование владения двумя государственными языками Республики Адыгея гражданину Российской Федерации, желающему реализовать на территории Республики Адыгея при соблюдении всех вышеперечисленных условий свое пассивное избирательное право.
Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 12 апреля 1998 года N 12-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений части 1 статьи 92 Конституции Республики Башкортостан, части 1 статьи 3 Закона Республики Башкортостан "О Президенте Республики Башкортостан" (в редакции от 28 августа 1992 года) и статей 1 и 7 Закона Республики Башкортостан "О выборах Президента Республики Башкортостан" отмечено, что конституционное право республик устанавливать свои государственные языки, которые употребляются в органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных учреждениях республик наряду с государственным языком Российской Федерации (часть 2 статьи 68 Конституции Российской Федерации), обусловлено государственной целостностью Российской Федерации, единством системы государственной власти, особенностями федеративного устройства Российской Федерации и служит интересам сохранения двуязычия (многоязычия) их многонациональных народов.
Принятие федерального закона "О внесении дополнения в пункт 6 статьи 4 Федерального закона от 19 сентября 1997 года N 124-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" не потребует внесения изменений и дополнений, а также приостановления, принятия либо признания утратившим силу иных актов федерального законодательства.
Председатель |
Т.Петрова |
Председатель |
А.Иванов |
Перечень
законов и иных нормативных актов, подлежащих отмене, изменению, дополнению в связи с принятием федерального закона "О внесении дополнения в пункт 6 статьи 4 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"
Принятие федерального закона "О внесении дополнения в пункт 6 статьи 4 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" не потребует отмены и внесения изменений, дополнений в другие нормативные правовые акты Российской Федерации.
Председатель |
Т.Петрова |
Председатель |
А.Иванов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.