Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства"
По данным следственной и судебной практики, в последние годы отмечается тенденция к значительному увеличению числа случаев незаконного воздействия преступников на потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства с целью воспрепятствования установлению истины по уголовным делам. В связи с этим нарушается и становится неэффективным установленный законодательством процесс правосудия, создаются трудности в собирании доказательств, многие уголовные дела фактически утрачивают судебную перспективу и преступникам все чаще удается уходить от ответственности.
Новый Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации содержит ряд норм, позволяющих обеспечить безопасность свидетеля, потерпевшего и иных участников уголовного судопроизводства в случае, если им угрожают убийством, насилием либо иными опасными противоправными действиями. К таким мерам, в частности, относятся: проведение допроса в условиях, исключающих визуальное наблюдение свидетеля другими участниками судебного разбирательства; сохранение в тайне подлинных данных о личностях потерпевшего, свидетеля; проведение в необходимых случаях закрытого судебного разбирательства и ряд других.
Вместе с тем, как показывает практика, применения только процессуальных мер обеспечения безопасности бывает недостаточно. В ряде случаев для обеспечения безопасности таких лиц требуется их постоянная охрана в течение длительного срока, изменение их места жительства, внешности и паспортных данных. Для проведения таких мероприятий необходимо соответствующее правовое и финансовое обеспечение.
Проект федерального закона "О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства" (далее - законопроект) направлен на практическую реализацию требований статьи 2 и части 1 статьи 45 Конституции Российской Федерации, устанавливающих, что защита прав и свобод человека и гражданина является обязанностью государства и гарантируется им.
Законопроект устанавливает систему мер государственной защиты потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства, а также их близких родственников, родственников и близких лиц, позволяющую создать надлежащие условия для отправления правосудия и борьбы с преступностью.
Нормами законопроекта предусмотрено, что государственная защита участников уголовного судопроизводства состоит в осуществлении уполномоченными на то государственными органами мер безопасности, направленных на защиту жизни, здоровья и имущественных прав указанных лиц, а также мер их социальной защиты. В законопроекте содержится детальная правовая регламентация механизма обеспечения государственной защиты, определены перечень лиц, подлежащих такой защите, и органы, ее осуществляющие.
Законопроектом устанавливается, что наиболее затратные и значимые меры безопасности в отношении защищаемых лиц, такие, как переселение на другое место жительства, замена документов, изменение внешности и изменение места работы (службы) или учебы, применяются только по уголовным делам о тяжких и особо тяжких преступлениях.
Общие затраты федерального бюджета на осуществление мер государственной защиты потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства составят 735,0 млн. рублей.
Принимая во внимание, что положения статей 10, 12 и 15 законопроекта предполагается ввести в действие с 1 января 2004 г., расходы федерального бюджета в 2003 году на обеспечение мер безопасности в части, касающейся оборудования квартир охранной и пожарной сигнализацией, замены номеров телефонов, государственных автомобильных регистрационных знаков, обеспечения специальными средствами индивидуальной защиты, связи и оповещения об опасности, составят 27,4 - 30,0 млн. рублей и будут осуществлены соответствующими федеральными органами исполнительной власти в пределах средств, определенных на их текущее содержание законодательством Российской Федерации о федеральном бюджете на 2003 год.
Для обеспечения целевого финансирования мероприятий по осуществлению государственной защиты законопроектом предусматривается введение в действие Государственной программы обеспечения безопасности потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием федерального закона "О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства"
Принятие федерального закона "О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия других актов федерального законодательства.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства"
Проектом федерального закона "О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства" предусматриваются меры государственной защиты жизни, здоровья и имущественных прав участников уголовного судопроизводства, на которых оказывается воздействие посредством противоправных посягательств.
В соответствии со статьей 71 Конституции Российской Федерации защита прав и свобод человека и гражданина, а также уголовно-процессуальное законодательство отнесены исключительно к компетенции Российской Федерации. Таким образом, расходы, связанные с введением в действие федерального закона "О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства", финансируются за счет средств федерального бюджета и иных источников, определяемых законодательством Российской Федерации.
Для обеспечения целевого характера финансирования расходов по реализации мероприятий, предусмотренных законопроектом, Правительством Российской Федерации утверждается Государственная программа обеспечения безопасности потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства. В рамках этой Программы определяются как дополнительная степень финансовой ответственности федеральных органов исполнительной власти в отношении мероприятий, предусмотренных законопроектом, так и определенные законодательством Российской Федерации источники финансирования расходов на текущее содержания федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на осуществление мер государственной защиты участников уголовного судопроизводства.
Принимая во внимание, что статистических данных о количественном составе указанной категории граждан в настоящее время не имеется, за основу расчетов возможных расходов федерального бюджета принимаются данные социологических исследований и научно-исследовательских работ, проведенных Всероссийским научно-исследовательским институтом Министерства внутренних дел Российской Федерации.
С учетом изложенного, при определении прогнозной оценки расходов федерального бюджета на осуществление мер государственной защиты потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства из общей численности лиц, подвергающихся в Российской Федерации противоправному воздействию, предположительно нуждающихся в реальных мерах защиты, принято до 7,5 тыс. человек.
Таким образом, расходы федерального бюджета, в том числе с учетом осуществления мероприятий по оборудованию квартир охранной и иной сигнализацией, замене номеров телефонов и государственных регистрационных знаков, обеспечению специальными средствами индивидуальной защиты, связи и оповещения об опасности, переселению на другое место жительства, изменению места работы, изменению внешности и замене документов, а также по выплате единовременных пособий оцениваются в расчете на один финансовый год в сумму до 735,0 млн. рублей.
Принимая во внимание, что положения статей 10, 12 и 15 законопроекта предполагается ввести в действие с 1 января 2004 г., расходы федерального бюджета в 2003 году на обеспечение мер безопасности в части, касающейся оборудования квартир охранной и пожарной сигнализацией, замены номеров телефонов, государственных автомобильных регистрационных знаков, обеспечения специальными средствами индивидуальной защиты, связи и оповещения об опасности, составят до 74 млн. рублей в расчете на один финансовый год и будут осуществлены соответствующими федеральными органами исполнительной власти в пределах средств, определенных на их текущее содержание законодательством Российской Федерации о федеральном бюджете на 2003 год.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.