Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении изменения в статью 323 Трудового кодекса Российской Федерации"
Причиной разработки проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 323 Трудового кодекса Российской Федерации" является необходимость приведения в соответствие законодательных актов, регулирующих гарантии предоставления медицинского обслуживания в северных регионах Российской Федерации.
В соответствии со статьей 32 Закона Российской Федерации от 02.06.93 г. N 5082-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" указанным лицам гарантируются: медицинское наблюдение в процессе занятости, частичная оплата проезда для медицинской консультации, на лечение в другие регионы Российской Федерации и обратно, если таких услуг нет в месте проживания.
После принятия Трудового кодекса Российской Федерации от 30.12.01 г. N 197-ФЗ в статье 323 (Гарантии медицинского обслуживания) было установлено, что для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, коллективным договором может предусматриваться оплата стоимости проезда в пределах территории Российской Федерации для медицинских консультаций или лечения при наличии соответствующего медицинского заключения, если соответствующие консультации или лечение не могут быть предоставлены по месту проживания.
Данным положением искажено само понятие государственных гарантий и компенсаций как обеспечиваемых государством мер "по возмещению дополнительных материальных и физиологических затрат гражданам в связи с работой и проживанием в экстремальных природно-климатических условиях Севера". Им предоставление гарантий поставлено в зависимость от усмотрения работодателя, который может согласиться на включение в коллективный договор оплаты соответствующих расходов, а может и нет (хотя в коллективном договоре стороны формально равны, но сейчас его условия фактически определяются работодателем).
Более того, статья 323 Трудового кодекса по существу не имеет правового содержания, поскольку носит не регулирующий, а рекомендательный характер. В соответствии со статьей 41 Трудового кодекса Российской Федерации содержание и условия коллективного договора определяются сторонами самостоятельно. Таким образом, статья 323 Трудового кодекса Российской Федерации является декларативной и не устанавливает государственных гарантий медицинского обслуживания граждан, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Устранение государства от ответственности за состояние здоровья проживающих на Севере граждан тем более недопустимо, что им самим не были созданы необходимые условия для их лечения по месту проживания, что вынуждает северян выезжать в центральные районы России для консультаций и лечения.
В настоящее время выезд из северных регионов для нуждающихся в консультациях и лечении граждан практически невозможен, так как это связано с большими затратами (высокой стоимостью проезда*, часто усугубленной необходимостью оплаты лечения). Таким образом, эти северяне практически лишены возможности восстановить свое подорванное на Севере здоровье.
Проект федерального закона "О внесении изменения в статью 323 Трудового кодекса Российской Федерации" направлен на обеспечение реальных гарантий на медицинское обслуживание для нуждающихся в этом северян.
Законопроектом предусмотрено, что лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, производится оплата за счет средств работодателя стоимости проезда в пределах территории Российской Федерации для медицинских консультаций или лечения при наличии соответствующего медицинского заключения, если соответствующие консультации или лечение не могут быть предоставлены по месту проживания.
Такая мера является не только социально гуманной, но и справедливой, поскольку утрата здоровья этими гражданами в первую очередь связана с проживанием и работой в экстремальных природно-климатических условиях.
Принятие данного закона будет иметь положительные социально-экономические последствия, поскольку позволит оказать реальную помощь нуждающимся в ней гражданам и сохранить трудовые ресурсы для развития экономики Севера.
______________________________
* Стоимость билетов для проезда из самых отдаленных регионов в центральные районы России превышает 35 тысяч рублей на одного человека, в то время как уровень заработной платы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях с учетом "северных" доплат лишь на 60% больше среднероссийского уровня (См. Сборник Госкомстата от 2002 г. "Экономические показатели районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей в 2001 г.").
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменения в статью 323 Трудового кодекса Российской Федерации"
Принятие федерального закона "О внесении изменения в статью 323 Трудового кодекса Российской Федерации" повлечет дополнительные расходы федерального бюджета на оплату проезда граждан, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, к месту лечения и обратно в размере 5.540.000 рублей.
Расчетные показатели* | |
Население Севера (чел.) 11.538.300 | |
Работающее население Севера (чел.) | 8.157.578 (70,7% от населения Севера) |
Среднее число граждан (за исключением детей), проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, выезжающих для получения медицинской помощи в связи с невозможностью ее получения по месту проживания (чел. в год): |
6080** |
из них работающих (чел.) 4298 | |
из них работающих в бюджетной сфере (чел.) | 554 (12,9% от работающих) |
Расходы работающих в бюджетной сфере на проезд к месту лечения и обратно (руб.) |
5.540.000*** |
______________________________
* Статистические данные для расчета взяты из документов Государственного комитета Российской Федерации по статистики: Российского статистического ежегодника 2001 года, сборника "Социально-экономическое положение России 2001 год" и сборника "Экономические показатели районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей в 2001 году".
** Согласно информации из Минздрава России из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей выезжает в год на лечение в клиники федерального подчинения в связи с невозможностью лечения по месту проживания в 2000 г. 6495 человек (из них детей 1230) и в 2001 г. 8990 человек (из них детей 2095) (письмо Департамента организации и развития медицинской помощи населению Минздрава России N 10-2/1985 от 05.11.2002 г.).
*** Средняя стоимость проезда к месту лечения и обратно составляет 10 тыс. рублей.
Перечень
нормативных правовых актов Российской Федерации, в которые необходимо внести изменения и которые необходимо принять в связи с принятием федерального закона "О внесении изменения в статью 323 Трудового кодекса Российской Федерации"
(к проекту федерального закона "О внесении изменения в статью 323 Трудового кодекса Российской Федерации")
1. Нормативные правовые акты, отмены, изменения или дополнения которых потребует принятие закона:
2) Подзаконные акты: нет.
2. Нормативные правовые акты, которые необходимо разработать для реализации закона:
1) Законы: нет.
2) Подзаконные акты: нет.
Сопоставительная таблица
к проекту федерального закона "О внесении изменения в статью 323 Трудового кодекса Российской Федерации"
Трудовой кодекс Российской Федерации | |
Действующая редакция | Предлагаемая редакция |
Статья 323. Гарантии медицинского обслуживания |
Статья 323. Гарантии медицинского обслуживания |
Для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, коллективным договором может предусматриваться оплата стоимости проезда в пределах территории Российской Федерации для медицинских консультаций или лечения при наличии соответствующего медицинского заключения, если соответствующие консультации или лечение не могут быть предоставлены по месту проживания. |
Лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, за счет средств работодателя производится оплата стоимости проезда в пределах территории Российской Федерации для медицинских консультаций или лечения при наличии соответствующего медицинского заключения, если соответствующие консультации или лечение не могут быть предоставлены по месту проживания. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.