Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 148127-3 "О внесении дополнения в Закон Российской Федерации "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы"
Сотрудникам уголовно-исполнительной системы, которые избраны в состав палат Федерального Собрания Российской Федерации, по окончании действия их полномочий Федеральный закон "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" (пункты 3 и 4 статьи 6) гарантирует возможность безболезненного возобновления службы в уголовно-исполнительной системе.
Между тем остается без соответствующего законодательного урегулирования возможность аналогичного возобновления службы сотрудников органов уголовно-исполнительной системы, полномочия которых были приостановлены в связи с избранием их депутатами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, высшими должностными лицами субъектов Российской Федерации (руководителями высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации), депутатами представительных органов местного самоуправления или выборными должностными лицами местного самоуправления. Такое положение, несомненно, не способствует тому, чтобы упомянутые сотрудники органов уголовно-исполнительной системы шли на перечисленные виды выборной работы, что является ущемлением их права свободно выбирать себе занятие.
В отношении сотрудников прокуратуры, органов внутренних дел и налоговой политики, а также сотрудников таможенных органов этот правовой пробел восполнен в соответствующих отраслевых законах - Федеральном законе "О прокуратуре Российской Федерации" (статья 43.1), Законе Российской Федерации "О милиции" (статья 28.2 в редакции Федерального закона от 26 июля 2001 года N 104-ФЗ), Законе Российской Федерации "О федеральных органах налоговой политики#" (статья 13.1 в редакции Федерального закона от 31 декабря 2002 г. N 199-ФЗ), Федеральном законе "О службе в таможенных органах Российской Федерации" (статья 22.1 в редакции Федерального закона от 31 декабря 2002 г. N 200-ФЗ). В них сформулированы универсальные гарантии для этой категории сотрудников прокуратуры, органов внутренних дел и налоговой полиции, а также сотрудников таможенных органов, избранных на упомянутые выше виды выборной деятельности: сотрудники прокураты, органов внутренних дел и налоговой политики#, а также сотрудники таможенных органов, избранные на одну из названных видов выборной деятельности, на период осуществления соответствующих полномочий не прекращают, а приостанавливают службу в прокуратуре, органах внутренних дел, налоговой полиции и в таможенных органах; после прекращения указанных полномочий им по их желанию предоставляется ранее занимаемая должность, а при ее отсутствии - другая равноценная должность по прежнему либо с их согласия по иному месту службы; указанный период засчитывается им в общий трудовой стаж и выслугу лет, дающую право на присвоение очередного классного чина (звания), доплату за выслугу лет, дополнительный отпуск и назначение пенсии за выслугу лет.
Аналогичные универсальные гарантии для сотрудников органов уголовно-исполнительной системы должны быть сформулированы и в соответствующем отраслевом законе - Законе Российской Федерации "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы". Сформулированная в данном законопроекте статья 24.1, которой предлагается дополнить указанный закон, этой цели и служит.
При этом подготовленный к первому чтению текст законопроекта (пункт 1) составлен с учетом замечаний Правового управления Государственной Думы: название предлагаемой новой статьи 24.1 Закона приведено в соответствие с ее содержанием; редакция части первой указанной статьи 24.1 - с Федеральным законом "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
Кроме того, субъекты права законодательной инициативы, внесшие данный законопроект, в соответствии со статьей 112 (подпункт "а" пункта 6) Регламента Государственной Думы пункт 2 законопроекта исключили, соответственно изменив название законопроекта.
На первоначальный текст данного законопроекта поступил отрицательный официальный отзыв Правительства Российской Федерации (N 380п-П4 от 24 января 2002 г.), основанный на следующих соображениях: статьей 21 Федерального закона от 21 июля 1998 г. N 117-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации# в связи с реформированием уголовно-исполнительной системы впредь до принятия федерального закона о службе в уголовно-исполнительной системе на сотрудников уголовно-исполнительной системы распространяется действие Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 г.; условия прохождения службы указанных выше сотрудников, а также предлагаемые дополнительные трудовые гарантии должны стать предметом регулирования федерального закона о службе в уголовно-исполнительной системе, а не в Законе Российской Федерации "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы.
Однако упомянутое Положение о службе в органах внутренних дел Российской Федерации не содержит нормы, посвященной вопросам, составляющим предмет регулирования данного законопроекта. Применительно к сотрудникам органов внутренних дел соответствующая норма содержится в отраслевом законе, аналогичном Закону Российской Федерации "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" - Законе Российской Федерации "О милиции" (статья 28.2). Те же вопросы применительно к сотрудникам прокуратуры и органов налоговой полиции тоже регулируются в аналогичных отраслевых законах - Федеральном законе "О прокуратуре Российской Федерации" (статья 41.3) и Законе Российской Федерации "О федеральных органах налоговой полиции" (статья 13.1).
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Номер статьи вышеназванного Федерального закона следует читать как "статья 43.1"
Говорить в настоящее время о предпочтительности регулировать предмет данного законопроекта в федеральном законе о службе в уголовно-исполнительной системе бессмысленно, поскольку этого закона еще нет. Некоторые основания для подобной аргументации имелись тогда, когда был внесен проект федерального закона "О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации", но принятый по нему закон был отклонен Президентом Российской Федерации и он с дальнейшего рассмотрения снят. Когда будет разработан и внесен новый законопроект неизвестно.
Между тем для сотрудников уголовно-исполнительной системы вопросы, составляющие предмет регулирования данного законопроекта, на что выше уже обращалось внимание, весьма актуальны. Они возникают всякий раз как перед выборами на упомянутые выше выборные виды деятельности, так и после окончания полномочий на указанных должностях. Поэтому правовое регулирование этих вопросов не терпит отлагательства.
Законопроект не предусматривает расходов, покрываемых за счет федерального бюджета.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении дополнения в Закон Российской Федерации "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы"
В случае принятия проекта федерального закона "О внесении дополнения в Закон Российской Федерации "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" не подлежат признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию акты федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.