Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О рентных платежах за пользование отдельными видами природными# ресурсами#"
Для повышения жизненного уровня граждан России, реализации стратегии экономического роста в условиях неустойчивой конъюнктуры мировых цен на энергоносители необходимо принять кардинальные меры по увеличению доходной части бюджета страны. При этом такие меры ни в коем случае не должны включать в себя увеличение налогообложения промышленных предприятий, фонда оплаты труда, доходов абсолютного большинства граждан.
Основным источником пополнения бюджета - как федерального, так и бюджетов субъектов Российской Федерации должны стать юридические и физические лица, являющиеся собственниками предприятий, которые осуществляют добычу и экспорт основных сырьевых ресурсов - нефти, природного газа, руд черных и цветных металлов и т.д. Именно у собственников таких предприятий формируется огромная и фактически не заработанная ими прибыль, так как имеет место экспорт сырьевых ресурсов, находящихся в недрах, которые согласно Конституции РФ являются исключительно государственной собственностью.
Такая ситуация особенно ярко проявляется на примере нефтедобычи. Нефть в недрах согласно Конституции Российской Федерации является государственной собственностью. Причем разведку месторождения, его обустройство, строительство дорог, социальной инфрастуктуры осуществило государство еще в советское время - естественно за счет государственных средств. Нефтяная компания, получив в собственность во время массовой приватизации по бросовым ценам бывшие государственные нефтедобывающие предприятия, качает эту нефть, продает ее на экспорт, а вся выручка от нее поступает собственникам нефтяной компании. Таким образом, государственная нефть сразу же после ее добычи становится абсолютно бесплатно собственностью нефтяной компании. Следует иметь в виду, что нефтяники мягко говоря преувеличивают, выражая возмущение огромными налогами. Дело в том, что по данным российских ученых реальная себестоимость добычи нефти и ее доставки по трубопроводам до границы Российской Федерации составляет (с учетом заработной платы работников) не более 6 долларов за баррель. С учетом налогов примерно - 7 долларов. Мировая цена на нефть даже после снижения составляет не менее 18 - 20 долларов. Разница представляет собой чистую прибыль олигархов - собственников нефтяных компаний. А общий годовой экспорт нефти составляет величину порядка 150 млн.тонн. Более того, нефтяные компании до предела занижают налоговую базу для исчисления налога на прибыль, используя так называемые внутрикорпоративные цены. То есть нефть добывает одно юридическое лицо, затем она на бумаге "прогоняется" через несколько оффшоров (все сделки идут по ценам в 5 - 10 раз меньшим мировых цен). Таким образом, прибыль и соответственно налог на нее как бы растворяется, что приводит к большим потерям бюджета. В целом получается, что государство как собственник недр получает от экспорта нефти мизерную часть от той прибыли, которая достается собственникам нефтяных компаний. При этом материальный (денежный, интеллектуальный, менеджерский) вклад этих собственников в получение этой прибыли незначителен. Они фактически присвоили себе всю прибыль от эксплуатации доставшихся от Бога и предшествующих поколений невозобновимых сырьевых запасов России.
Интересной является также динамика структуры производственных (то есть не налоговых) затрат на нефтедобычу и газодобычу в период с 1990 по 2001 год.
Из официальных данных Госкомстата следует, что в нефтедобычи с 1990 по 2001 год доля амортизации основных средств (то есть доля от себестоимости, направляемая на обновление производственных фондов) сократилась 47 до 9%, то есть более чем в 5 раз. В то же время доля материальных затрат увеличилась более чем в 2 раза, что свидетельствует не столько об удорожании электроэнергии и материалов, необходимых для нефтедобычи, сколько о намеренном раздувании себестоимости в целях ухода от налогообложения прибыли. Этот факт доказывает и непомерная доля "прочих затрат" (затраты на деятельность, непосредственно не связанную с нефтедобычей, но относящейся# на себестоимость) - почти 28%. Почти аналогичная картина наблюдается и с газодобычей. Из этого следует, что нефтяные компании, равно как и ОАО "Газпром" занимаются абсолютно убыточными непрофильными видами деятельности, а государство несет огромные убытки как из-за уменьшения базы налога на прибыль, так и из-за уменьшения дивидендов по находящимся в государственной собственности акциям "Газпрома".
Из анализа состава налогов и платежей, действующих на предприятиях нефтедобычи в 2002 году (по официальным данным Госкомстата РФ и Министерства природных ресурсов РФ), следует, что удельный вес налоговой нагрузки в общей выручке от реализации продукции в среднем составляет 36,7%. При этом чистая прибыль составляет 37,5% от выручки.
Однако путем применения заниженных трансфертных цен на нефть, необоснованного завышения включаемых в себестоимость затрат на добычу нефти налог на прибыль уплачивается нефтяными компаниями в минимальных объемах. Таким образом, реальный удельный вес налоговой нагрузки составляет 24,7%, чистая прибыль - 50% от выручки от реализации продукции. В США, странах Западной Европы (Англия, Норвегия), иных нефтедобывающих странах удельный вес налоговой нагрузки составляет 70% выручки от реализации продукции (причем уровень фактических налоговых платежей в отличие от России составляет 85-90% от законодательно установленного).
Более того, налоговое законодательство в отношении нефтедобывающих предприятий действует так, что бюджеты всех уровней практически дотируют указанные предприятия, покрывая им снижение прибыли, связанное со снижением мировых цен на нефть. Так, в частности, в январе 2002 года экспортные пошлины на нефть снижены в 2,5 раза (с 18 до 8 ЕВРО за тонну). Причина этого состоит в том, что в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации величина экспортных пошлин и налога на добычу полезных ископаемых прямо увязана с мировыми ценами на нефть и газ. Причем при снижении этих цен на 20-30% (как это произошло с нефтью, цена на которую за полгода снизилась с 28 до 18 долларов за баррель), экспортные пошлины снижаются в 2,5 раза. Получается, что при высоких мировых ценах на нефть и газ, нефтяные и газовые компании получают сверхприбыль от экспорта, а при их снижении - получают сверхприбыль за счет автоматического снижения налоговой нагрузки, то есть за счет бюджетов.
Из вышеприведенных расчетов следует, что реальная налоговая нагрузка на предприятия нефтедобывающей и газодобывающей промышленности является минимальной, явно не соответствующей огромным прибылям, получаемой# собственниками указанных предприятий, и значению данной отрасти в экономики России. Кроме того, очевидно, что львиная доля прибыли, получаемая нефте- и газодобывающими предприятиями, просто присваивается их собственниками и менеджерами и идет на их текущее потребление, а отнюдь не реинвестируется в развитие и обновление производства, в частности, на геологоразведочные работы.
Такая ситуация является абсолютно нетерпимой, наносит огромный ущерб федеральному и региональным бюджетам, а также самим предприятиям нефте- и газодобычи, так как отсутствие адекватных инвестиций в обновление оборудование#, инфраструктуры и особенно в геологоразведку уже в ближайшем будущем приведут к резкому снижению уровня добычи нефти и газа (добыча газа уже медленно, но неуклонно снижается за последние 5 лет).
Единственным выходом из создавшегося положения является изменение системы налогообложения нефте- и газодобывающих предприятий на основе на основе# разработки нормативов рентабельности для каждого отдельного месторождения. Рентные платежи по своей экономической и юридической сути не являются налоговыми платежами, а реализуют право собственности Российской Федерации и субъектов Российской Федерации на недра и находящиеся в них запасы нефти и газа.
Размер базы рентных платежей определяется путем вычитания из стоимости реализованной предприятием продукции, рассчитанной по экономически обоснованным ценам, нормативных издержек на осуществление производственной деятельности, выплаты по установленным законодательством Российской Федерации налогам и сборам.
Размер рентных # определяется как 70% от размера базы рентных платежей. Таким образом, чистая прибыль после налогообложения и выплаты рентных платежей составит величину до 30%, что представляется вполне достаточным вознаграждением собственников. Величина рентных платежей определяется применительно к каждому участку недр, переданному в пользование для добычи природных ресурсов, что позволяет учитывать технико-экономические показатели, а значит и конкретные затраты по добыче природных ресурсов на данном участке.
В настоящее время с учетом необходимости завершения работ по оценке каждого месторождения первым шагом может являться введение рентных платежей государству за использование природных ресурсов в# не только в денежной, но и в натуральной форме по аналогии с платежами в режиме соглашений по разделу продукции. В качестве налоговой базы можно принять минеральное сырье, прошедшее первичную обработку. По отношению к нефти и газу налоговой базой будет являться товарный продукт, подготовленный для реализации и доставленный к ближайшему узлу нефте- газопровода. Именно на этом узле рентный платеж уплачивается в натуральном виде (то есть в собственность государства переходит определенная часть продукции), после чего государство через находящуюся в государственной собственности компанию "Транснефть" осуществляет продажу данной нефти и перечисляет полученные денежные средства в федеральный и соответствующий региональный бюджеты.
Введение рентных платежей на данном этапе может быть осуществлено путем принятия специального закона без внесения изменений в действующие в настоящее время иные законодательные акты, определяющие порядок налогообложения предприятий нефте- и газодобывающей промышленности.
Введение рентных платежей будет способствовать существенному в 1,5 - 1,7 раза увеличению доходной части бюджетов всех уровней и позволит снизить налоги, оказывающие дестимулирующее воздействие на производство. В частности, расчеты показывают, что НДС возможно будет снизить на 5% - до 15%, а единый социальный налог (ЕСН) до 25%.
Введение в действие указанного законопроекта будет способствовать развитию рентных отношений, при которых граждане Российской Федерации получат реальную возможность получения причитающейся им персональной доли ренты от коммерческого использования природных ресурсов страны. Кроме того, предложенный закон позволит за счет дополнительных доходов бюджетов всех уровней, получаемых от использования природных ресурсов, обеспечить финансирование будущего развития Российской Федерации и ее субъектов, охрану и воспроизводство природных ресурсов страны.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О рентных платежах за пользование отдельными видами природных ресурсов"
Введение в действие федерального закона "О рентных платежах за пользование отдельными видами природных ресурсов", как было показано в пояснительной записке, позволит более чем в 1,5 раза увеличить доходную часть федерального бюджета.
В связи с тем, что законопроект возлагает на федеральный орган по управлению государственным фондом недр ряд дополнительных функций, а также издания Правительством Российской Федерации и указанным органом ряда нормативных правовых актов, потребуется введение в Министерстве природных ресурсов Российской Федерации 8 дополнительных ставок государственных служащих в ранге начальника отдела, двух советников, двух консультантов аппарата и трех технических специалистов. Возможно потребуется введение 2-3 дополнительных ставок в Министерстве налогов и сборов Российской Федерации (МНС России).
С учетом величины денежного содержания начальника отдела министерства (5800 руб. в месяц), советника аппарата министерства (5500 руб. в месяц), консультанта аппарата министерства (5200 руб. в месяц), технических специалистов (4700 руб. в месяц), премиальных выплат, возможных затрат на введение дополнительных ставок в МНС России, затрат на оснащение сотрудников оргтехникой, расходы федерального бюджета на реализацию законопроекта не превысят 1100 тыс.руб. в год. Указанная сумма должна быть предусмотрена проектом федерального закона о федеральном бюджете на 2003 год, с 1 января которого предполагается вступление в силу законопроекта.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием федерального закона по проекту федерального закона "О рентных платежах за пользование отдельными видами природных ресурсов"
В данной сфере правового регулирования действует Налоговый кодекс Российской Федерации (глава "Налог на добычу полезных ископаемых"), Закон Российской Федерации "О недрах", Федеральный закон "О соглашениях о разделе продукции".
Введение в действие федерального закона "О рентных платежах за пользование отдельными видами природных ресурсов" потребует внесения изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О недрах" и Федеральный закон "О соглашениях о разделе продукции", что предусмотрено законопроектом.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.