Таможенные пошлины
Большинство стран используют в фискальных и протекционистских целях таможенные пошлины на товары, пересекающие национальные границы. Во многих государствах, в том числе и в России, таможенные пошлины составляют значительную часть доходной части бюджета. Предлагаемая статья поможет читателю разобраться в многообразии видов и ставок таможенных пошлин.
Ставки таможенных пошлин
В мировой практике в зависимости от страны происхождения товара существуют базовые, преференциальные и максимальные ставки таможенных пошлин.
Базовыми ставками облагаются товары, происходящие из государств, которым в торговле с данной страной предоставлен режим наибольшего благоприятствования (далее - РНБ). Российская Федерация установила этот режим с 120 зарубежными странами в результате двусторонних торговых соглашений.
В отношении товаров, происходящих из государств, которым Россия не предоставляет РНБ либо страна происхождения которых не установлена, применяются базовые ставки, увеличенные в два раза.
Преференциальные ставки - это разновидность льготных ставок, предоставляемых отдельным странам или группам стран. В настоящее время преференциальные ставки используются, как правило, в торговле с развивающимися странами.
В рамках Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) с 1971 года стала создаваться Общая система преференций, в соответствии с которой промышленно развитыми странами в одностороннем порядке предоставляются тарифные льготы в пользу развивающихся стран. В отношении товаров, происходящих из развивающихся стран - пользователей национальной схемой преференций Российской Федерации (свыше 100 государств), до 15 мая 1996 года применялись базовые ставки, уменьшенные вдвое, а с 15 мая 1996 года - в размере 75% базовой ставки*(1). Существует отдельный перечень наименее развитых стран - пользователей системой преференций Российской Федерации (свыше 40 государств). В отношении товаров, происходящих из этих государств, применяется режим беспошлинного ввоза. Преференциальный режим ввоза товаров предоставляется только при одновременном выполнении следующих требований: происхождение товара подтверждается специальным сертификатом и выполняются условия прямой поставки и прямой закупки.
С 1994 года перечень стран - пользователей преференциями дополняется списком изъятий из национальной схемы преференций, то есть списком товаров, на которые действие преференциального режима не распространяется, и этот список периодически корректируется.
По максимальным ставкам рассчитываются таможенные пошлины на товары, происходящие из всех остальных государств, а также на товары, страна происхождения которых неизвестна. Иногда эти ставки называют генеральными.
Виды таможенных пошлин
Отечественная тарифная система применяет все три вида таможенных пошлин: адвалорные, специфические, комбинированные. При этом доля адвалорных ставок имеет тенденцию к снижению. Сейчас весомая часть импорта из стран дальнего зарубежья облагается специфическими и комбинированными ставками импортного тарифа. Упомянутые виды ввозных пошлин характеризуются наиболее высокими уровнями ставок импортного тарифа. Достаточно сказать, что специфическими и комбинированными пошлинами в настоящее время охватывается до 15% всей товарной номенклатуры импорта из дальнего зарубежья. И это при том, что согласно экспертной оценке на них приходится более четверти всех поступлений в части таможенного налогообложения импорта. Их взимание с 1999 года производится в привязке к евро. Но номинальный и реальный курс евро по отношению к рублю снижается гораздо более высокими темпами, если сравнивать с аналогичным курсом доллара. Однако будущие тенденции непредсказуемы, и поэтому с фискальной точки зрения целесообразнее жесткую привязку специфических и комбинированных пошлин к евро заменить на двухвалютную. Перевод ставок пошлин с евро на доллары или наоборот было бы целесообразно осуществлять с 1 января очередного бюджетного года, если в текущем году валюта, используемая для исчисления специфической части пошлин, "подешевела" относительно другой сверх установленного Правительством РФ порога. Это сможет защитить бюджет от потерь при колебаниях валютных курсов в будущем.
Сезонные пошлины
Для оперативного регулирования ввоза и вывоза товаров Правительством РФ могут устанавливаться сезонные пошлины, срок действия которых не превышает шести месяцев в году.
Сезонные пошлины появились в российском таможенном законодательстве еще в 1991 году и применяются, как правило, в отношении сельскохозяйственных продуктов и ряда других товаров. Они связаны с сезонными ценами на некоторую продукцию сельского хозяйства (овощи, фрукты, картофель), циклически меняющимися по временам года. В период действия сезонных пошлин ставки обычных таможенных пошлин по данным товарным позициям не применяются.
Специальные пошлины
В целях защиты экономических интересов Российской Федерации к ввозимым товарам могут временно применяться сверх базовых ставок особые виды пошлин: специальные, антидемпинговые и компенсационные.
Закон РФ от 21.05.93 N 5003-1"О таможенном тарифе" определяет эти пошлины как установленные на определенный срок и применяемые к ввозимым на российскую таможенную территорию товарам в целях защиты экономических интересов Российской Федерации. Помимо данного закона законодательным основанием взимания особых видов пошлин являются Федеральные законы от 13.10.95 N 157-ФЗ "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности" (далее - Закон N 157-ФЗ) и от 14.04.98 N 63-ФЗ "О мерах по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами" (далее - Закон N 63-ФЗ).
Специальные пошлины применяются:
- в качестве защитной меры, если товары ввозятся в количествах и на условиях, наносящих или угрожающих нанесением ущерба отечественным производителям;
- как ответная мера на дискриминационные и иные действия, ущемляющие интересы Российской Федерации, со стороны других государств или их союзов.
Срок действия специальной пошлины не должен превышать срок, необходимый для устранения существенного ущерба отрасли российской экономики или для предотвращения угрозы его причинения и адаптации данной отрасли к условиям конкуренции. При этом он не может быть более четырех лет.
Срок действия специальной пошлины может быть продлен Правительством РФ по результатам повторного расследования.
Пунктом 3 ст.6 Закона N 63-ФЗ установлено, что максимальный общий срок действия специальной пошлины не должен превышать восьми лет.
Антидемпинговые пошлины
Антидемпинговые пошлины применяются в случаях ввоза на таможенную территорию Российской Федерации товаров по цене более низкой, чем их нормальная стоимость в стране вывоза в момент этого ввоза, что наносит или угрожает нанести материальный ущерб отечественным производителям подобных товаров либо препятствует организации или расширению производства подобных товаров в Российской Федерации.
Применение антидемпинговых пошлин обусловлено тремя обстоятельствами:
- фактом ввоза товаров на российскую таможенную территорию по цене более низкой, чем их нормальная цена, сложившаяся на момент ввоза товаров в стране экспорта;
- наличием материального ущерба или угрозы его нанесения;
- причинно-следственной связью между ввозом таких товаров, с одной стороны, и нанесением (угрозой нанесения) материального ущерба отечественным производителям подобных товаров либо препятствием организации или расширению производства таких товаров в Российской Федерации - с другой.
Одно из ключевых понятий в антидемпинговом законодательстве - нормальная стоимость товара. В статье 2 Закона N 63-ФЗ она определяется как цена аналогичного или непосредственно конкурирующего товара в государстве производителя или экспортера (союзе иностранных государств) при обычном ходе торговли таким товаром, то есть при купле-продаже товара на внутреннем рынке государства - производителя или экспортера по цене, складывающейся из его средневзвешенной себестоимости и средней нормы прибыли.
Особенности процедуры антидемпингового расследования в Российской Федерации установлены в ст.18 Закона N 157-ФЗ, в ст.19 Закона N 63-ФЗ, а также в Положении о проведении расследования, предшествующего введению специальных защитных мер, антидемпинговых мер или компенсационных мер, утвержденном постановлением Правительства РФ от 11.03.99 N 274.
Срок действия антидемпинговой пошлины не должен превышать пяти лет со дня ее введения или со дня последнего пересмотра ставки такой пошлины в результате повторного антидемпингового расследования. Это установлено п.8 ст.11 Закона N 63-ФЗ. Согласно п.5 ст.11 данного закона ставка антидемпинговой пошлины не должна превышать размер демпинговой маржи.
Если будет установлено, что существенный ущерб отрасли российской экономики не причинен или демпинговая маржа не превышает 2%, либо объем демпингового импорта товара из соответствующего государства не превышает 3% объема импорта данного товара, антидемпинговая пошлина не вводится.
Компенсационные пошлины
Компенсационные пошлины применяются при ввозе на таможенную территорию Российской Федерации товаров, при производстве или вывозе которых прямо или косвенно использовались субсидии, если такой ввоз наносит или угрожает нанести материальный ущерб отечественным производителям подобных товаров либо препятствует организации или расширению производства таких товаров в Российской Федерации.
Подробно правовые основы применения компенсационных мер изложены в Законе N 63-ФЗ, в ст.2 которого, в частности, содержится подробное определение субсидии.
Субсидия иностранного государства (союза иностранных государств) - это финансовая поддержка, несущая в себе преимущества посредством:
- прямого перевода денежных средств;
- полного или частичного освобождения от налогов либо возврата налогов при экспорте товаров в размерах, не превышающих суммы уплаченных сборов или налогов;
- аннулирования долга или предоставления кредита в целях оказания помощи в оплате такого долга;
- льготного или безвозмездного предоставления энергии, материалов, компонентов, полуфабрикатов, услуг, за исключением товаров и услуг, предназначенных для поддержания и развития общей инфраструктуры, то есть инфраструктуры, не связанной только с конкретным производителем и (или) экспортером;
- льготного приобретения товаров;
- договора с частной организацией об осуществлении одной или нескольких перечисленных выше мер поддержки, а также любой поддержки цен или доходов, если таковая ведет к получению дополнительных доходов.
Однако не каждая субсидия является основанием для применения компенсационных мер, а лишь отвечающая одновременно ряду требований, установленных в п.2 ст.12 Закона 63-ФЗ. Для этого она должна быть специфической субсидией и ее размер должен превышать 5% стоимости товара. Кроме того, такая субсидия направляется на возмещение расходов производителя или экспортера на основную деятельность и выдается многократно.
Под специфической субсидией понимается субсидия, доступ к которой ограничен и которая предоставляется конкретному производителю и (или) экспортеру, конкретному союзу производителей или конкретной отрасли экономики либо направлена на стимулирование экспорта товара или на замещение импорта товара.
Применение компенсационной пошлины продолжается до тех пор, пока действует соответствующая субсидия. Однако срок действия компенсационной пошлины не должен превышать пяти лет со дня ее введения или последнего пересмотра ставки пошлины в результате повторного расследования.
Законодательство допускает возможность прекращения взимания компенсационной пошлины, если иностранный производитель (экспортер) примет на себя обязательство о повышении экспортной цены товара в размере субсидии.
Ставка компенсационной пошлины не должна превышать размер установленной иностранным государством субсидии в расчете на единицу соответствующего товара при импорте его в РФ, что установлено п.3 ст.14 Закона N 63-ФЗ.
Временная особая пошлина
В исключительных случаях законодательство допускает введение временных особых пошлин (на срок до четырех-шести месяцев), если информация, полученная до окончания расследования, свидетельствует о наличии чрезмерного, субсидируемого или демпингового импорта товара и существенном ущербе отрасли российской экономики.
Временная особая пошлина вносится плательщиком на депозит ГТК России. Она не подлежит перечислению в доход федерального бюджета до принятия Правительством РФ окончательного решения о введении особой пошлины. Если особая пошлина не будет введена, платеж, вносимый в счет временной пошлины, подлежит возврату.
Правительство РФ вправе не применять специальные, антидемпинговые, компенсационные пошлины, если их введение может причинить существенный ущерб развитию отрасли российской экономики, экономики Российской Федерации в целом или интересам значительной части потребителей товаров, либо по иным существенным причинам государственного значения (ст.23 Закона N 63-ФЗ).
Таким образом, ключевым моментом в принятии решения о введении особых пошлин является нанесение существенного ущерба развитию отраслей российской экономики. Под таким ущербом понимается подтвержденное доказательствами их значительное общее ухудшение. В числе причин ухудшения могут быть следующие: возросший ввоз на таможенную территорию Российской Федерации аналогичного или непосредственно конкурирующего товара либо демпингового импорта такого товара, либо импорта товара, субсидируемого иностранным государством (союзом иностранных государств). Этот ущерб выражается, в частности, в сокращении объема производства такого товара, сокращении его реализации на внутреннем рынке Российской Федерации, снижении рентабельности его производства, замедлении развития отрасли российской экономики, негативном влиянии на товарные запасы, цены, трудоустройство, уровень заработной платы, общую инвестиционную активность и др.
Особые пошлины могут быть введены, если установлена угроза причинения существенного ущерба отрасли российской экономики. Об этом говорится в п.1 ст.4 Закона N 63-ФЗ.
При определении такой угрозы должны учитываться следующие факторы:
- динамика роста импорта, свидетельствующая о реальной возможности его дальнейшего значительного роста в будущем;
- наличие или очевидная неотвратимость увеличения в будущем экспортных возможностей иностранного экспортера, свидетельствующие о возможности увеличения импорта в Российскую Федерацию;
- уровень цен импорта, оказывающий подавляющий эффект или сдерживающее влияние на цены российских производителей, который может привести к дальнейшему росту спроса на товары импорта;
- негативное влияние товара, являющегося объектом расследования.
Заявление о применении особых видов пошлин принимается к рассмотрению:
- в случае специальных пошлин - если на долю российских производителей, поддерживающих такое заявление, приходится не менее 50% общего объема производства аналогичного или непосредственно конкурирующего товара в Российской Федерации;
- в случае антидемпинговых и компенсационных пошлин - если на долю российских производителей, поддерживающих такое заявление, приходится не менее 25% общего объема производства аналогичного или непосредственно конкурирующего товара.
В отдельных случаях для принятия заявления о применении особых пошлин требуется заключение Министерства РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства о последствиях влияния специальных защитных мер, антидемпинговых мер или компенсационных мер на конкуренцию на внутреннем рынке Российской Федерации.
Д.В. Кузин,
аспирант кафедры "Налоги и налогообложение" Финансовой академии
при Правительстве РФ
"Российский налоговый курьер", N 21, ноябрь 2002 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) См.: постановление Правительства РФ от 11.04.96 N 413.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Российский налоговый курьер"
"Российский налоговый курьер" - специализированный практический журнал для главных бухгалтеров, аудиторов и налоговых консультантов. Журнал для тех, кто хочет сдавать налоговую отчетность без проблем!
Свидетельство о регистрации средства массовой информации N 017745 от 29.09.99