Физические лица могут быть участниками
бюджетного процесса
В соответствии со ст.53 Конституции РФ вред, причиненный незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц, возмещается государством. Следовательно, по искам о возмещении такого вреда надлежащим ответчиком является Российская Федерация в лице уполномоченных государственных органов. Это конституционное положение получило свое развитие в ст.ст.16, 1069, п.1 ст.1070 ГК РФ, где установлено, что вред возмещается за счет казны Российской Федерации.
Порядок участия государства в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, определен главой 5 ГК.
С 1 января 2001 г. действует Бюджетный кодекс РФ (далее - БК). В соответствии со ст.8 Федерального закона "О введении в действие Бюджетного кодекса Российской Федерации" он применяется к бюджетным правоотношениям, возникшим после введения его в действие.
Согласно ст.1 БК к бюджетным правоотношениям относятся отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе осуществления расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации. На основании п.10 ст.158 БК главный распорядитель средств федерального бюджета выступает в суде от имени казны Российской Федерации по искам о возмещении вреда, причиненного незаконными решениями и действиями (бездействием) соответствующих должностных лиц и органов по ведомственной принадлежности. Если, скажем, вред причинен установленными судом незаконными действиями должностных лиц милиции, казну представлял главный распорядитель средств федерального бюджета по ведомственной принадлежности - Министерство внутренних дел РФ. Такой порядок стал применяться в практике судов общей юрисдикции. Однако с октября 2001 г. практика изменилась и ответчиком в суде по всем категориям дел выступает Министерство финансов РФ.
Поводом для неприменения в этих случаях бюджетного законодательства стало разъяснение в "Бюллетене Верховного Суда Российской Федерации" N 10 за 2001 год, подготовленное отделом работы с законодательством Верховного Суда РФ и утвержденное постановлением Президиума Верховного Суда РФ. Привожу его.
"Какой орган должен выступать в суде от имени казны Российской Федерации по делам о взыскании денежных средств за счет казны Российской Федерации?
Ответ: Согласно ст.ст.1069, 1070 ГК РФ ответственность за вред, причиненный государственными органами, органами местного самоуправления, их должностными лицами, а также за вред, причиненный незаконными действиями органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда, подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации или казны муниципального образования.
В силу ст.1071 ГК РФ в случаях, когда причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, от ее имени выступает Министерство финансов РФ...
Поскольку физические лица в перечне участников бюджетного процесса, приведенном в ст.152, не указаны, они не являются таковыми и нормы Бюджетного кодекса Российской Федерации к правоотношениям, в которых одной из сторон выступают граждане, не применимы".
Но вывод относительно физических лиц сделан без полного, всестороннего и объективного изучения норм Бюджетного кодекса РФ.
Чтобы разобраться в данной ситуации - применяется или не применяется бюджетное законодательство в данных правоотношениях, обратимся к ст.1071 ГК, которая была процитирована в разъяснении в довольно усеченном виде. Поэтому приведем ее полный текст: "В случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 настоящего Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина".
Напомним также содержание п.3 ст.125 ГК: "В случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными актами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, по их специальному поручению от их имени могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане".
Одним из таких федеральных законов, о которых идет речь в п.3 ст.125, и является в настоящее время Бюджетный кодекс РФ.
Действительно, физические лица не вошли в список участников бюджетного процесса, предусмотренный ст.152 БК. Но этот список законодателем не закрыт, поскольку есть оговорка, что участниками бюджетного процесса также являются другие получатели бюджетных средств. К ним, анализируя соответствующие статьи БК, в полной мере можно отнести физических лиц.
В силу п.1 ст.227 БК расходование бюджетных средств осуществляется путем списания денежных средств с единого счета бюджета, в размере подтвержденного бюджетного обязательства, в пользу физических и юридических лиц. В соответствии же со ст.239 БК иммунитет бюджета представляет собой правовой режим, при котором обращение взыскания на бюджетные средства осуществляется на основании судебного акта, предусматривающего возмещение убытков, причиненных физическому или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов или их должностных лиц. Исходя из изложенного, физические лица могут быть участниками бюджетного процесса, и требования, предусмотренные п.10 ст.158 БК, должны учитываться судебными органами при вынесении решений.
В. Гнеденко,
юрист (г.Пермь)
"Российская юстиция", N 12, декабрь 2002 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Физические лица могут быть участниками бюджетного процесса
Автор
В. Гнеденко - юрист (г.Пермь)
"Российская юстиция", 2002, N 12, стр.29