Администрации муниципальных образований автономного округа заключают договоры с кредитными организациями на получение кредитных денежных средств. Получаемые деньги будут направлены на строительство жилых домов с последующим их распределением гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий. Для этого необходимо нотариальное удостоверение договоров ипотеки (залога недвижимости).
Учитывая, что сделка направлена на последующее обеспечение конституционного права граждан на жилище, улучшение их жилищных условий, можно ли освободить администрации муниципальных образований округа от уплаты государственной пошлины за нотариальное удостоверение договоров ипотеки (залога недвижимости) в соответствии со ст.5 Закона РФ от 09.12.1991 N 2005-1 "О государственной пошлине"?
Согласно подпункту 1 п.5 ст.5 Закона N 2005-1 от уплаты государственной пошлины в органах, совершающих нотариальные действия, освобождаются органы государственной власти, органы местного самоуправления и иные органы, обращающиеся в случаях, предусмотренных законом, за совершением нотариальных действий в защиту государственных и общественных интересов.
В соответствии с п.1 и 2 ст.40 Конституции Российской Федерации каждый гражданин Российской Федерации имеет право на жилище. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.
Согласно абзацу второму преамбулы Закона РФ от 24.12.1992 N 4218-1 "Об основах федеральной жилищной политики" (далее - Закон N 4218-1) целью федеральной жилищной политики является, в частности, создание условий для привлечения внебюджетных источников финансирования (средств населения, предприятий, учреждений, организаций, общественных объединений, отечественных и иностранных предпринимателей, кредитов банков и других источников).
Положениями ст.2 Закона N 4218-1 предусмотрено, что гражданам, не обеспеченным жильем по установленным нормативам, государство оказывает помощь, в том числе используя систему компенсаций (субсидий) и льгот по оплате строительства, содержания и ремонта жилья.
В соответствии с п.7 ст.3 Закона N 4218-1 органы государственной власти и управления, органы местного самоуправления обеспечивают поддержку банкам, предоставляющим льготные кредиты для жилищного строительства.
Согласно абзацам второму и третьему ст.25 Закона N 4218-1:
- граждане вправе получить в установленном порядке компенсации (субсидии), льготные кредиты, ссуды от органов государственной власти и управления, органов местного самоуправления для реализации права на жилище;
- условия получения компенсаций (субсидий), льготных кредитов, ссуд, кредитов под залог недвижимости, отсрочки погашения ссуд, изъятия при неуплате заложенного имущества, индексации ежемесячных выплат с учетом уровня доходов семьи регулируются Правительством РФ и Банком России.
Ввиду вышеуказанного действия администраций муниципальных образований автономного округа, заключающих договоры ипотеки (залога недвижимости) с кредитными организациями на получение кредитных денежных средств, направляемых на строительство жилых домов для граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, являются действиями, направленными в защиту государственных и общественных интересов.
Следовательно, согласно ст.5 Закона N 2005-1 администрации муниципальных образований автономного округа за нотариальное удостоверение таких договоров должны освобождаться от уплаты государственной пошлины.
Н.А. Орехов,
советник налоговой службы Российской Федерации III ранга
1 ноября 2002 г.
"Налоговый вестник", N 11, ноябрь 2002 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Налоговый вестник"
Журнал основан в 1994 г. Государственной налоговой службой РФ
Издатель ИД "Налоговый вестник"
Свидетельство о регистрации N 016790
Редакция: 127473, Москва, 1-й Волконский пер., д. 10, стр. 1