Налогообложение библиотек
Библиотеки, являясь учреждениями культуры и искусства, имеют некоторые особенности налогообложения. Федеральным законом от 24.07.2002 N 110-ФЗ в НК РФ введена новая ст.321.1, регулирующая особенности ведения налогового учета бюджетными организациями. А так как большое число библиотек в нашей стране финансируется за счет бюджета, ее нормы затрагивают значительную часть отрасли. Кроме того, применение главы 25 НК РФ также содержит ряд особенностей для библиотек, являющихся самостоятельными организациями, о которых идет речь в предлагаемой статье.
Библиотечное дело - это отрасль информационной, культурно-просветительской и образовательной деятельности. В ее задачи входят: создание и развитие сети библиотек; формирование и обработка их фондов; организация библиотечного, информационного и справочно-библиографического обслуживания их пользователей и др.
Основные принципы деятельности библиотек изложены в Федеральном законе от 29.12.94 N 78-ФЗ "О библиотечном деле" (далее - Закон о библиотечном деле). По определению, данному в этом законе, библиотекой называется информационное, культурное, образовательное учреждение, располагающее организованным фондом тиражированных документов и предоставляющее их во временное пользование физическим и юридическим лицам. Библиотека может быть самостоятельным учреждением или структурным подразделением предприятия, учреждения, организации.
Создание библиотеки
Библиотеки могут иметь различные формы собственности. Это разрешено Законом о библиотечном деле*(1).
Библиотека считается учрежденной и приобретает права юридического лица со дня ее государственной регистрации. Не обладающие правами юридического лица библиотеки в случае придания им такого статуса также проходят процедуру регистрации.
Учредителями библиотек могут быть собственники имущества либо уполномоченные ими физические или юридические лица, а также органы культуры.
Обязательства по финансированию и материально-техническому обеспечению библиотеки принимает на себя ее учредитель. Он утверждает устав библиотеки. В уставе должны быть закреплены: юридический статус; источники финансирования; основные задачи деятельности; условия доступности; имущественные отношения между библиотекой и ее учредителями; порядок управления.
Имущественные и финансовые отношения между библиотекой и ее учредителем регулируются действующим законодательством и учредительными документами (ст.22 Закона о библиотечном деле).
Источники финансирования библиотек
Источники финансовых средств библиотек определены Положением об основах хозяйственной деятельности и финансирования организаций культуры и искусства, утвержденным постановлением Правительства РФ от 26.06.95 N 609 (далее - Положение). К ним относятся:
- бюджетные ассигнования и другие поступления от учредителей; доходы от платных форм деятельности; платежи за оказание услуг по договорам с юридическими и физическими лицами;
- добровольные пожертвования, субсидии, средства, полученные по завещаниям;
- кредиты банков и иных кредитных учреждений;
- другие доходы и поступления в соответствии с законодательством РФ.
Бюджетные ассигнования выделяются на следующие цели:
- оплату труда работников, как состоящих в штате, так и привлекаемых по договорам;
- содержание зданий (включая расходы на коммунальные услуги, освещение, текущий ремонт и прочие аналогичные расходы), оборудования, транспорта и (или) затраты на их аренду;
- комплектование библиотечных фондов, обеспечение особого режима их хранения, приобретение материалов для их реставрации, научно-методическую деятельность;
- оснащение современными техническими средствами и оборудованием, в том числе обеспечивающими безопасность фондов хранения и здания библиотеки;
- проведение капитального ремонта;
- реставрацию памятников истории, культуры и архитектуры, переданных в пользование библиотеке;
- другие затраты, связанные с основной деятельностью библиотеки.
Запрещается нецелевое использование бюджетных ассигнований, выделяемых на осуществление основной деятельности организации культуры, в том числе их размещение на депозитных счетах кредитных учреждений и приобретение ценных бумаг для получения организацией культуры дополнительного дохода*(2).
Средства, поступающие из различных источников, в том числе доходы библиотеки от предусмотренной уставом деятельности, включаются в общий доход библиотеки и образуют единый фонд финансовых средств. В этот фонд не входят средства от ведения предпринимательской деятельности, ассигнования на капитальный ремонт, реставрацию памятников истории и культуры, содержание природных комплексов и объектов, оснащение техническими средствами и оборудованием, а также добровольные пожертвования, имеющие целевое назначение.
Из средств общего дохода библиотека возмещает материальные затраты, рассчитывается по обязательствам с юридическими и физическими лицами, выплачивает проценты за кредит, заработную плату, надбавки, доплаты и другие выплаты стимулирующего характера, производит начисления на заработную плату и иные текущие расходы.
Средства, не использованные за отчетный период, не могут быть изъяты у библиотеки и не учитываются в объеме финансирования на следующий отчетный период (ст.24 Закона о библиотечном деле).
Для улучшения материального обеспечения деятельности библиотек независимо от их форм собственности создаются специальные фонды. Это фонды развития библиотек. Они могут быть как государственными, так и негосударственными. Источником их формирования являются взносы их учредителей, поступления от предприятий, учреждений, организаций, благотворительные взносы граждан и общественных объединений, доходы от проведения специальных лотерей, аукционов и других коммерческих мероприятий.
Средства данных фондов используются для финансирования программ развития библиотечного дела, координации и кооперации деятельности библиотек, а также иных мероприятий. Порядок использования этих средств предусмотрен уставами фондов, утверждаемыми их учредителями (ст.25 Закона о библиотечном деле).
Учет библиотечного фонда
Учет фонда библиотек ведется в соответствии с Инструкцией об учете библиотечного фонда. Она утверждена приказом Минкультуры России от 02.12.98 N 590 и содержит комплекс операций, обеспечивающих фиксацию сведений о величине, составе и движении фонда по установленным инструкцией правилам. На основании данных учета библиотечного фонда ведется государственный статистический учет, составляется отчетность библиотеки, планируется ее деятельность, обеспечивается контроль за наличием и движением документов.
Существуют как обязательные правила ведения учета библиотечного фонда, так и факультативные, то есть разрабатываемые самой библиотекой.
К обязательным относятся следующие правила:
- осуществление суммарного и индивидуального учета поступающих в библиотечный фонд и выбывающих из него документов в установленных единицах учета;
- последовательность применения установленных единиц учета и их изменения согласно нормативным документам по учету библиотечных фондов;
- обеспечение сопоставимости единиц учета фонда в экземплярах с единицами их хранения и выдачи, за исключением газет, журналов, листовых изданий;
- соблюдение преемственности организации учета в целях сопоставимости учетной информации.
Факультативные правила включают в себя:
- учет, предусматривающий статус, особенности организации и структуры фонда и обеспечивающий достоверные результаты согласно требованиям Инструкции об учете библиотечного дела;
- ведение записи в инвентарных книгах (листах, журналах), книгах суммарного учета фонда (книгах учета библиотечного фонда) на отдельных листах, в карточной форме, в виде распечаток, полученных на компьютере, а также в машинохранимых файлах, записанных на диске, дискете и других носителях, обеспечивающих долговечное хранение и воспроизведение учетной документации;
- введение в учетные документы наряду с обязательным факультативного набора показателей, учитывая специфику конкретной библиотеки;
- определение сроков содержания и состава документов фонда временного хранения (за исключением бесплатных обязательных экземпляров, ценных и редких изданий и архивных документов);
- оценку стоимости документов с использованием переоценочных коэффициентов, установленных Правительством Российской Федерации, и рыночных цен;
- введение количественных и стоимостных нормативов списания документов, утраченных по неустановленным причинам (недостача), как в отдельной библиотеке, так и в Централизованной библиотечной системе (ЦБС). Величина и порядок их исчисления утверждаются учредителем в соответствии с уставом или положением о библиотеке;
- распоряжение списанными из фонда библиотеки документами, кроме случаев, предусмотренных законодательством;
- определение в соответствии с действующим законодательством способов и размеров компенсации ущерба, нанесенного пользователями фондов библиотеки.
Ответственность за правильность организации учета библиотечного фонда возложена на администрацию библиотеки и сотрудников согласно должностным обязанностям.
Учет поступлений в библиотечный фонд
Документы, поступающие в фонд библиотеки, учитываются дифференцированно путем их подразделения на документы постоянного, длительного и временного хранения.
Суммарный учет всех видов документов, поступающих или выбывающих из библиотечного фонда, производится партиями по одному сопроводительному документу (лист государственной регистрации, накладная, реестр, акт). Если сопроводительный документ отсутствует, составляется акт приема. Формой такого учета является книга (журнал, листы) суммарного учета библиотечного фонда в традиционном или машиночитаемом виде. Сведения о движении фонда фиксируются в трех частях данной книги или другой форме суммарного учета библиотечного фонда:
- часть 1 - "Поступление в фонд";
- часть 2 - "Выбытие из фонда";
- часть 3 - "Итоги движения фонда".
Все периодические издания независимо от материальной основы носителя информации подлежат суммарному учету.
Основанием для внесения периодических изданий в книгу суммарного учета библиотечного фонда является акт, составляемый получателем по мере завершения поступлений периодических изданий текущего года.
Учет выбытия из библиотечного фонда
Выбытие документов из библиотечного фонда оформляется актом об исключении и отражается в книге суммарного учета и в формах индивидуального учета фонда. В каждом акте фиксируются сведения о документах, исключаемых по определенной причине: ветхость (физический износ); дефектность; устарелость по содержанию; дублетность; непрофильность; утрата (с указанием конкретных обстоятельств утраты).
Для подтверждения невозможности взыскания задолженности с читателя в качестве основания принимаются зафиксированные в его читательском формуляре напоминания о возврате документов, направленные библиотекой в его адрес заказным письмом или открыткой с уведомлением, а также справки из адресного стола, отказ на взыскание по исполнительному листу.
В случае утери книг или документов читатель представляет другие. В тетради учета книг и других документов, принятых от читателей взамен утерянных, об этом делается запись. На основании таких записей составляются акты на поступление и выбытие, которые регистрируются в соответствующих частях Книги суммарного учета библиотечного фонда.
Если от читателей взамен утерянных книг или других документов принимаются деньги, то составляется приходный ордер и выдается квитанция.
Документы, исключаемые как непрофильные и дублетные, могут безвозмездно передаваться в порядке книгообмена в другие библиотеки.
Порядок продажи списанных из фондов библиотеки документов предусмотрен правовыми нормативными актами, а также положением или уставом библиотеки. Денежные средства за реализованные издания поступают на счет библиотеки и расходуются в соответствии с Положением.
Сведения о выбывших из библиотеки документах отражаются в части 2 книги суммарного учета библиотечного фонда или другой форме суммарного учета с указанием причин выбытия.
Итоги движения фонда подводятся в обязательном порядке за год. В зависимости от принятого в библиотеке порядка учета подведение итогов движения периодических изданий может производиться за квартал, полугодие или год на основании актов.
Для учета и контроля списанных документов вводятся показатели "Передано", "Продано", "Сдано в макулатуру". Набор показателей, отражающих распределение документов по видам и содержанию, идентичен во всех трех частях книги суммарного учета библиотечного фонда или другой форме учета.
Имущество библиотек
Налог на имущество библиотек
Государственные, муниципальные и другие общедоступные библиотеки, предоставляющие возможность пользования их фондами и услугами юридическим лицам независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности и гражданам без каких-либо ограничений, имеют право на выделение им в безвозмездное пользование земельных участков и производственных помещений для улучшения библиотечного обслуживания населения.
Закрепленное за библиотекой имущество находится в оперативном управлении. Контроль за его использованием осуществляют Госкомимущество России или его территориальные органы, а также соответствующие органы исполнительной власти, на которые возложено регулирование деятельности организаций культуры. Библиотека обязана обеспечить сохранность и эффективное использование закрепленного за ней имущества по назначению в соответствии с уставом (п.16 Положения).
Собственник данного имущества вправе изъять излишнее, неиспользуемое либо используемое не по назначению имущество и распорядиться им по своему усмотрению (ст.296 ГК РФ).
Кроме того, библиотеки могут приобрести имущество за счет имеющихся у них финансовых средств, в том числе доходов от предусмотренной уставом деятельности, или получить его в форме дарения, пожертвования юридических и физических лиц, а также по завещанию, договору или на иных основаниях (п.11 Положения).
Имущество бюджетных учреждений и организаций, а также используемое исключительно для нужд образования и культуры, налогом на имущество не облагается. Это установлено пунктами "а" и "г" ст.4 Закона РФ от 13.12.91 N 2030-1 "О налоге на имущество предприятий" и п.5 инструкции Госналогслужбы России от 08.06.95 N 33 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на имущество предприятий". При этом к такому имуществу, в частности, относится имущество библиотек, используемое по назначению (пп."г" п.5 Инструкции N 33)*(3).
Если же библиотека не является бюджетным учреждением, она также имеет право на льготу по налогу на имущество, за исключением имущества (или его доли), используемого для иной предпринимательской деятельности, например для сдачи помещения в аренду под торговую деятельность. Тогда стоимость имущества библиотеки подлежит налогообложению налогом на имущество исходя из занимаемой площади под торговую деятельность.
Амортизируемое имущество
Имущество бюджетных организаций относится к амортизируемому, если оно приобретено в целях осуществления предпринимательской деятельности. Это установлено изменениями в пп.1 п.2 ст.257 НК РФ, внесенными Федеральным законом от 24.07.2002 N 110-ФЗ.
Для библиотек, являющихся самостоятельными организациями, приобретаемые издания (книги, брошюры и иные подобные объекты), а также имущество, приобретенное или полученное за счет или в качестве средств целевых поступлений, не являются амортизируемым имуществом (подпункты 2 и 6 п.2 ст.257 НК РФ). Кроме того, если имущество получено в безвозмездное пользование на какие бы то ни было цели, оно исключается из состава амортизируемого, что установлено п.3 ст.256 НК РФ.
Обложение НДС деятельности библиотек
От обложения НДС освобождаются следующие услуги: по предоставлению напрокат аудио-, видеоносителей и книг из фондов библиотек; изготовлению копий в учебных целях и учебных пособий, фотокопированию, репродуцированию, ксерокопированию, микрокопированию с печатной продукции и документов из фондов библиотек; доставке читателям и приему у читателей печатной продукции из фондов библиотек; составлению списков, справок и каталогов фондов библиотек; реализация каталогов и буклетов (пп.20 п.2 ст.149 НК РФ). Эти услуги не облагаются НДС независимо от того, осуществляются они платно или бесплатно.
Все остальные операции (реализация изданий, оплата читателями утерянных книг, реставрация библиотечного фонда, сдача движимого имущества в аренду и т.д.) являются объектами налогообложения в общепринятом порядке.
Все виды печатных изданий, получаемых государственными и муниципальными библиотеками по международному книгообмену, НДС не облагаются (пп.5 п.1 ст.150 НК РФ).
Налог на прибыль
Прежде всего необходимо иметь в виду, что пунктами 32-34 Положения установлены следующие правила для организаций культуры и искусства:
- обязательным документом при ежегодном планировании деятельности организации культуры является смета доходов и расходов организации культуры. Планирование предпринимательской деятельности организации культуры и учет средств, полученных от такой деятельности, ведутся обособленно;
- в соответствии с законодательством РФ формы и системы оплаты труда работников, виды и размеры надбавок, доплат и других выплат стимулирующего характера, а также структура и штаты устанавливаются организацией культуры самостоятельно в пределах имеющихся средств на оплату труда;
- организация культуры самостоятельно устанавливает цены (тарифы) на платные услуги и продукцию, включая цены на билеты, кроме случаев, когда законодательством РФ предусматривается государственное регулирование цен (тарифов) на отдельные виды продукции (товаров, услуг).
- при проведении платных мероприятий организация культуры устанавливает льготы на их посещение для детей дошкольного возраста, учащихся, инвалидов и военнослужащих срочной службы.
Библиотекам, являющимся бюджетными учреждениями, в целях исчисления налога на прибыль следует учитывать положения ст.321.1 НК РФ, которая вступила в силу с 1 августа 2002 года.
Пунктом 1 данной статьи определено, что бюджетным учреждениям, получающим доходы от физических и юридических лиц по операциям реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав и внереализационные доходы, необходимо вести раздельный учет.
Порядок учета доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования, установлен ст.321.1 НК РФ. Учет же доходов (расходов), полученных (произведенных) за счет иных источников, ведется в общеустановленном порядке. Кроме того, расходы, предусмотренные за счет средств целевого финансирования, выделяемого по смете доходов и расходов бюджетного учреждения, не могут быть покрыты за счет прибыли от коммерческой деятельности до того, как с нее исчислен налог. Иначе говоря, расходы по смете доходов и расходов библиотеки могут осуществлять за счет прибыли, оставшейся после налогообложения (п.1 ст.321.1 НК РФ).
Аналитический учет доходов и расходов по средствам целевого финансирования и целевых поступлений ведется по каждому виду поступлений с учетом требований главы 25 НК РФ. При этом такие доходы и расходы не учитываются при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль.
Согласно п.5 ст.321.1 НК РФ если бюджетное учреждение занимается коммерческой деятельностью, бухгалтерский учет необходимо вести в соответствии с положениями главы 25 НК РФ. Очевидно, здесь допущена опечатка и имеется в виду налоговый, а не бухгалтерский учет. Поэтому, по нашему мнению, бюджетным учреждениям не следует перестраивать свой бухгалтерский учет в соответствии с главой 25 НК РФ. Налоговый учет по коммерческим операциям, напротив, необходимо вести в общеустановленном порядке.
Некоммерческие библиотеки, являющиеся самостоятельными организациями, ведут налоговый учет в соответствии с главой 25 НК РФ. При этом если такие библиотеки получают целевые поступления, они должны вести раздельный учет доходов (расходов), получаемых (осуществляемых) в рамках целевого финансирования (пп.14 п.1 ст.251 НК РФ). В противном случае такие доходы являются объектом налогообложения с момента их получения и относятся к внереализационным доходам. Средствами целевого финансирования признаются денежные средства или иное имущество, если они предоставлены:
- на безвозмездной и безвозвратной основе;
- на осуществление конкретных программ в области образования, искусства, культуры, охраны окружающей среды, проведение конкретных научных исследований;
- на условиях, определяемых лицом, предоставляющим эти средства, с обязательным последующим предоставлением ему отчета об их целевом использовании.
Пример
Общественная организация является учредителем некоммерческой библиотеки. Библиотека получает от общественной организации средства целевого финансирования.
С 10 по 30 сентября 2002 года библиотекой осуществлены следующие операции:
- получен ксерокс от ООО "Прогресс" стоимостью 12 000 руб. по договору дарения;
- получена компенсация от читателей за утерю печатных изданий на сумму превышения учетной стоимости 1200 руб. (в том числе НДС - 200 руб.);
- приобретены за счет средств целевого финансирования печатные издания на сумму 8100 руб. (в том числе НДС - 1350 руб.);
- начислена заработная плата сотрудникам по смете доходов и расходов за счет средств целевого финансирования на сумму 15 000 руб.;
- получены средства от арендаторов за аренду части здания под проведенную выставку на сумму 21 000 руб. (в том числе НДС - 3500 руб.);
- отреставрированы книги за счет средств целевого финансирования на сумму 5000 руб.;
- списаны и проданы печатные издания на сумму 3000 руб. (в том числе НДС - 500 руб.);
- оказаны платные услуги: подбор литературы на заданную тему - 1300 руб.; ксерокопирование - 800 руб.; предоставление напрокат печатной и видеопродукции - 1800 руб.; сдача в аренду оборудования для просмотра видеоматериалов, являющаяся уставным видом деятельности, - 1200 руб. (в том числе НДС - 200 руб.).
В налоговом учете библиотеки будут сделаны следующие записи:
- поскольку ксерокс получен не за счет целевого финансирования, согласно п.8 ст.250 НК РФ в регистре внереализационных доходов отражается его стоимость - 12 000 руб. Со следующего месяца (октября) по ксероксу будет начисляться амортизация (п.2 ст.259 НК РФ);
В регистрах расходов в рамках целевого финансирования отражаются суммы:
- 6750 руб. (8100 руб. - 1350 руб.) - расходы на приобретение печатных изданий;
- 15 000 руб. - заработная плата сотрудников;
- 5000 руб. - расходы на реставрацию книг.
В регистре доходов от реализации учитываются суммы:
- 1300 руб. - оплата за подбор литературы на заданную тему;
- 800 руб. - оплата за ксерокопирование;
- 1800 руб. - оплата за предоставление напрокат печатной и видеопродукции;
- 1000 руб. (1200 руб. - 200 руб.) - доходы от сдачи в аренду оборудования для просмотра видеоматериалов*(4).
В регистре внереализационных доходов:
- 17 500 руб. (21 000 руб. - 3500 руб.) - доходы от сдачи имущества в аренду.
- поскольку п.9.10 Инструкции об учете библиотечного фонда определено, что средства от продажи списанных изданий расходуются в соответствии с Положением, то есть по смете доходов и расходов, в бухгалтерском учете они отражаются обособленно в учете средств целевого финансирования. В налоговом учете эти суммы включаются в состав внереализационных доходов:
- 2500 руб. (3000 руб. - 500 руб.) - поступления от реализации списанных и проданных печатных изданий;
- 1000 руб. (1200 руб. - 200 руб.) - компенсация, полученная от читателей за утерю печатных изданий.
О.Л. Арутюнова,
эксперт "РНК"
"Российский налоговый курьер", N 23, декабрь 2002 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Любое юридическое или физическое лицо имеет право на создание библиотеки на территории Российской Федерации.
*(2) Поступление средств из внебюджетных источников не является основанием для уменьшения размера бюджетных ассигнований библиотеке.
*(3) Имущество, приобретенное библиотекой за счет бюджетных ассигнований и не используемое в коммерческой деятельности, налогом на имущество не облагается. Если библиотека - бюджетное учреждение, имущество, приобретенное ею с целью осуществления коммерческой деятельности, независимо от источника финансирования также не будет объектом налогообложения.
*(4) Подбор литературы (услуги по составлению списков), услуги по ксерокопированию и предоставлению напрокат печатной и видеопродукции НДС не облагаются (пп.20 п.2 ст.149 НК РФ).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Российский налоговый курьер"
"Российский налоговый курьер" - специализированный практический журнал для главных бухгалтеров, аудиторов и налоговых консультантов. Журнал для тех, кто хочет сдавать налоговую отчетность без проблем!
Свидетельство о регистрации средства массовой информации N 017745 от 29.09.99